Выбор карт, соответствующий трем группам Большого Круга Мандалы в чеченской выборке




 

  1 срез 2 срез 3 срез
  Кол-во выборов Кол-во выборов Кол-во выборов
Первая группа 0 23 (20.7%) 54 (48.6%) 26 (23.4%)
Первая группа 1 51 (45.9%) 25 (22.5%) 9 (8.1%)
Первая группа 2 37 (33.3%) 13 (11.7%) 13 (11.7%)
Первая группа 3 39 (35.1%) 13 (11.7%) 23 (20.7%)
Первая группа 4 33 (29.7%) 9 (8.1%) 12 (10.8%)
Вторая группа 0 13 (11.7%) 18 (16.2%) 29 (26.1%)
Вторая группа 5 13 (11.7%) 44 (39.6%) 19 (17.1%)
Вторая группа 6 12 (10.8%) 35 (31.5%) 20 (18%)
Вторая группа 7 20 (18%) 30 (27%) 13 (11.7%)
Вторая группа 8 15 (13.5%) 23 (20.7%) 16 (14.4%)
Третья группа 0 29 (26.1%) 28 (25.2%) 12 (10.8%)
Третья группа 9 9 (8.1%) 19 (17.1%) 31 (27.9%)
Третья группа 10 11 (9.9%) 16 (14.4%) 27 (24.3%)
Третья группа 11 16 (14.4%) 13 (11.7%) 36 (32.4%)
Третья группа 12 21 (18.9%) 9 (8.1%) 41 (36.9%)

 

33.3% чеченских женщин независимо от возраста выбирали карты второй стадии Большого мандального круга MARI Card Test[68], подтверждая свои впечатления, связанные с утратой привычного чувства «я». Женщины, выбирающие данную стадию, достоверно чаще (р=0.03) имели выраженную симптоматику вторжения. Кроме этого, установлена положительная корреляционная связь у респонденток 14-20 лет (r=0.38*) между выбором данной карты и частотой инцеста и домашнего семейного злоупотребления, указывая на развитие чувства собственной уникальности и выбора значимым мужчиной. Этот факт подтверждается ментальными и конфессиональными особенностями данной категории.

Предпочтение третьей стадии большого мандального круга MARI Card Test [69] отметили 35.1% чеченок. Женщины, предпочитающие данную стадию достоверно чаще (р≤0.05) обладали высоким уровнем тревожности. Отчасти это обусловлено тем, что данная стадия сопряжена с некоторой сепарацией в связи Эго-Самость. Тревога возникает и в момент угрозы (многие женщины на данном этапе воспринимали терапевтический процесс, как угрозу своей целостности), так и в момент освобождения от травматических переживаний. Пациентки, выбравшие данные карты (или нарисовавшие их) свидетельствовали о переживаниях, ассоциирующихся у них с путешествием, которое не имеет конечной цели (или она сокрыта от них). Что подтверждает «включение» архетипических защит психики.

Подобный выбор обусловлен депрессивными переживаниями, изоляцией, беспомощностью, состоянием психического регресса и духовными переживаниями. Данная группа женщин характеризовалась проработкой ситуации насилия на бессознательном уровне.

На 5-6 занятии программы респонденты отдавали предпочтение картам с 5 по 8 стадии. Многие женщины (62%) демонстрировали обсессивно-компульсивные проявления в поведении, навязчивое движение по кругу. Это было обусловлено переходом к осознанию ситуации на сознательном, рациональном уровне.

Принципиальным отличием от русской выборки является фиксация на 5-7 стадиях Большого мандального круга MARI Card Test.

39.6% чеченских женщин отдали предпочтение 5 стадии мандального круга MARI Card Test[70]. Интересно, что женщины, выбравшие данные карты и фиксировавшиеся на рисунках данной стадии, не только отличались выраженностью симптоматики физиологической возбудимости, но также проявляли некую ритуальность в поведении. Ритуальное поведение было связано с закрепление за собой территории, т.к. многие женщины свидетельствовали об ощущениях угрозы из вне (например, некоторые участницы бессознательно обрисовывали свое место кругами – мандалами, выполняющими по их мнению защитную функцию; начало терапевтической работы сопровождалось индивидуальными ритуальными действиями, словами и проч.)

31.5% женщин отдали свое предпочтение картам, соответствующим шестой стадии Большого мандального круга. Они подтверждали, что ощущают одиночество, отчуждение, а в некоторых случаях и депрессию. В терапевтическом процессе наблюдались проявления диссоциативных расстройств, сопровождающиеся временным расщеплением Эго и проявлением в нем противоположных тенденций, вплоть до полной утраты чувства «я».

Следует отметить, что для чеченских женщин характерно инфантильное переживание травмы (независимо от возраста) – более бессознательное и инстинктивное. Данный этап для большинства явился значимой стадией индивидуального развития, обозначающий дистанцирование от родителей и преодоление зависимости от отца, как символа коллективных ценностей и традиций своего времени, принадлежности к семье. Тем самым можно рассматривать выбор данной стадии, как инициацию во взрослое состояние. Именно на этом этапе работы многие респонденты демонстрировали прохождение инициации во взрослое состояние. На данном этапе женщины стали воспринимать себя уже не объектами постороннего воздействия, а свободно действующими субъектами. Происходило объединение рецептивных и активных аспектов личности и активизация Эго-идеала.

Выбор седьмой стадии был сделан 20.7% чеченских женщин. На данном этапе поведение женщин, выбравших эту карту, характеризовалось маниакальными проявлениями, характеризовалось ощущением наполненности энергией и повышенной самооценкой. Этот этап также можно связать с определенным моментом ритуала инициации, когда человеку присваивается новое имя. На данном этапе обследуемые характеризовались следующими проявлениями: ощущение независимости, ответственности за себя и свою жизнь, восприятие себя как свободно действующего субъекта. Происходит объединение рецептивных и активных аспектов личности и активизация Эго-идеала. Но, не смотря на это, женщины отмечали переживания опустошенности и подавленности, что характерно для проявления симптоматики травматического синдрома изнасилования и посттравматического стрессового расстройства.

Таким образом, можно утверждать, что на данном этапе терапевтической работы многие чеченские женщины демонстрировали прохождение инициации во взрослое состояние, что способствовало осознанию процесса травматизации.

В конце работы программы (3 срез) чеченские женщины отдавали предпочтение картам, характеризующим стадии с 9 по 12, что свидетельствует об интеграции травматического опыта на сознательном и бессознательном уровне. Следует отметить, что состояние чеченских женщин качественно отличалось от состояния русских. Чеченские женщины демонстрировали более медленную, но устойчивую проработку симптоматики ПТСР, обеспечив достоверное уменьшение (p≤0.01) всей симптоматики посттравматического стрессового расстройства (от 1 к 3 срезу).

Помимо содержания мандальной формы мы обращали внимание на выбор респондентами цвета. В зависимости от их интенсивности цвета несут условные обозначения и связаны с различными группами, указанных выше стадий. Условно цвета можно разделить на 3 группы, в зависимости от степени их интенсивности, каждая группа имеет свое психологическое содержание:

1) темные оттенки – отражают переработку информации на уровне бессознательного,

2) средние по интенсивности оттенки – отражают переработку информации на уровне сознания;

3) светлые оттенки – отражают переработку информации на сознательном и бессознательном уровне, а также опыт психологической трансформации.

В таблице 37 продемонстрирован выбор различных цветов при тестировании с использованием карточного теста мандалы.

Таблица 37



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: