Перестройка экономической политики. Курс на перестройку, провозглашенный М.С.Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, не смог решить главную задачу – вывести Советский Союз из глубочайшего кризиса, вызванного обвалом экспортных цен на нефть и другие энергоносители. Поэтому в условиях тотального дефицита, вызванного обвалом экспортных цен на энергоносители, руководство страны было вынуждено пойти на перестройку экономической политики.
В конце 1980-х годов правящая элита во главе с М.С.Горбачевым пытается провести некоторые реформы в экономике СССР. К этому ее побуждали многочисленные факты бесхозяйственности и безответственности. Наиболее ярким примером безответственного отношения к трудовым обязанностям явилась авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г., когда из-за нарушений во время испытаний произошел взрыв атомного реактора четвертого блока АЭС. Катстрофа на атомной станции ускорила принятие законов по реформированию экономической деятельности в СССР.
Главная цель экономической реформы состояла в переходе от административных методов управления предприятиями к экономическим механизмам воздействия на производительность труда и выпуск продукции. С этой целью принимаются законы, направленные на развитие рыночных механизмов и предпринимательской деятельности в стране. Так, в июне 1987 года был принят закон «О государственном предприятии», который был призван расширить экономическую самостоятельность фабрик и заводов. Закон позволял предприятиям по своему усмотрению распоряжаться частью прибыли (созвучно с реформами А.Н.Косыгина 60-х годов).
В феврале 1990 г. Верховный Совет принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Контроль за землепользованием возлагался на местные Советы народных депутатов.
|
В марте 1990 г. принимается закон «О собственности в СССР», вводивший понятия «коллективная собственность», «собственность граждан» и «госсобственность». Закон допускал, пусть с осторожностью, смешанные формы собственности. Начинается приватизация госсобственности, в ходе которой новыми собственниками в результате целого ряда махинаций и ухищрений становились бывшие руководители предприятий, а также дельцы, связанные с криминальной средой.
В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивавший полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось понятие «общесоюзный рынок», основой формирования и функционирования которого, признавалась «самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства.
В июне 1990 г. вышел Закон «О предприятиях в СССР», разрешавший кооперативное движение и предпринимательскую деятельность. Это был первый серьезный шаг к рыночной экономике. Многие известные сейчас бизнесмены «выросли» из кооперативов. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам.
|
После уплаты налогов и других платежей в бюджет чистая прибыль поступала в полное распоряжение предприятий. Основу планов предприятия стали составлять мероприятия по выполнению договоров, заключенных с поставщиками и потребителями. Договор стал основой всех отношений, в которые вступало предприятие. Предприятие несло финансовую и материальную ответственность за выполнение условий договора.
Предприятие само устанавливало цены на свою продукцию. Государство обязано было обеспечивать предприятию, независимо от форм собственности, равные правовые и экономические условия хозяйствования, способствовать развитию рыночных отношений и при их регулировании использовать лишь экономические рычаги. Тем самым был сделан серьезный шаг на пути к рыночным отношениям в экономике.
В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР. Они устанавливали порядок создания и модернизации основных фондов, пополнения оборотных средств за счет ценных бумаг, целевых денежных вкладов, научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей, имущественных прав и др. Субъектами то есть, инвесторами и участниками могли быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.
17 мая 1991 г. принимаются законы «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров в Высшем Арбитражном Суде СССР». Подсудностью Арбитражного суда стали споры между хозяйствующими субъектами.
|
Таким образом, в период перестройки создавались условия для функционирования многоукладной рыночной экономики. В целом законодательство периода перестройки заложило определенную правовую основу для последующих социально-экономических преобразований в России. Однако в период перестройки эта работа не получила своего логического завершения, так как до конца не демонтировала прежнюю административно-командную систему управления экономикой. Попытки сочетать плановую и рыночную экономику только разрушали сложившиеся связи и договорные отношения предприятий, но не приводили к позитивным результатам, которых ожидало общество.
Из-за отсутствия четкого плана последовательного проведения государственно-правовых реформ и борьбы с системным кризисом не принималось кардинальных, жизненно необходимых решений. Реформы М.С.Горбачева, проводившиеся под лозунгами перестройки и ускорения, носили половинчатый характер, проводились непоследовательно и бессистемно, и поэтому были не способны вывести страну из тяжелейшего кризиса. Нерешительность, топтание на месте, повторение из года в год тезисов о том, что «процесс пошел» уже не могли обмануть общество. Рекомендации и указания, провозглашенные с трибуны, но не подкрепленные конкретной организаторской работой, не могли наполнить прилавки и витрины магазинов товарами народного потребления, ликвидировать очереди.
Эти и другие просчеты авторов перестройки экономики привели к дальнейшему обострению социально-экономических проблем. В результате падения промышленного и сельскохозяйственного производства, инфляции, снижения цен на нефть уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными продовольственная, жилищная, экологическая и другие социальные проблемы.
Общество нуждалось в иных, более решительных и эффективных мерах. Однако ожидаемые обществом изменения в экономике, в деятельности государственных органов, экономических структур так и не наступили. Такое промедление грозило стране экономическими и политическими потрясениями, что в конечном итоге и произошло в форме «парада суверенитетов», забастовочного движения и национальных конфликтов, жесточайшего экономического кризиса. В конце 80-х годов волна забастовок охватила шахты Кузнецкого и Донецкого угольных бассейнов. Только в Донбассе в забастовочном движении участвовало свыше 300000 шахтеров. Все это послужило толчком к смене власти, к переходу от коммунистического тоталитарного режима, к политической системе, исповедующей более демократические принципы и рыночные методы хозяйствования.