Новые условия развития. Развитие отечественной культуры осуществлялось в условиях новой политической системы и социально-экономических отношений. Укреплялась негосударственная форма собственности, углублялась имущественная дифференциация населения. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции в сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы «сверху». Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.
Образование. Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.
Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. их было 27-28% от общего числа вузов. В негосударственных высших учебных заведениях обучались 8-12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента. Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.
|
Наука. Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская Академия Наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ, продолжали исследования космоса с помощью космической станции «Мир».
С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алфёров, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук - философии, истории, социологии. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.
|
Однако финансирование научных исследований, зарплата ученых оставляют желать лучшего. На это указывает тот факт, что за последние 15 лет более 250 тысяч молодых научных работников покинули страну. В этом не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что на развитие науки в нашей стране, по утверждению президента Российской академии наук Юрия Осипова, выделяется в 40 раз меньше средств, чем в Китае. Отток молодых ученых привел к тому, что российская наука неуклонно «стареет». Средний возраст кандидата наук сегодня превышает 50 лет, а доктора наук – 60 лет. Эти цифры свидетельствуют о том, что при существующей системе оплаты молодежь не стремится заниматься отечественной наукой и не горит желанием преподавать в российских вузах.
Литература и искусство. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур, углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией.
|
Продолжателями реалистических традиций в литературе оставались Б.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин, А.И.Солженицын и другие писатели и поэты. Российские читатели получили возможность ознакомиться с произведениями лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского. Отказ от идеологического единомыслия вызвал появление многих группировок среди молодых поэтов (ироники, концептуалисты и др.). Современные авангардные течения получили распространение в музыке (композиторы Э.В. Денисов, А.П. Шнитке), театральном искусстве (режиссеры П.Н. Фоменко, Р.Г. Виктюк, Л.П. Додин), скульптуре (3.К. Церетели). Художественному творчеству представителей новых направлений в литературе и искусстве (постмодернистам) были присущи такие черты, как смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.
В живописи появились приверженцы «обнажения язв», создания образов «человеко-зверей» (Г.Кожин, Т.Назаренко) и людей с нравственной и физической деградацией (В.Шульженко, С.Сорокин). Одновременно проходили выставки маститых художников А.М.Шилова, И.С.Глазунова.
Театры и кино. Новый стимул в развитии получили театры-студиии театры-антрепризы О.Табакова, Б.Ливанова, А.Джигарханяна и др. Режиссеры чаще стали обращаться к драматургии Гоголя, Чехова, Островского, других классиков русской литературы. В театрах с успехом идут постановки «Дядя Ваня», «Иванов», «Чайка» А. П. Чехова, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Женитьба» и «Ревизор» Н. В. Гоголя.
В связи с уменьшением государственного финансирования вынуждено закрывались многие кинотеатры. Просмотр фильмов переместился в домашние условия. Этому способствовало стремительное распространение видеофильмов и аппаратуры для их воспроизведения, включая современные DVD.
Вместе с тем ведущие российские кинорежиссеры смогли создать ряд фильмов, которые были высоко оценены международными кинофестивалями. Так, получили призы на крупнейших международных кинофорумах картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник», «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, «Молох» и «Телец» Александра Сокурова. Большой интерес кинозрителей вызвали ленты, отразившие острые проблемы современности, например, трагедию чеченской войны, — «Мусульманин» В. Хотиненко, «Кавказский пленник» С. Бодрова, «Блокпост» С. Рогожкина и др. Продолжалась творческая деятельность таких выдающихся кинорежиссеров как А. Герман, С. Говорухин, К. Муратова, А. Митта и других мастеров этого жанра культуры.
Следует отметить, что в 2006-2008 гг. система кинопроката в стране начала постепенно восстанавливаться. Так, в Москве были открыты несколько десятков современных кинозалов, оборудованных по последнему слову техники. В киноконцертном зале «Пушкинский» стали ежегодно демонстрироваться лучших отечественных и зарубежных фильмов в рамках Международного Московского кинофестиваля, президентом которого является председатель Российского фонда культуры и председатель Союза кинематографистов России Н. Михалков.
Ежегодно проводятся Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи (президент фестиваля — М. Рудинштейн) и кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Кино-шок» в Анапе (президент В. Мережко). Лучшие произведения киноискусства выдвигаются на присуждение престижных премий «Ника» и «Золотой орёл».
Эстрада и шоу-бизнес. Заметным событием в культурной жизни России стала организация гастролей всемирно известных эстрадных исполнителей, таких как Элтон Джон, Стинг, Тина Тернер, Эрик Клэптон и других звезд мирового шоу-бизнеса. На рубеже веков в стране наблюдался бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до 10 тыс. участников. В последние годы были поставлены мюзиклы «МЕТРО», «Норд-Ост», «Нотр-Дам де Пари», «12 стульев», «Свадьба соек», «Чикаго», ставшие заметным событием в культурной жизни крупнейших городов России.
Вместе с тем следует отметить и растущую коммерциализацию этой сферы художественного творчества, стремление большого числа эстрадных исполнителей подстроиться под наиболее примитивные потребности публики и перенести на российскую почву отнюдь не самые лучшие образцы западной поп-культуры. В 2006-2008 гг. проводится работа по сокращению выступлений исполнителей «под фанеру», когда певец на эстраде только раскрывает рот, имитируя пение, а из динамиков звучит заранее записанная фонограмма. Инициатором такой борьбы за «живой звук» стало правительство Москвы во главе с мэром Ю.М. Лужковым.
Музеи и памятники. Открывались музеи, позволяющие непредвзято взглянуть на многие события прошлого, например, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Музей российских благотворителей. В то же время были ликвидированы некоторые музеи, игравшие заметную роль в советском государстве: Центральный музей В.И. Ленина и его филиалы, музеи революционных деятелей.
Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программами проводились реставрационные работы по восстановлению памятников прошлого в Санкт-Петербурге, Новгороде, Великом, Устюге и других российских городах. Реставрировались музеи С.А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялуторовске, усадьбы А.К. Толстого и Ф.И. Тютчева в Брянской области. Широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве. Был реставрирован Гостиный Двор - памятник архитектуры конца XVIII - начала XIX в., жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность. Завершились работы по реставрации построенного в середине XIX в. Большого Кремлевского дворца - резиденции российского Президента. В короткие сроки был восстановлен храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. и разрушенный в 1931 г.
Однако в современной культуре наметилась весьма опасная тенденция: засилье боевиков, сцен убийств, изнасилований и т.п. Олигархи, бандиты, воры в законе, проститутки, мошенники, наркоманы, киллеры стали главными персонажами литературных произведений и созданных на их основе многих художественных фильмов и телесериалов («Бригада», «Черный бумер», «Антикиллер», «Боец» и др.).
Определяющим фактором в формировании общественного мнения и социальных стандартов являются электронные средства массовой информации, и в первую очередь телевидение, ставшее в значительной степени в силу своей общедоступности «властителем дум» большинства рядовых россиян. Большое значение в связи с этим приобрело вещание телеканала «Культура», знакомящего зрителя с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры, в том числе с произведениями некоммерческого кинематографа. 1
Вопросы для самоконтроля
1. Когда были утверждены основы новой российской государственности?
2. В чем состоит значение Конституции Российской Федерации 1993
года?
3. В чем, по Вашему мнению, состоит ошибочность методов проведения «шоковой терапии» и ваучерной приватизации?
4. Каковы социальные последствия передачи государственной собственности в частные руки?
5. Является ли Российская Федерация социальным правовым государством? Почему?
6. Какими государственными полномочиями обладает Президент Российской Федерации?
7. Каковы направления государственно-правовых реформ Президента РФ В.В.Путина?
8. Что такое вертикаль власти и как она была укреплена Президентом Российской Федерации?
9. В чем значение приоритетных национальных проектов в повышении жизненного уровня граждан?
