1. Назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Госдумы).
2. Принимает решение об отставке правительства.
3. Назначает на должность заместителей федерального правительства и федеральных министров (по представлению Председателя правительства), а также председателя Центробанка (по согласованию с Госдумой).
4. Назначает полномочных представителей Президента и формирует Администрацию Президента.
5. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.
6. Назначает послов и дипломатических представителей в другие государства.
7. Представляет Совету Федерации для утверждения кандидатуры:
= Генерального прокурора РФ;
= судей Конституционного Суда;
= судей Верховного Суда;
= судей Высшего Арбитражного Суда,
= других федеральных судов.
8. Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.
Кроме того, Президент полномочен:
1. Назначать выборы Госдумы и референдум.
2. Распускать Госдуму.
3. Вносить законопроекты в Госдуму.
4. Подписывать и обнародовать федеральные законы.
5. Приостанавливать действие правовых актов субъектов РФ до решения этого вопроса соответствующим судом.
6. Вводить чрезвычайное положение на территории РФ или в отдельных местностях.
7. Издавать указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ.
8. Отдавать распоряжения в качестве Верховного Главнокомандующего военному командованию Вооруженными Силами Российской Федерации.
Для снятия с должностиПрезидента РФв Основном Законе в ельцинской редакции имеется целый ряд условий и препятствий. Во-первых, Госдума должна уличить Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Во-вторых, за выдвинутое Госдумой обвинение, инициированное не менее чем третьей частью всех депутатов, должны проголосовать, как минимум две трети депутатов нижней палаты. Причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Госдумой. В-третьих, Верховный суд РФ должен обязательно подтвердить специальным заключением наличие в действиях Президента признаков преступления. В-четвертых, Конституционный Суд должен дать заключение: соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения против Президента. В-пятых, обвинение Госдумы, подтвержденное Верховным Судом и утверждённое Конституционным Судом, должно еще раз утверждаться, но теперь уже Советом Федерации. Причем двумя третями голосов всех членов верхней палаты. В-шестых, решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности необходимо принять не позднее, чем в трехмесячный срок после начала процедуры Госдумой. Если в трехмесячный срок не удастся пройти все согласования судов и голосования в обеих палатах, обвинение против Президента считается ОТКЛОНЕННЫМ.
|
Инициируя процедуру импичмента Б.Н.Ельцину, депутаты Государственной думы вменяли в вину первому Президенту Российской Федерации развязанную им войну в Чечне, расстрел из танков высшей законодательной власти, передачу за бесценок нефтяных и газовых месторождений в частные руки, развал СССР, катастрофическое обнищание масс. Однако выполнить все условия отстранения от власти главы государства законодатели не смогли, поэтому инициированный коммунистами импичмент Президента Б.Н. Ельцина лопнул, как мыльный пузырь.
|
Пятая глава Конституции РФ целиком посвящена Федеральному Собранию, правам и статусу Совета Федерации и Государственной думе. Полномочия Совета Федерации изложены в ст. 102, а полномочия Государственной Думы – в статье 103 Конституции РФ.
Все члены Федерального Собрания обладают неприкосновенностью на весь срок их полномочий (ст. 98).
Шестая глава Конституции РФ полностью посвящена Правительству Российской Федерации. В ней изложены порядок назначения и отставки высшего исполнительно-распорядительного органа страны, его полномочия. В этой главе говорится о дополнительных правах Президента страны по роспуску Госдумы и по отставке правительства. Президент имеет право после трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства самостоятельно назначить главу исполнительной власти, а Государственную Думу распустить своим указом.
Седьмая глава Конституции называется «Судебная власть». В ней установлено, что судьи в Российской Федерации: 1) независимы, 2)несменяемы, 3) неприкосновенны, 4) финансируются из федерального бюджета.
В главу о судебной власти почему-то попала Прокуратура РФ. Она представляет собой единую централизованную систему от прокурора района до Генпрокурора и не подчиняется судебной власти по иерархической линии (вертикали власти).
Восьмая глава посвящена местному самоуправлению. Она самая куцая, содержит всего 4 статьи. Органы местного самоуправления:
= управляют муниципальной собственностью;
= утверждают и исполняют местный бюджет;
= устанавливают местные налоги и сборы;
|
= осуществляют охрану общественного порядка.
Девятая глава Конституции РФ определяет порядок внесения поправок в текст Конституции и ее отмену. По порядку принятия конституционных поправок все конституции в мире делятся на две основные группы. К "мягким" конституциям относятся те, которые изменяются и дополняются быстро и легко. Российская Конституция 1978 г. была именно такой Конституцией, поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов.
Нынешняя Конституция является "жесткой". Пересмотр положений 1, 2 и 9 глав возможен только по решению специально созываемого в этих целях органа— Конституционного Собрания. Предложение о пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Поправки к остальным главам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако нуждаются в дополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации
Предложения по внесению поправок в Конституцию могут вносить только центральные органы власти и субъекты Российской Федерации. Предложения о пересмотре отдельных глав, которые не затрагивают высшие органы законодательной и исполнительной власти, а также полномочия Президента, могут быть приняты 60% голосов от общего числа членов двух палат. И только после этого созывается Конституционное Собрание, которое решает: изменять или не изменять Основной Закон. Решение об изменении отдельных статей Конституции считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей членов Конституционного Собрания. При всенародном голосовании для утверждения поправок в Конституцию требуется не менее 25% всего списочного состава избирателей.
Таковы основные положения Конституции Российской Федерации 1993 г.
Значение Конституции РФ 1993 г.:
1. Несмотря на ее однобокость в угоду полномочиям Президента, она сыграла положительную роль в прекращении центробежных процессов в России.
2. На ее основе были созданы новые конституционные (легитимные) органы законодательной, исполнительной и судебной власти. По Конституции РФ 1993 г. прошли выборы в Госдуму, сформирован двухпалатный Совет Федерации, образовано Правительство России, избран новый состав судов, созданы органы муниципального самоуправления на местах.
3. Конституция РФ 1993 г. максимально деполитизирована. В ней признается принцип разделения властей, равноправие форм собственности, включая частную собственность на землю.
4. Впервые в истории российской государственности уровень прав и свобод личности, гарантированный Конституцией, был приведен в соответствие с международными стандартами.
Важным шагом на пути построения нового демократического правового государства стало формирование на основе Конституции РФ 1993 г. высших органов государственной власти. Выборы в высший законодательный орган – Государственную Думу состоялись в декабре 1993 г., в один день с принятием Конституции. На посту Председателя Госдумы был утвержденИван Петрович Рыбкин,представитель Аграрной партии России, бывший секретарь Волгоградского обкома КПСС.