Система работы учителя – логопеда
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные и подгрупповые занятия, а также самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно-речевой среде.
Учебный год начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и делится на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период – декабрь, январь, февраль;
III период – март, апрель, май, июнь.
Сентябрь отводится для педагогического обследования детей, сбора анамнеза, индивидуальных занятий с детьми, наблюдений за детьми в режимных моментах, составления и обсуждения плана работы. С первого октября начинаются занятия с детьми в соответствии с утвержденной рабочей программой группы.
Вторая половина мая отводится для педагогического обследования по результатам коррекционно-развивающей работы, рекомендаций продления нахождения ребёнка в данной группе или выбора для него другого образовательного маршрута; индивидуальных занятий с детьми.
Коррекционно-развивающую работу условно можно разделить на разделы:
- развитие словаря;
- формирование и совершенствование грамматического строя речи:
- развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза;
- обучение элементам грамоты;
- развитие связной речи и речевого общения;
- развитие психических функций;
- развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений;
- развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.
Содержание разделов наполняется в соответствии с ОП ДО и парциальными программами, различными технологиями.
Основные цели и задачи
Цели:
- осуществление необходимой речевой коррекции в развитии воспитанников;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание интереса и любви к чтению.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
- развитие всех компонентов устной речи детей: формирование и совершенствование грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;
- развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи,
- коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью
- слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза);
- обучение элементам грамоты;
- формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие литературной речи;
- воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;
- развитие диафрагмального дыхания;
- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Литература, используемая учителем - логопедом
1. Логопедия. Под редакцией Л.С. Волковой.
2. Лопатина. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвитие у детей дошкольного возраста.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.
5. Косинова Е. Пишем вместе с логопедом.
6. Костылева Н.Ю. 100 занимательных упражнений с буквами и звуками.
7. Крепчук О.И. Научите меня говорить правильно.
Модель ежедневного планирования подгрупповых занятий учителя-логопеда
Сентябрь 4 неделя
Разделы работы | Дни недели | |||
вторник | среда | четверг | пятница | |
Общие речевые навыки Зрительное и слуховое внимание | Зрительное внимание «Четвертый лишний» (признаки осени). | Работа над четкостью дикции в двустишии: Зайка, майка и сарай – Чем похожи? Угадай! | Работа над четкостью дикции и произношением «На что похожи листья?» | Развитие силы голоса и речевого дыхания «Кто кого?» |
Общая моторика. Речь с движением Мелкая моторика | «Осень» пальчиковая гимнастика Выкладывание буквы й из палочек | «Дождик» Печатание буквы й в тетради | «Осень» (повторение) Штриховка листика клена | «Дождик» (повторение) Самомассаж |
Лексика. Связная речь. Грамматика | Осень. Месяцы. Периоды. Приметы. Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней. Введение новой лексики. | Лото «Один - много» по теме Деревья. Актуализация словаря по теме Осень. Составление предложений об осени по картинке. Распространение предложений прилагательными. | Пересказ рассказа «Осенние дожди» | Образование относительных прилагательных (тема «Деревья»). «Разноцветные листья» |
Грамота. Развитие навыков языкового анализа и синтеза | Чтение предложений с пройденными буквами. Слоговой анализ слов названий деревьев. | Чтение слогов и слов с буквой Й. Развитие фонематического слуха. Выделение звука Й из ряда звуков, слогов, слов. «Зажги фонарик» | Чтение предложений с буквой Й. Звуковой анализ слов ИВА, БУК. Работа на магнитной доске. | Ребус Ива. Составление и анализ предложений об осени. (с опорой на картинки) |
Звукопроизношение | Дифференциация звуков р – рь в парах слогов | |||
Работа над слоговой структурой слова | Работа над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (ненастье, листопад) |