10. Какие изменения в избирательную систему внесла в 2006 г. Государственная Дума?
11. Какова цель и значение реформ государственного управления, проводимых в настоящее время?
12. Каковы основные результаты реформ, осуществленных в России?
13. Как изменилась культура в последнее время?
14. Какие тенденции наметились в решении социально-экономических проблем в последние годы?
15. Какова роль в этом приоритетных национальных проектов?
16. Каковы причины финансово-экономического кризиса в России 2008-2010 гг.?
17. Назовите основные мероприятия Антикризисной программы правительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт мировой цивилизации свидетельствует, что государство и общество вынуждены осуществлять преобразования, модернизации, реформы, чтобы соответствовать новым требованиям. Исторический опыт России убедительно показывает, что если реформы своевременно не проводятся, затягиваются или осуществляются половинчато, не решая основных проблем, которые только накапливаются, то это может стать причиной экономического спада и социального напряжения в обществе. Ряд социологов и политологов предупреждают, что не своевременное проведение политических и социально-экономических преобразований, направленных на повышение жизненного уровня народа может обернуться социальным взрывом, «цветной» революцией наподобие оранжевой революции в Украине, «революции роз» в Грузии или «тюльпановой революции» в Киргизии.
Революция в отличие от реформы предполагает коренную ломку государственного строя, всей системы государственного управления. В связи с тем, что почти все революции сопровождаются большими человеческими жертвами и страданиями народа (на примере революций в России это хорошо видно), то для общественного прогресса своевременные реформы все-таки предпочтительнее.
Реформы, в отличие от революции, не разрушают старое, а, опираясь на лучшее, сохраняя все ценное, определенную преемственность, созидают новое, отвечающее требованиям времени. Государственные реформы только тогда можно считать успешными, когда они решают проблемы, стоящие перед обществом, способствуют социально-экономическому развитию страны, повышают качество и уровень жизни ее граждан. Кроме того, реформы должны проводиться с учетом объективных предпосылок, потребностей общества. Многие реформы, навязанные сверху, не воспринятые народом, обречены на неудачу. Если говорить о России, то вся история ее реформ свидетельствует о том, что государственно-правовые изменения, совершенствование государственного управления зачастую осуществляются с опозданием. Из-за несвоевременного поведения модернизации экономики и общественных отношений с целью решения накопившихся социально-экономических проблем реформы в 90-е годы ХХ в. обернулись для нашего народа «шоковой терапией».
Одна из главных причин безуспешности российских реформ состоит в том, что вместо сознательного, целенаправленного преобразования общества, модернизации государства и институтов государственного управления в России проводились перманентные слияния-разделения министерств и ведомств, других органов государственной власти и управления. Практика реализации приоритетных национальных проектов, целевых программ развития экономики и социальной сферы убедительно доказывает, что знание российскими чиновниками современной науки государственного управления всё ещё является «очень большой редкостью». Этот факт признавался главой государства в одном из очередных посланий Федеральному Собранию.
Как показывает многолетняя практика, российское чиновничество никогда не соблюдало принцип независимости судов. Губернаторы, пользуясь «телефонным правом», стремятся влиять и сейчас на судебные решения. В результате суд в России не воспринимается местом, где следует искать защиту от чиновничьего произвола, искать справедливость. В США, Европе, других цивилизованных государствах гражданин может защитить свои права в суде, надеяться на то, что его дело будет рассмотрено по закону. В России гражданин чаще обращается за защитой к Президенту РФ, в Страсбургский суд по правам человека, что свидетельствует не только о зависимости нашей судебной системы, но и говорит об отсутствии правового государства. Российское население привыкло видеть в главе государства царя-батюшку, своего спасителя и избавителя. Это обусловлено тем, что на Руси правили царствующие особы, но не законы.
Для успешного проведения государственно-правовых, социально-экономических и других реформ в настоящее время созданы все необходимые условия: накоплен значительный резерв финансовых средств, создана вертикаль власти, правящая партия имеет конституционное большинство в Государственной думе, народ полностью доверяет своему национальному лидеру, есть положительные примеры их осуществления в соседних странах. В Норвегии, например, с притоком нефтедолларов государственные органы в сравнительно короткий срок покончили с массовой бедностью своих граждан. Была повышена заработная плата рабочим и служащим, норвежские пенсионеры стали получать пенсию в размере 70 процентов от прежней зарплаты (в 2007 г. средняя пенсия в Норвегии превышала 3000 долларов США), пособия по безработице стали составлять половину потерянных доходов. Норвегия по основным показателям уровня жизни населения стала входить в тройку мировых лидеров.
Если Норвегия может служить примером для России в социальной сфере, то ориентиром в модернизации экономики должны стать США, страны Западной Европы, Япония и Китай. Их достижения в модернизации производства, производительности труда, объеме ВВП должны стать объектами пристального изучения российской правящей элиты.
Петр Великий, преобразуя Россию, проводя реформы государственного управления, правовой системы, искореняя коррупцию, многое взял из практики европейских государств. И его заслуги в модернизации государства, права, общества в целом до сих пор являются примером энергичных и целеустремленных действий во имя процветания Отчизны. Что же мешает нынешней элите также эффективно осуществлять преобразования в государственном устройстве, правовой системе, экономике и социальной сфере?
Будем надеяться, что исторический опыт государственно-правовых реформ в России, пример развитых стран мира окажут положительное воздействие на нынешнее руководство страны, и оно в ближайшее время реализует план Путина и добьется победы России на главных направлениях государственной и социально-экономической политики. Тогда реформы, проводимые В.В.Путиным и его преемником Д.А.Медведевым, будут доведены до логического конца, и Россия займет достойное место в ряду правовых, демократических государств Европы и мира.
ЛИТЕРАТУРА
Зверев В.В.. История России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие./ В.В.Зверев. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 544 с.
Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие/ М.Н.Зуев.-8-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа, 2005.- 928 с.
Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.- 797 с.
История государства и права России: Учебник / В.М.Клеандрова, Р.С.Мулукаев и др.; под ред. Ю.П.Титова. – М.: Проспект, 2005.- 544 с.
История государственного управления в России: Учебник. / Под ред. В.Г.Игнатова. Изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов- н/Д: Феникс, 2005.- с.640.
История государственного управления в России: Учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. Р.Г.Пихои. – М.: Изд-во РАГС, 2006.- 440 с.
История России: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 528 с.
Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.:Эксмо, 2007.- 1024 с.: ил.
Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». Ростов-н/Д: изд. Феникс, 2002.- 672 с.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Эксмо, 2007.- 1024 с.: ил.
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.:Юристъ, 2006.
Курицин С.М. Буржуазные реформы государственного аппарата в России в 60-80 гг. XIX века. М.,1984.
Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.)/ С.Г.Лузянин. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. – 447 с.
Медведев Р.А. Н.С.Хрущев: политическая биография. М., 1990.
Мельгунов С.Х. Красный террор в России 1918-1923. М.,1990.
Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Сталинизм и война. М., 1998.
Моисеев В.В. История государственно-правовых реформ в России. Учебник. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2007.- 508 с.
Моисеев В.В. История государственного управления России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Изд-во КноРус, 2010.- 440 с.
Омельченко Н.А. История государственного управления в России: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 464 с.
Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В.Дегтяревой, С.Н.Полторака. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Гардарики, 2005. – 398 с.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII в.в. М., 1992.
Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. М., 2002.
Рыжов К.А. Все монархи мира. Россия. М., 1998.
Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятия, содержание, вопросы становления). М.. 1994.
Сизиков М.И. История государства и права России с конца ХVII в. до начала ХIХ в. М., 1998.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988.
Федоров В.А. История России. 1861-1917. М., 1998.
Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времён до 1861 г. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов- н/Д: Феникс, 2000. – 480 с.
Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России XIX-XX вв.: Учеб. пособие. «Учебники, учебные пособия». Ростов- н/Д: Феникс, 2000. – 480 с.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА