Культура в период перестройки.




Культура и гласность. Провозглашение перестройки и гласности стало мощным стимулом в демократизации советской культуры. Ареной острых дискуссий стали газеты и журналы демократической ориентации - «Ар­гументы и факты», «Московский комсомолец», «Москов­ские новости», «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Огонек». В обстановке «демократизации и гласности» авторы публикуемых статей предпринимали попытки разобраться в причинах «деформаций» социализма, определить свое отношение к перестроечным процессам. Начавшаяся «перестройка» вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима, беспощадную критику «деформаций» социализма в экономике, политике и духовной сфере. Лидерство в раз­венчании пороков сталинской модели социализма захва­тили так называемые «шестидесятники» — представите­ли реформаторской части советской интеллигенции, чья мировоззренческая позиция сложилась под влиянием XX съезда. «Дети XX съезда» стали «прорабами пере­стройки».

На первом этапе политики гласности в публицистике преобладали мотивы возвращения к «подлинному соци­ализму» («с человеческим лицом»), к «чистому лениниз­му». Не случайно ведущее место на трибуне «гласности» заняли драматург Михаил Шатров с пьесой «Диктатура совес­ти», публицист Егор Яковлев, возглавивший газету «Мос­ковские новости», писатель-диссидент Рой Медведев и другие.

Важным фактором общественной жизни в период перестройки стал громадный интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Массовыми тиражами начали переиздаваться труды известных дореволюционных исто­риков — Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Клю­чевского, С. Ф. Платонова и многих других. Серьезный методологический кризис охватил общест­венные науки. Попытки перестроить обществоведение на основе «ленинской традиции научного поиска» потерпе­ли неудачу. Однако политика гласности позволила раз­вернуть бурные дискуссии о путях развития советского общества. Дискуссии в обществе отразились в литературе и искусстве.

Литература и искусство. Разоблачению сталинизма, перегибов и репрессий в период культа личности были посвящены повести В. Распутина и В. Астафьева, романы Ч. Айтматова и Ю. Дудинцева, Д. Гранина и А. Рыбакова. В период перестройки впервые пришли к читателю книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом», Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», М. А. Булгакова «Собачье сердце», А.П. Платонова «Чевенгур» и «Котлован.

На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е годы (И.А. Бунина, Г.В. Иванова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.). Спустя 40 с лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград».

В рам­ках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематогра­фистов в мае 1986 г. было принято решение снять «с полок» фильмы, ранее запрещенные к показу. Начался массовый показ запрещенных ранее фильмов: «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Аскольдова, картины К. Муратовой, А. Сакурова А. Тарков­ского, Ф. Феллини, И. Бергмана и др. Важным событием в киноискусстве стал фильм Т. Абуладзе «Покаяние», рассказывавший о культе личности Сталина и деятельности его друга и соратника Л.П.Берия.

С 1988 г. в СССР фактически была ликвидирована цензура. Постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе и искусстве приходит диктат рынка, где спрос является основным критерием оценки научного или художественного творчества. Появились негосударственные (кооперативные) издательства и из­дательские группы. Их усилиями были возвращены в литературу и философию произведения авторов, судьба которых сложилась трагически в условиях Советской России. Публиковались книги религиозных философов первой трети XX в. - Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского. Был опубликован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», некогда конфискованный у него органами госбезопасности.

После 1988 г. стали широко разви­ваться культурные, научные и образовательные обмены. Советские граждане получили широкие возможности для выезда за рубеж, «железный занавес», долгие годы отде­лявший Советский Союз от остального мира, рухнул. Одновременно в нашу страну хлынул мощный поток «произведений» массовой западной культуры — боевики, фильмы ужасов, порнографические издания. В распространении низкопробной продукции негативную роль сыграли телевидение и видеопродукция, которые в угоду рыночным отношениям потакали менявшимся вкусам потребителей. Бульварная лите­ратура и отчасти телевидение составили конкуренцию серьезным произведени­ям художественного творчества. Советские люди стали меньше читать серьезные романы Толстого, Достоевского, Тургенева, а дешевые поделки запад­ной эрзац-культуры постепенно подменили в восприятии значительной части общества подлинные образцы искус­ства, которые довольно быстро стали и вовсе недоступны для большинства публики. Так начиналось заметное сниже­ние общекультурного уровня советского общества.

Наука в период перестройки. Вторая половина 80-х гг. стала време­нем больших кадровых потерь в научных коллективах страны. Финансирование науки, особенно фундаментальных исследований в период экономического кризиса резко сократилось. Но с падением «Железного занавеса» перед учеными открылась легальная возмож­ность получить работу за рубежом, где авторитет совет­ской научной школы был весьма высок. Период пере­стройки стал временем значительной «утечки мозгов» на Запад. Сокращение научного потенциала происходило также и за счет оттока ученых в другие, чаще всего не связан­ные с наукой, сферы деятельности, в том числе в различ­ные коммерческие структуры.

Таким образом, итоги перестройки для отечественной культуры оказались сложными и неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. Вместе с тем, в годы перестройки советское обще­ство вступило в эпоху серьезной трансформации всей системы культурно-нравственных установок, ценност­ных и мировоззренческих ориентиров, которая продол­жается до настоящего времени и неоднозначно влияет на развитие современного общества.1

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему государственная политика сталинизма противоречила Конституции СССР 1936 г?

2. Назовите основные направления реформ Н.С.Хрущева.

3. Как изменилось государственное управление с приходом к власти Н.С.Хрущева?

4. Каковы основные реформы госуправления в «эпоху Брежнева»?

5. Почему была необходима перестройка системы государственного управления при М.С.Горбачеве?

6. В чем суть этой перестройки?

7. Почему перестройка потерпела поражение?

8. Каковы причины развала Советского Союза?

9. Какова роль личности Б.Н.Ельцина в развале СССР?

10. Можно ли его действия по развалу Советского Союза назвать конституционными, то есть законными?

11. Когда был оформлен распад СССР?

12. Как перестройка отразилась на развитии общественной мысли, литературы и искусства, развитии культуры в целом?

 

Глава 15

Обновленная Россия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: