Конституция Российской Федерации 1993 г.




В соответствии с решением Б.Н.Ельцина на 12 декабря 1993 г. был назначен всенародный референдум по проекту Конституции РФ и одновременно были назначены выборы в двухпалатное Федеральное Собрание – высший законодательный орган новой России.

И опять из-за поспешности Ельцина произошло недоразумение. Выборы в новый законодательный орган страны проходили 12 декабря в соответствии с новой Конституцией РФ, которая ещё не была утверждена на референдуме и не вступила в законную силу. Новая Конституция РФ вступила в законную силу после её опубликования 25 декабря 1993 г., а выборы на ее основе состоялись на 13 дней раньше. А если бы Конституция не была принята? Опасность такого исхода событий существовала, потому что и референдум, и выборы проходили в период «шоковой терапии», когда цены были отпущены на свободу, инфляция достигала сотен процентов в год, а недовольство ограбленного населения перехлестывало через край. Но всё обошлось к большому удовольствию ельцинской администрации и авторов текста Конституции. Основной Закон страны, по официальным данным, был успешно принят. И опять всё прошло не по закону, а по принципу – победителя не судят. По официальным данным, за проект новой Конституции проголосовала б о льшая часть избирателей, пришедших на выборы.

В преамбуле Конституции записаны слова, имеющие глубокий политический и социальный смысл: "возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы" … принимаем Конституцию Российской Федерации. Речь идет об обретении суверенитета обновленной Россией. Нача­ло этому процессу было положено Декларацией о государственном суверенитете России, принятой 12 июня 1990 г.

Конституция РФ 1993 г. выступает как юридическая основа новой российской правовой системы. В ней определяются статус человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны. В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обяза­тельной. Она подробно регламентирует систему фе­деральных государственных органов, отношения между ними, их права и обязанности, формы и методы деятельности.

В первой главе «Основы Конституционного строя » записано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (статья 1).

Слово «правовое» пока, к сожалению, не соответствует статусу современной России. В основе деятельности правового государство положен принципразделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, их полную независимость и самостоятельность. Ни одна из ветвей власти не вмешивается в полномочия другой. Современная Россия далека от этого идеала, так как исполнительная власть сегодня довольно часто вмешивается в деятельность законодательной и судебной власти, что противоречит принципам правового государства. В этом ряду стоит и «избирательность» судебной системы РФ в применении уголовного законодательства: за одни и те же уголовные преступления она судит одних и не трогает других по политическим, коррупционным или иным мотивам. Между тем мотив должен быть один: судить по закону всех, кто совершил преступление, независимо от высокого занимаемого поста или материального положения обвиняемого. Принцип «все равны перед законом и судом», продекларированный Конституцией 1993 г., к сожалению, не всегда исповедуется российскими «независимыми» судами.

В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, включая Президента страны, не вправе посягать на закон. За нарушение этого принципа виновные несут уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на длительный срок. Практика показывает, что Президент РФ не всегда соблюдал подписанные им законы. В правовом государстве не расстреливают из танков законодательную власть, не используют административный ресурс в период избирательных кампаний для давления на избирателей, а обеспечивают свободное волеизъявление граждан.

В основе правового государства лежит правовая экономика и гражданское общество. В правовом государстве нельзя насильственно национализировать предприятия и другую частную собственность, нельзя ограничивать законные права и демократические свободы граждан.

В правовом государстве законы не изменяются ежемесячно на правовые акты противоположного действия, которые к тому же ухудшают положение населения. По подсчетам автора учебника, почти треть законов, принятых Государственной думой в последние годы, начинается словами «О внесении изменений в» … принятые ею же законодательные акты. Это сравнимо с тем, что на новый костюм нашиваются многочисленные заплаты. Подобное «заплатное законодательство» не может быть в правовом государстве.

Таким образом, только при выполнении всех этих основных условий государство может считаться правовым. В Конституции РФ 1993 г. тезис о правовом государстве был только продекларирован, то есть заявлен. Должна быть проделана длительная и многоплановая организаторская, политическая, законодательная работа, пока Россия, достигнет статуса, продекларированного в Конституции. И такая работа в государстве и обществе уже проводится.

В новом Основном Законе 1993 г. устанавливается, что«единственным источником власти в Российской Федерации» является её многонациональный народ. Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3). Высшим непосредственным выражением власти народа, по Конституции, являются референдум и свободные выборы (ст. 3).

В новом Основном Законе Россия провозглашалась социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7).

Конституция гарантировала свободу экономической деятельности, защиту частной и муниципальной собственности (ст. 8).

Во второй главе Конституции РФ, «Права и свободы человека и гражданина» декларируется, что мужчина и женщина, независимо от их расы, национальности, должностного положения и т.д. имеют равные права и свободы. Права и свободы человека, по Основному закону, должны определять содержание и применение законов, деятельность всех ветвей власти и обеспечиваться правосудием (ст. 18-19). Конституция РФ признавала, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» и что обязанность государства – защищать их (статья 2). Следует понимать, что права и свободы во всем цивилизованном мире не дарованы властью, возникают независимо от нее и без ее согласия и не могут быть ею отняты. Государство лишь обязано признать эти права, закре­пить их в конституции, федеральных законах и оберегать всеми имеющимися средствами. Это одна из функций государства, считающего себя демократическим.

Права и свободы человека и гражданина в России являются непосредственно действую­щими. Конституция гарантирует действие прав и свобод человека в Российской Федерации, установив, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Статьи о правах и свободах человека и гражданина корреспондируются с другими статьями конституционного текста. Поэтому все разделы и главы новой Конститу­ции, все ее статьи нацелены на то, чтобы обеспечить конституционные права личности её свободу и развитие, снять барье­ры, стоящие на этом пути. Такой подход к составлению конституционных норм в целом соответствует мировой практике. Принципы, определяющие конституционный статус личности, отражают общеми­ровой уровень, закрепленный в важнейших международно-правовых документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах гражданина. Россия сегодня является частью мирового сообщества. Она признает Всеобщую деклара­цию прав человека, Устав ООН, Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках ОБСЕ, многих международных конвенциях и др.

Уважение к человеку, признание его достоинства становится главной предпосылкой успешного развития общества. Мировая практика свидетельствует, что свободный человек дает обществу больше, чем несво­бодный. Толь­ко государство, основанное на объединении свободных граждан, может добиться успеха в развитии экономики и социальной сферы.

Россия демонстрирует всему миру, что она не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своем главном законе в ка­честве общеобязательных исходных норм, но и будет их последовательно осуществлять на практике. Это одна из составляющих частей «плана Путина», с которым он шел на выборы в декабре 2007 г. Но для реализации плана Путина в части прав и свобод человека требуется наличие гражданского общества, которое поставит власть под свой контроль, в том числе по соблюдению положений Основного Закона. Без развитого гражданского общества власть ничем не ограничена и ни перед кем не отчитывается, поэтому при желании она может сделать с правами и свободами личности, записанными в Конституции, всё, что захочет. Наш исторический опыт, убедительно свидетельствует о том, что наличие хорошей конституции 1936 г. не стало препятствием для власти Сталина, его диктаторских методов управления страной, не­обоснованных репрессий против миллионов людей. Консти­туция, провозглашавшая права и свободы советских граждан, не смогла без сильного гражданского общества ограничить действия властей, творивших беззаконие и произвол.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Неопубликованные законы не применяются (статья 15). Такой документ должен быть опротестован прокуратурой или отменен по суду. С введением полномочных представителей президента в федеральных округах была проделана огромная работа по приведению в соответствие с действующей Конституцией регионального законодательства.

Конституция 1993 г. гарантирует каждому свободу мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Это означает, что каждый гражданин, в том числе студент или преподаватель, может свободно высказать свое мнение, свою позицию по любым вопросам, в том числе по социально-экономической политике государства. При этом не надо бояться репрессий со стороны правоохранительных органов, как это было, например, в сталинскую эпоху.

Политические свободы являются краеугольным условием любой демократии, включая «суверенную демократию». Но они имеют и пределы, очевидные для любого цивилизованного общества: исключаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиоз­ную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, рели­гиозного или языкового превосходства.

Человек должен быть уверен в том, что он сам определяет свою собственную судьбу, но и сам несет ответственность за собственные решения. Он может вести себя в рамках закона так, как хочет именно он; никто не вправе определять за него его поведение. Человек может иметь различные личные качества, но они не должны влиять на его статус и взаимоотношения с государственными органами, их решения, его затрагивающие.

Большая группа прав и свобод, закрепленных в Конституции 1993 г., нацелена на то, чтобы обеспечить свободу и неприкосновенность личности. Четко зафиксирован принцип пре­зумпции невиновности. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сюда же относится право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, теле­графных и иных сообщений.

Конституция 1993 г. ввела положение о том, что сбор, хранение, использование и рас­пространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Существен­но и то что, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их долж­ностные лица теперь обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмот­рено законом. Сюда же примыкает право пользования родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Конституция закрепляет право человека на свободу передвижения, выбора места пребы­вания и жительства. Это право провозглашено еще во Всеобщей декларации прав человека и в других международно-правовых документах, в том числе в Международном пакте о граждан­ских и политических правах. Международным стандартам отвечает также право каждого сво­бодно выезжать за пределы Российской Федерации, гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно в нее возвращаться. Российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Наша страна гарантирует сво­им гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

В группу политических прав и свобод входят избирательные права. Их зна­чение подчеркивается тем, что путем выборов в России формируются органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Гражданин РФ имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдумах. В момент принятия действующей Конституции у каждого россиянина было 8 мандатов: избирать президента страны, сенатора, губернатора, мэра, депутатов регионального законодательного собрания, представительного органа местного самоуправления, а также депутатов Государственной думы по партийным спискам и одномандатным округам. В 2007 г. осталось всего 5 мандатов на право избирать и быть избранным. Теперь, чтобы реализовать, например, право быть избранным в Государственную Думу, гражданин нашей страны должен сначала стать членом одной из партий, которая формирует избирательные списки, а затем каким-либо образом попасть в эти списки. Выборы по одномандатным округам без партийных списков отменены в 2006 году.

Конституция закрепляет право на участие в референдуме, который, является высшим непосредственным выражением воли народа. Отсутствие альтернатив­ных кандидатов и полная монополия партийного аппарата в определении состава Советов ис­кажали смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась. В таких условиях политические права и свободы были ил­люзорными и на практике способствовали не сближению, а отторжению государства от народа, порождали у людей недоверие к демократическим институтам.

Выборы и референдум не исчерпывают конституционное право граждан участвовать в управлении делами государства. Основная форма, осуществления народовластия — представительная, через выборных лиц.

Важным компонентом политических прав и свобод является право на объединение. Прямо запрещаются создание и деятельность политических партий и других обще­ственных объединений, преследующих цели, расходящиеся с Конституцией. Никто не может захватывать власть или присваивать властные полномочия в Российской Федерации.

Конституция гарантировала права граждан на труд, отдых, образование, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, получение квалифицированной помощи. В сфере образования Конституция 1993 г. гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на кон­курсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное об­разование, как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. В сфере здравоохранения медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждени­ях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В сфере социального обеспечения Конституция предусматривает государственные пенсии и социальные пособия, равно как поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В основе такого подхода лежит новая экономическая ситуация и особенно преодоление отчуждения человека от собственности. Как устанавливает Конституция 1993 г., право част­ной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, вла­деть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35). Тем самым получило содержательное значение положение Конституции: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Утверждение права частной собственности в качестве конституционного принципа Рос­сийского государства — самое кардинальное преобразование в сфере экономики. Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества без суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция устанавливает частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст.ст.9, 36).

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57). В России введена специальная налоговая ставка на добычу углеводородного сырья, которая в 2007 г. составляла 419 руб. за тонну добытой нефти. Эта ставка будет действовать в стране предположительно до 2017 г. В прогнозе доходов госбюджета на 2008 г. предусмотрены доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин в сумме более 1,5 триллионов рублей. 1

По Конституции, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 49) и никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 51). Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (например, закон об отмене уголовного наказания за спекуляцию).

В третьей главе Конституции РФ «Федеральное устройство» определяется статус субъектов РФ, государственный язык РФ (русский) и республик (свой язык в качестве второго государственного языка), устанавливаются права коренных народов, флаг, герб и гимн РФ, её столица.

Российская Федерация (РФ) состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области (Еврейской), автономных округов. Они являются равноправными субъектами. Конституция допускает образование и прием в состав Российской Федерации новых субъектов. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия (ст.67). Примечательно, что Основной Закон не предусматривает право субъектов на выход из состава РФ.

Кроме того, в третьей главе разделяются полномочия РФ и её субъектов. К ведению РФ относятся: принятие и изменения Конституции; управление федеральной собственностью; федеральный бюджет и федеральные налоги; валютное, кредитное и таможенное регулирование; внешняя политика и внешнеполитические отношения, защита государственной границы; федеральная госслужба и т.п.

В совместном ведении РФ и её субъектов находятся: обеспечение соответствия конституций и законов субъектов Конституции и законам РФ;защита прав и свобод граждан; распоряжение землёй и природными ресурсами;координация вопросов образования и здравоохранения;осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями и т.д. (полный перечень приведен в ст.72 Конституции РФ).

То, что не относится к исключительному ведению федерального центра и совместному ведению РФ и её субъектов, Конституция относит к ведению республик, краев и областей. Однако подробного списка этих полномочий она не содержит.

В четвертой главе Конституции РФ 1993 г. регламентированы полномочия Президента Российской Федерации. Он является главой государства и гарантом Конституции, избирается на 4 года (но не более двух сроков подряд) на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосования. Возрастной ценз для президента РФ – 35 лет. Ценз осёдлости - не менее 10 лет постоянного проживания на территории РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: