Упражнение 10. Работа с куклой




1. Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Направленная визуализация: «Представьте себе встречу с собой, избленной от страхов и гнетущей травмы. Это Я дарит Вам куколку. Рассмотрите ее внимательно».

2. Сшейте куколку.

3. Возьмите е в руки и поговорите с ней (Как ее зовут? Откуда она пришла? Что она любит и умеет делать? Как она себя чувствует живя в этом мире рядом с вами? Нужно ли ей что-то? Чем она занимается в своем мире и зачем она пришла к вам? Каково ее послание вам?)

4. Выберите себе еще 2 партнеров и в 3-ках обсудите:

- Как Вы себя чувствовали слушая историю своей/чужих кукол?

- Чем история Вашей куклы похожа на Вашу жизнь?

- Что в этой истории является фантастическим и не будет привнесено в Вашу жизнь (останется мечтой)?

- Как Вы внутренне относитесь к тому, что это останется только мечтой?

- Как Вы чувстуете и как принимаете послание/подарок в виде куколки от своей исцеленной части?

 


[1] Но, т. к. в настоящей работе мы не будем касаться самостоятельной обширной темы насилия над детьми, и в подавляющем большинстве случаев изнасилования взрослых насильником является мужчина, а жертвой – женщина, то мы будем употреблять существительное «женщина» и местоимение «она» относительно жертвы насилия. Кроме того, слово «жертва» используется в данной работе без уничижительной нагруженности, на которую часто указывают социальные работники, а просто как синоним слов «пережившая» или «пострадавшая». Термины «изнасилование» и «сексуальное насилие» применяются в общеупотребительном смысле, и означают действия сексуального характера (чаще всего сексуальное сношение) с применением насилия, угроз или использованием беспомощного состояния потерпевшей и употребляются здесь как взаимозаменяющие.

 

[2] «Диагностика и статистическое управление расстройствами психики», третье издание DSM-IV-R американская ассоциация психиатров, 1994г.

[3] отречение от своего тела, как от чужого, «грязного и порочного»

[4] C.G. Jung, The Soul and Death, Structure and Dynamics of the Psyche, Vol.8, Princeton: Bollingen Series, 1969, p.406

[5] Индивидуация – процесс психологической дифференциации, осуществляющий с этой целью развитие индивидуальной личности. Процесс индивидуации представляет два основных этапа: 1 - посвящение или инициация во внешний мир и завершается формированием структуры Эго (Персоны); 2 – посвящение в мир внутренний, являющийся процессом дифференциации и отчуждения психологии индивидуальной от коллективной (процесс «восамления»). [В. Зеленский,1996]

 

[6] Инициация (initiation от лат. Initio «начинать», «посвящать»)- переход индивида от одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц, и обряд, оформляющий этот переход; обряды или ритуалы инициации также называются переходными. В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения по направлению к осознанию. Инициация тесно связана с исцелением. [В. Зеленский,1996]

 

[7] Карта личности и соответствующие ей этапы индивидуации (уровни сознания) по Юнгу во многом совпадают с современными представлениями об уровнях реальности Вселенной (например, теория Г.И. Шипова).

 

[8] Например, опыт существования вне тела, перемещение в пространстве и т.п.

[9] Соответствует сепаративной стадии инициации или сегрегации (разрыв неофита с его окружением) и изоляция. Данная стадия заключается в откреплении личности от группы, в которую она входила ранее. Психологическое состояние - ситуация выбора, беспомощность, страхи [Арнольд Ван Геннеп, 1992].

[10] Соответствует лиминальной стадии инициации или транзиции. Данная стадия представлена пересечением границ (Limen – «порог»), пребыванием в промежуточном, необычном состоянии. Поведение личности на данной стадии обычно пассивное или униженное. Лиминальность может сопровождаться пребыванием в измененном состоянии, которому предстоит новое рождение и/или преображение.

[11] Соответствует восстановительной (реинтегративной) стадии инициации или инкорпорации (возвращение к общественной жизни в новом статусе), основное содержание – возрождение (трансфигурация, спасение, бегство) личности. Завершается апофеозом могущества личности. Основное приобретение личности – «свобода жить».

[12] Самость имеет характерную феноменологию, ее выражают с помощью определенных символических изображений, которые называют мандалами (к мандалам относятся все изображения, выделяющие особое значение круга с центром, которые обычно сопровождаются фигурами квадрата, креста или иного образа четверицы или кватерности) [Jung, “Concerning Mandala Symbolism”in The Archetypes and the Collective Unconscious, C.W., vol.9, 1996]

[13] Neumann, Erich, The Origins and History of Consciousness, Bollingen Series XLII, Prince­ton University Press, 1954

[14] Uroboros – универсальный мотив змеи, свернувшейся в кольцо и кусающей свой собственный хвост.

[15] Fordham, Michael, New Developments in Analytical Psychology, London, Routledge & Kegan Paul, 1957.

[16] Fordham, M., "Some Observations on the Self and the Ego in Childhood", in New De­velopments in Analytical Psychology, Routledge and Kegan Paul, London, 1957

[17] Эту мысль выражает: и Юнг, когда говорит: "Эго соотносится с Самостью так, как движущийся предмет соотносится с движущей силой... Самость... обладает априорным существованием, из которого развивается Эго. Это, так сказать, бессозна­тельный прообраз Эго".

[18] Neumann, E., "Narcissism, Normal Self-Formation, and the Primary Relation to the Mother" in Spring, published by true Analytical Psychology Club of New York, 1966, pp 81 ff.

 

[19] Например, расщепление, проективная идентификация, идеализация и обесценивание, трансовые состояния, переключения между множественными центрами идентичности, деперсонализация, психическое оцепенение и т.д.

[20] Демон – божественная сила, как правило, злая, иногда – благодетельная, которая молниеносно влияет на человека, влияет на конкретные события и его судьбу. У римлян демон назывался гением. [Агбунов М., Античные мифы и легенды. Мифологический словарь.1994, с. 123] Слово «демонический» (demonic) происходит от греческого слова daiomai, которое означает «делить». Можно связать его с состоянием разделенного сознания, которые проявляют себя в оговорках, ошибках внимания, или в других видах прорывов содержаний из сферы бытия, которая называется «бессознательное». [von Franz, 1980]. Именно разделение мира, видимо, является функцией этой фигуры. Юнг использует в данном случае термин «диссоциация», и фигура демона выступает как персонификация диссоциативных защит психики, в тех случаях, когда ранняя психическая травма сделала интеграцию психики невозможной.

 

[21] Юнг называл их отщепленными частями психики или комплексами.

[22] Древние египтяне называли его «душа Ба», а алхимики – «крылатым живительным духом процесса трансформации», т.е. Гермесом/Меркурием

[23] Faibairn, 1981 – «внутренний вредитель»; M. Klein, 1934 – «атакующая грудь»;Jung, 1951 – «негативный Анимус»; Guntrip, 1969 –«антилибидозное Эго», Seinfild, 1990 – «плохой объект».

[24] Одним из ключей к пониманию данного процесса можно получить анализируя происхождение слова «дьявольский» (diabolical), которое образовано от греческих dia (раздельно, через, врозь, между) и ballon (бросать), - т.е. глагол означает «разбрасывать, разделять». Отсюда и общепринятое значение дьявола – тот, кто препятствует, разрушает или дезинтегрирует (диссоциация). Антонимом слова «дьявольское» является «символическое» (symbolic) - от греческого sym-ballon («сводить вместе»). Как известно, процессы разделения и соединения составляют основу психической жизни, а антогонистическая направленность этих процессов представляет некий гомеостатический процесс саморегуляции психики. Без «разделения» невозможна дифференциация, без «соединения» невозможной была бы синтетическая интеграция, приводящая к образованию более сложных и крупных систем. Областью особенной активности этих регуляционных процессов является переходная граница между психикой и внешней реальностью, находящая свое отражение в процессах инициации. Таким образом, деятельность системы психической саморегуляции можно уподобить системе саморегуляции, аналогичной биологической иммунной системе.

 

[25] Шандор Ференци (1933)

[26] Фрейд назвал этот паттерн демоническим

[27] Фантазирование – это диссоциативное состояние, которое не является ни воображением, ни жизнью во внешнем мире, но представляет собой меланхолическое самоублажение, некий компромисс, длящийся вечно, - защитное использование способности к воображению, способствующее тревожному избеганию.

 

[28] Работы клиницистов: Генри Кристела (Henry Kristal, 1988) о травме и аффекте, Джойса Макдугала (Joyce McDougall, 1989) о психосоматических расстройствах, Френсиса Тастина (Frances Tustin,1990) об аутизме – дают представление о том, что «цельное» переживание состоит из многих факторов и интеграция сопровождается большим сопротивлением. Браун (Braun,1988) описывает четыре аспекта переживания, между которыми может иметь место диссоциация, а именно: поведение, аффект, ощущение и знание – эта концепция известна как модель диссоциации BASK (behavior, affect, sensation, knowledge). При диссоциативном расстройстве либо один из этих аспектов подвергается расщеплению внутри самого себя, либо обычные связи между ними нарушаются.

[29] Cостояние, при котором пациент не имеет слов для выражения своих чувств

[30] Объединение женщин в такие возрастные группы, обусловлено распределением в терапевтические группы.

 

[31] данные по женщинам, не состоящим в официальном браке

[32] См. Приложение 1.

[33] См. Приложение 2 или Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса, СПб, 2001, стр.125-133

[34] См. Приложение 3 или Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса, СПб, 2001, стр. 182-190

[35] См. Приложение 4.

[36] См. приложение 5.

[37] См. приложение 6.

[38] Первичная идентификация (primary process) - все, что связано с личной самотождественностью, в т.ч. своей ролевой структурой, своими чувствами, ощущениями, переживаниями, сновидениями и сновидческими процессами, страхами и проч..

[39] Барьеры (edge) - пределы того, на что способна личность, по собственному убеждению, описание чего-то, что личность считает невозможным для себя испытать или жить с этим. Барьер отделяет первичный процесс от вторичного. Это переживание собственных ограничений, границ идентичности.

[40]Личный миф (personal myth) – обобщение детского сновидения или воспоминания, которое становится организующим фактором в формировании стиля жизни, хронических симптомов и проблем. Он также способствует организации последних переживаний в жизни.

 

[41] Сновидческое тело (dreambody)– телесное чувство, которое находится (обычно) ниже порога личностного осознания. Образы и истории, связанные с ним, имеют мало общего с первичной идентификацией, но тесно связаны с личными мифами

[42] Описание упражнение – см. приложение 7.

[43] "Ведь супружеская жизнь - это общественная жизнь, и любое общество должно иметь лидера, поскольку члены общества непременно будут расходиться во мнениях и желаниях касательно определенных вещей. Достижение общего блага, возможно, лишь тогда, когда у этих людей будет лидер, на мнение которого можно опереться в конфликтной ситуации, чтобы не выступали все один против другого, тем самым не подрывая единство сообщества, не нарушая установленный порядок. Мужчина имеет больше оснований стать лидером, ибо он лучше понимает суть всеобщего блага, располагает более широкими волевыми и материальными возможностями для его достижения. Таким образом, согласно шариату он несет ответственность за защиту женщины и ее материальное обеспечение, а она обязана быть послушной ему в признанном, радуясь тому, что она жена (по шариату)…". В этом, и заключается смысл слов Пророка (мир ему и благословение): "Коль он велит ей, она подчинится". Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: "Коль женщина молится пять своих молитв, хранит свои половые органы и подчиняется своему супругу, она войдет в Рай" (Ахмад). [Рида, Мухаммад Рашид. Права женщины в Исламе. - с. 38]

 

[44] Инцест, или кровосмешение – это половой акт между лицами, которые вследствие родственных или семейных связей не должны были этого совершать. Инцест может происходить между отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой, а также между дядей и племянницей. Обычно в литературе, упоминание инцеста связано с насилием по отношению к детям.

 

[45] Так, одна из респонденток 16 лет, выросшая в алкогольной, антисоциальной семье, сообщила, что ее сексуальная жизнь началась с множественных изнасилований сожителями матери в 9 лет. Желая предотвратить жестокие побои и мучения, терпела насилие многочисленных сожителей и собутыльников матери. Занятия проституцией, которой она занимается последние 2 года, девушка рассматривает как естественный способ зарабатывания денег для содержания семьи. Убеждена, что так поступает большинство женщин

[46] Ангедония (от греч. A - отрицательная частица + hedone наслаждение) - психологическое нарушение, проявляющееся в неспособности переживать радость, в том числе от секса, доставлять себе удовольствие простыми развлечениями (кино, музыка и т.д.).Часто выступает следствием тяжелых переживаний, ситуаций насилия.

[47] Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001, с. 131.

[48] Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001, с. 131.

[49] Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001, с. 132.

[50] Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001, с. 131.

[51] Данные получены на основании наблюдения во время занятий, а также терапевтических процессов у представительниц данной подгруппы.

[52] В 14-16 лет чеченская девушка – уже сформировавшаяся женщина, как правило, находящаяся «на выданье»

[53] По данным наблюдения в группе

[54] На основании интервьюирования и терапевтического процесса

[55] Данные, полученные на выборке мусульманских женщин в период Балканского конфликта (M. Knezevitch, 2000), свидетельствуют о более низких показателях уровня депрессивности по шкале Бека, чем у женщин ортодоксальных конфессий.

 

[56] Мандала (в пер. с санскрита - круг) - цир­кулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т. д. и символизирующий в индуиз­ме или буддизме вселенную, единство и целостность [словарь Уэбстера]

[57] «Фрагментация»

[58] «Ворота смерти»

[59] «Мишень»

[60] 0 – отсутствие выбора

[61] «Пустота»

[62] «Блаженство»

[63] «Лабиринт, спираль»

[64] «Начало»

[65] «Функционирующее Эго»

[66] «Кристаллизация»

[67] «Ворота смерти»

[68] «Блаженство»

[69] «Лабиринт, спираль»

[70] «Мишень».

[71] Подобные практики способны вызывать яркие образные представления и изменен­ные состояния сознания

[72] Ludwig, 1968; Fischer, 1975, 1976; DiLeo, Grof and Kellogg, 1977; Galanter, 1982; Lex, 1979.

 

[73] Mindell, 1996; Glik, 1986; Griffith et al., 1996



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: