Основная задача ведущего - помочь участникам группы завершить травматическое событие, помочь им в принятии решения, планировании действий; снизить амплитуду дистрессовых состояний до уровня переносимых воспоминаний и переживаний, а также помочь в повторном переживании травмы и ее последствий, в установлении контроля над воспоминаниями и в осуществлении произвольного припоминания; проработать терапевтические отношения и т.д. При этом ведущий не должен забывать, что основа эффективности данной группы – работа самих участников, поэтому ведущий и должен создавать такую атмосферу, в которой взаимодействие участников было бы наиболее эффективным. Чтобы ведущий группы был эффективным помощником для участников, а не работал за них, чтобы помог им совершенствоваться, а не привязывал к себе узами зависимости – он должен постоянно совершенствовать свою личность, быть достаточно квалифицированным и обладать необходимыми навыками ведения психокоррекционной группы.
При отборе ведущих программы мы предъявляли определенные требования к личности и квалификации претендентов.
Мы ориентировались на следующие черты личности: искренность, личностная интегрированность, терпение, смелость, гибкость, теплота, умение ориентироваться во времени, стремление к самопознанию.
Не смотря на то, что эти черты очень важны, они недостаточны. На роль ведущего мы отбирали квалифицированных психологов, имеющих продолжительный опыт как групповой, так и индивидуальной работы. В связи с этим, мы выделяли следующие квалификационные требования к ведущим:
- Ведущий должен иметь свой стиль и методы работы, соответствующие его личности.
- Ведущему группы также необходимы знания теории групповой психотерапии и динамики группового процесса; особенностей протекания посттравматического стрессового расстройства, его проявлений; навыки практического применения этих знаний, особенно в работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами;
- Ведущий должен пройти курс применения теории и методов групповой психотерапии,
- Иметь личный опыт участия в психотерапевтических группах (в том числе, отсутствие или проработанный травматический опыт),
- Иметь опыт наблюдения (непосредственно или в видеозаписи) за работой групп под руководством опытных специалистов,
- Иметь опыт участия в терапевтических группах,
- Иметь опыт самостоятельного ведения группы, в т.ч. под профессиональной супервизией.
- Знать основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управлениями ими. Ведущий также должен быть знаком с особенностями индивидуальной психодинамики и индивидуального консультирования, чтобы понять не только происходящее в группе, но также и с отдельными ее участниками. Слабо разбираясь в индивидуальной психодинамике, ведущий может неправильно оценить влияние группы на участника и его реакции на групповой процесс. Необходимо, чтобы ведущий группы имел навыки и опыт индивидуальной работы с клиентами.
- Знать основные задачи ведущего на разных этапах развития группы.
- Знать свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции ведущего и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности и мировоззрения. Иначе говоря, ведущий группы должен сам обладать достаточной смелостью, чтобы выполнять все то, к чему будет побуждать участников групп, а также расширять границы самопознания и точнее оценивать возможное влияние своей личности на других людей.
- Во время ведения группы обеспечить свою безопасность: индивидуальное консультирование у психотерапевта и/или участие в супервизорской группе
Контингент
Психотерапевтическая группа ориентирована на женщин 14-36 лет, переживших сексуальное насилие, подавление или злоупотребление.
Численность группы 8-12 (14) человек.
Режим работы
Программа предполагает предварительную работу с участниками – индивидуальное консультирование, направленное на диагностику состояния, выявление поля (field) проблем, мотивирование на участие в группе. Каждый участник на предварительном этапе проходит как минимум 3 индивидуальные консультации.
Психотерапевтическая группа, продолжительностью 96 часов. Режим работы группы определяется в зависимости от возможностей участников. Возможны следующие варианты работы:
· Семинары - weekendы – 4 семинара по 24 часа (3 дня работы),
· Еженедельные занятия – 2 раза в неделю по 4 часа (3 месяца).
Во время прохождения терапевтической группы, участницы имели возможность пройти индивидуальную психотерапию. Кроме того, участницам была предложена возможность психотерапии по окончании группы, спустя время.
Условия проведения занятий .
Для наибольшей эффективности программы рекомендуется проводить занятия в специально оборудованном помещении для групповой психологической работы, поскольку создание особой атмосферы занятия, в которой могут проявляться потенциальные черты личности (ее ресурсы) является важным компонентом психотерапевтической работы. Помещение должно быть оборудовано удобными стульями и ковровым покрытием.
Помещение должно соответствовать всем санитарно-техническим нормам.
Техническое обеспечение программы.
Для проведения программы необходимо следующее обеспечение:
1.Техническое обеспечение – аудиомагнитофон, подборка музыкальных записей, видеокамера, видеомагнитофон.
2.Канцелярские товары – бумага разных форматов и цветов (А5- А2), картон, бумага писчая, краски акварельные, пастель, темпера, пальчиковые краски, кисти разной толщины, пастель, восковые мелки, фломастеры и маркеры, простые и цветные карандаши, резинки стирательные, скотч, ножницы, швейные материалы и т.д. (У участников должен быть широкий диапазон канцелярских товаров для использования).
Принципы программы
Данная программа предполагает использование следующих принципов при ее реализации:
1. Добровольное согласие на участие в программных мероприятиях.
Данный принцип предполагает получение согласия женщины на участие в групповом процессе. Согласие целесообразно зафиксировать в договоре.
2. Конфиденциальность
Все участники программы должны уважать права личности на неразглашение информации. Передача информации третьим лицам возможна только с согласия самих участников программы, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
2. Системность мероприятий программы.
Терапевтическая программа строится на объединении и координации комплекса психологических, образовательных, медицинских и иных терапевтических мероприятий и на интеграции усилий всех заинтересованных лиц. Системность программы обеспечивается согласованными усилиями специалистов различного профиля, взаимодействующих в одной команде. А также консолидация усилий ведущих программы, специалистов медицинских и юридических (направивших участников в программу).
3. Этапность программных мероприятий.
Процесс реализации программы строится поэтапно с учетом объективной оценки реального состояния клиента и его закономерной динамики. Выделяются следующие основные этапы программы: начальный, развернутый, завершающий
4. Позитивная направленность Программы.
Позитивно-ориентированным воздействиям отдается приоритет перед негативно-ориентированными санкциями и наказаниями. Вместо хронических конфликтных взаимоотношений с нормативным социумом у клиента вырабатывается позитивная личностная направленность. Это достигается путем ориентации мероприятий программы на принятие, поддержку, поощрение. Создается атмосфера, обеспечивающая личностный рост и развитие.
5. Ответственность
В ходе программы участники становятся все более самостоятельными, обучаются принятию и осуществлению ответственности за свое состояние: чувства, ощущения, симптомы, поведение.
6. Включение в программу основных значимых лиц.
Производится консультирование, диагностика и коррекция проблем, существующих у членов семьи и значимых лиц из ближайшего окружения клиентов. Участие значимых лиц в программе специально оговаривается в контракте для работы с реально существующими проблемами. Дифференцированный подход к психотерапии различных групп клиентов. Предполагается наличие спектра дифференцированных психокоррекционных программ и включение участника в ту или иную программу с учетом его реабилитационного потенциала и в соответствии с показаниями и противопоказаниями.
7. Социальная и личностная поддержка клиентов после завершения программы с целью предотвращения срывов и рецидивов.
Структура программы.
Программа состояла из нескольких этапов:
4. Этап, предшествующий основной программе. Целевое назначение этапа - организационно-методическое и техническое оснащение.
5. Этап основной программы
А) Диагностический этап.
Б) Терапевтический этап
· Подготовительный этап, целевое назначение которого – введение в терапевтическое пространство, формирование контекста и правил работы с внутренним миром. Кроме того, осознание и принятие своей первичной идентификации (primary process). Результатом данного этапа является открепление личности от группы, в которую она входила раньше, связанную с травматической ситуацией, ситуацией насилия, подавления или злоупотребления. Психологические состояния участников на данном этапе – ситуации выбора, страхи, беспомощность.
· Второй этап - «нахождения на грани» (соответствует лиминальной стадии процесса инициации). Цель данного этапа - заключается в пересечении границ (порогов: limen буквально означает «порог»), пребыванием в измененном, экстремальном состоянии сознания, осознании барьеров (edge). Результатом данного этапа является смещение фокуса от первичной идентификации (жертва) к вторичной идентификации (secondary process), которое может создаваться целенаправленно или самопроизвольно.
Психологическое состояние участников на данном этапе обычно характеризуется пассивностью, беспомощностью или изоляцией. Личность находится в состоянии, которому предстоит трансформация.
· Третий этап - рестимуляция. Цель данного этапа – осознание своего личного мифа (personal myth) и сновидящего тела (dreambody).
Результатом данного этапа является установление контакта с вторичной идентификацией. Психологическое состояние участников характеризуется измененным состоянием сознания, состояниями острого страха, апатии, яркими депрессивными и агрессивными поведенческими реакциями.
· Четвертый этап – восстановительный. Соответствует реинтегративной стадии инициационного процесса. Основная цель этапа – возрождение (трансфигурация) личности. Результатом считается принятие вторичной идентификации (secondary process) и ресоциализация с интеграцией полученного опыта, принимая полную ответственность за свои действия во всех сферах своей жизни. Основное приобретение в психологическом состоянии личности – «свобода жить».
6. Этап, реализуемый после завершения основной программы. Целевое назначение этапа - подведение итогов и анализ результатов программы
Тематический план занятий терапевтической группы для женщин, переживших сексуальное изнасилование.
№ | Тема занятия | Диагностическая процедура | Количество часов |
1. | Знакомство. Ритуал входа в групповое пространство. Исследование состояния до насилия. Работа с симптомами. | Методика MARI Card Test | 4 часа |
2. | Исследование первичной идентификации (жертва/насильник). Работа с масками. | 8 часов | |
3. | Осознание индивидуальных чувств и ощущений (страх, боль, гнев и т.д.) | 4 часа | |
4. | Исследование мифа индивидуальной травмы | 8 часов | |
5. | Работа с травмой: мистическое путешествие в травматическую ситуацию | 8 часов | |
6. | Осознание и работа с хроническими симптомами травмы | 4 часа | |
7. | Работа с раздражителями | Методика MARI Card Test | 8 часов |
8. | Работа со свидетелем насилия | 8 часов | |
9. | Работа со старейшиной | 4 часа | |
Смерть первичной идентификации и преобразование мира | 12 часов | ||
Путешествие по лабиринту | 8 часов | ||
Внутренние ресурсы: осознание и принятие | 8 часов | ||
Вторичная идентификация. Создание куклы. Инсталляция. Ритуал завершения группы | Методика MARI Card Test | 12 часов | |
96 часов |
Структура занятия
Каждое занятие предполагало следующие этапы:
1.Ритуал входа в терапевтическое пространство.
2.Самооценка состояния (работа с сигналами, терапевтическое использование методики МARI Card/ работа с мандалой сновидения, сновидениями и сновидческими фигурами).
3.Основной блок работы, определяющийся тематикой занятия (иногда заменялся работой с экстремальным состоянием участника группы).
4.Индивидуальная работа по самоанализу, рефлексия.
5.Ритуал выхода
Предполагаемые результаты.
Успешная реализация программы способствует выходу из состояния травматического стресса, формированию и развитию у участников способности к саморегуляции, навыков осознания и использования травматического опыта как внутреннего ресурса, что снижает риск их повторной травматизации (изнасилования).
Приложение 7.