Третий этап, наступивший с момента вступления В.В.Путина в должность Президента РФ, характеризуется появившимися возможностями решения масштабных, общенациональных задач. Он совпал с благоприятной конъюнктурой на энергоносители и, прежде всего, на нефть, цена на которую выросла с 9 долларов за баррель в 1998 г. до 100 долларов в 2008 г. Появились реальные возможности развития экономики и решения социальных проблем более высокими темпами.
В ходе реформ В.В.Путина были осуществлены следующие основные мероприятия по созданию вертикали власти.
1. 13 мая 2000 г. был издан указ В.В.Путина о создании федеральных округов и введении института полномочных представителей Президента в федеральных округах. Во исполнение этого правового акта в Российской Федерации было образовано 7 федеральных округов. Это улучшило управление 89-ю субъектами Российской Федерации, которые были созданы в России на момент принятия этого нормативно-правового документа.
2. 5 августа 2000 г. В.В.Путин подписывает Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации, согласно которому из состава верхней палаты Федерального Собрания были выведены все руководители российских регионов. Тем самым В.В.Путин отлучил губернаторов от высшей законодательной власти.
3. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. был создан Государственный совет РФ - важный совещательный орган при Президенте РФ без каких-либо властных полномочий. К сожалению, его права, состав и обязанности до сих пор не прописаны в Конституции - Основном Законе страны.
4. На состоявшихся 3 декабря 2003 г. выборах в Госдуму третьего созыва победила партия «Единая Россия»,которую Президент РФ поддержал накануне всеобщего голосования.В высшем законодательном органе было получено конституционное большинство (300 с лишним мест из 450) во главе с бывшим министром внутренних дел РФ Б.В.Грызловым, которое оказывало Президенту РФ неоценимую помощь в дальнейшем продвижении государственно-правовых реформ. Либерально-демократические, оппозиционные В.В.Путину партии «Яблоко» и СПС были вытеснены из Госдумы как не преодолевшие 5% барьер.
|
5. Благодаря единодушной поддержке Государственной Думы В.В.Путин, как последовательный реформатор, изменил отживший порядок избрания губернаторов. Теперь население не может подвергнуться пиар-технологиям и принять зачастую ошибочное решение по выбору неподходящей кандидатуры. Это особенно важно в условиях, когда к региональной власти рвутся криминальные структуры. В соответствии с новым законодательством, теперь кандидатуры губернаторов и президентов национальных республик Президент РФ сам представляет для утверждения законодательным собраниям субъектов Российской Федерации.
6. С целью улучшения качества государственного управления, повышения престижа государственной службы 27 июля 2004 г. был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
7. В 2006 г. Государственная Дума приняла новый закон об избрании высшего законодательного органа страны. Отменен изживший себя порог явки избирателей. Достаточно проголосовать одному избирателю, и депутаты в Государственную думу по партийным спискам будут избраны.
Эти и другие факты свидетельствуют, что благодаря целеустремленности и настойчивости Президента РФ В.В.Путина в России была сформирована новая вертикаль власти. Всё явственней стала тенденция превращения России в президентскую республику и усиления власти федерального центра. Созданная В.В.Путиным вертикаль власти значительно улучшила управляемость огромной страной, восстановила централизованный порядок принятия и исполнения важнейших решений, касающихся всех сфер российского общества.
|
Новый импульс при В.В.Путине получило местное самоуправление, не включенное пока в вертикаль власти.6 октября 2003 г. был принят Федеральный закон от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон установил принципы организации местного самоуправления в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1998 году. Правовую регламентацию получили вопросы бюджетного финансирования муниципальных образований, законодательно определен порядок выделения им субвенций и трансфертов для решения вопросов местного значения. Были определены основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации, их социальные гарантии.
Основные результаты реформ. Таким образом, за годы реформ Б.Н.Ельцина и его преемника В.В.Путина облик Российской Федерации неузнаваемо изменился. По существу, это другая страна, другая Россия, нежели была еще двадцать лет назад. Сменилась политическая система, был разрушен социализм, быстрыми темпами идет реставрация капитализма в России. Приступив к строительству нового общественно-политического уклада, наша страна стала активно вписываться в мировую экономическую систему.
|
Статистика свидетельствует, что многие государственные преобразования, к сожалению, негативно отразились на состоянии российской экономики. Несмотря на то, что в последние годы правления В.В.Путина, благодаря рекордным ценам на энергоносители, экономика развивается достаточно быстрыми темпами, России не удалось достичь того уровня, который был до начала всех преобразований. За последние четыре года экономического подъема наша страна смогла компенсировать только 40% падения экономического потенциала, утраченного в период ельцинских реформ. Это хорошо видно из показателей современной российской обрабатывающей промышленности. Если в 1991 г. производилось 500 самолетов, то в 2007 г. не более 30. Производство тракторов за период реформ сократилось примерно в 14 раз, металлорежущих станков – в 11, прядильных машин – в 50, а ткацких в 127 раз. Изношенность технологического оборудования большинства российских обрабатывающих предприятий прогрессирует настолько, что достигает, по разным оценкам, от 50 до 75 процентов. По свидетельству заместителя министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса, парк механообрабатывающего оборудования, обеспечивающий другие наши отрасли, с 1990 года сократился на 1 млн. единиц, а оставшееся технологическое оборудование (около 1,5 млн. единиц), средний возраст которого превышает 20 лет, через 6 лет перейдет критическую отметку, соответствующую 100-процентному физическому износу оборудования.
Не улучшилось состояние сельского хозяйства Российской Федерации. За период реформ с 1990 по 2006 г. поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 2,7 раза. В абсолютных цифрах его численность сократилась с 57 до 21 млн. голов, в том числе коров – с 20 до 9,5 млн. голов.1 В результате резкого снижения поголовья скота производство говядины в 2006 г. составило всего 17,4% к уровню 1990 г., свинины – 29%, баранины – 6%. И только по птицеводство на 3% превысило показатели 1990 г.2
Из этого следует, что экономике России пока не удается достичь того уровня, который был зафиксирован в 1989 г. Развиваясь такими темпами, нашей экономике понадобится еще несколько лет, чтобы достигнуть своего старта, взятого в 1989 г., накануне реформ. Другими словами, в результате не совсем продуманных реформ и методов государственного управления экономикой наша страна оказалась отброшенной назад, по меньшей мере, на четверть века.
Вот почему Президент РФ так настойчиво добивается удвоения ВВП за 10 лет, называя это одной из первоочередных общенациональных задач. В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г., он подчеркнул: «Только от нас зависит успех решения первоочередных общенациональных задач. Задач, которые хорошо известны. Это удвоение за десятилетие валового внутреннего продукта, уменьшение бедности, рост благосостояния людей и модернизация армии». Чтобы ни у кого из руководства страны не возникло сомнений в важности этих общенациональных задач, Президент РФ добавил: «Это вопрос нашего экономического выживания, вопрос достойного места России в изменившихся международных условиях».1
Определенные изменения за последние годы произошли в социальной сфере. По данным Госкомстата РФ, численность населения с доходами ниже прожиточного уровня сократилась с 42,3 млн. человек в 2000 г. до 22,3 млн. человек в 2007 г. Сокращение бедности – одна из ключевых проблем государственного управления в наши дни.
Благодаря усилиям Президента РФ В.В.Путина и его команды в стране осуществлялись полномасштабные реформы банковской, бюджетной, налоговой, административно-управленческой систем, обеспечена конвертируемость рубля. Сегодня Россия по накопленным золотовалютным запасам занимает одно из ведущих мест в мире. В докризисный период наша страна заканчивала бюджетный год с профицитом, превышавшим полтора триллион рублей. Из года в год устойчиво снижаются долговые обязательства России перед мировыми финансовыми организациями. Созданы весомые предпосылки для развития предпринимательства и частной инициативы.
Но вместе с тем реформы не решили другие острые проблемы. Стоит перевести разговор из институциональной плоскости в плоскость содержательного анализа, как оказывается, что нынешняя экономика России уступает своему дореформенному аналогу. Прежде всего, по:
- темпам экономического роста,
- по качеству отраслевой структуры,
- эффективности используемого производственного потенциала страны,
- уровню заработной платы,
- дифференциации доходов населения,
- социальной защищенности граждан,
-эффективности и качеству государственного управления,
- другим показателям.
Стабилизационный фонд. Законом был определен предел Стабилизационного фонда в 500 млрд. рублей. Но на 1 января 2008 г. в нем было аккумулировано 3,5 триллиона рублей. И это без учета золотовалютных резервов, которые накануне мирового кризиса составляли почти 600 млрд. долларов США.
Золотовалютный дождь последних семи лет позволил приступить к решению многих политических и социально-экономических проблем. Говоря о некоторых итогах, Президент РФ В.В.Путин 1 февраля 2007 г. заявил: «Нам удалось восстановить территориальную целостность страны, укрепить политическую систему и набрать необходимые темпы роста российской экономики. И решить на этой базе основные социальные проблемы».1
В решении актуальных социально-экономических проблем важную роль сыграли приоритетные национальные проекты. Благодаря их реализации, к 2008 г. в сфере образования более 50000 школ подключены к Интернету, 14200 комплектов оборудования поставлены в кабинеты, 30% школьников уже обучаются в современных условиях. На 20-25% зарплаты учителей в некоторых регионах превысили средний уровень по экономике. В области здравоохранения 2,6 млн женщин получили услуги по родовому сертификату, 10,6 млнчеловек прошли диспансеризацию,170 тыс. больных получили высокотехнологичную медицинскую помощь и т.д.
Реализуя нацпроект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», государству удалось ввести в строй 94 млн кв. м жилья, выдать на 400 млрд. ипотечных кредитов. Это позволило улучшить жилищные условия 400 тыс.молодых семей, а 1 млн. россиян получить отдельные квартиры. Благодаря финансированию нацпроекта «Развитие АПК», за два последних года прирост производства мяса составил около одного миллиона тонн, на один миллион 300 тысяч тонн увеличилось производство молока. Благоустроенное жильё получили более 32 тысяч сельских молодых специалистов и их семей. Многократно выросли объёмы кредитования на льготных условиях фермерских и личных подсобных хозяйств. Но главное, конечно, то, что сельское хозяйство перестало быть в общественном сознании «чёрной дырой», признано его приоритетное значение для экономики страны, для улучшения благосостояния населения.1
Нет сомнений в том, что при высоких ценах на нефть и газ, золото и алмазы, другие полезные ископаемые эти достижения в области социально-экономической политики будут приумножены Дмитрием Анатольевичем Медведевым, преемником В.В.Путина.
Американский журнал «Тайм», выходящий тиражом 50 миллионов экземпляров, назвал Владимира Путина «человеком 2007 года». Американцы отметили, что Путин «совершил невозможное»: он «вернул свою страну на карту мира». Россия, которую уже почти все списали со счетов, благодаря деятельности Президента РФ Путина снова стала державой, с мнением которой приходится считаться.