Измеритель мгновенных значений уровня (SPPM). (цифра)




Измеритель уровня необходим для визуального объективного контроля уровня передачи и ее динамического диапазона. - Традиционные измерители уровня должны быть инерционными, т. е. показывать не мгновенные, а усредненные за некоторые промежутки времени значения энергии измеряемых сигналов. Шкала градуируется в децибелах (на некоторых приборах еще пишут проценты).

Технические характеристики:

Время интеграции - то время, за которое прибор усредняет показания. За время интеграции измерителя уровня принимают длительность тонального импульса, при которой указатель прибора отклоняется на 80% шкалы. VU-meter - 300 мс. - QPPM - 5 мс. - SPPM - менее 0,1 мс.

Время срабатывания - время, за которое указатель прибора дойдет до нужного значения.

Время возврата - время, за которое указатель прибора вернется в исходное положение.

Измеритель квазипиковых значений уровня сигнала. - Время интеграции - 5 мс. Дает возможность следить за самыми короткими из воспринимаемых на слух выбросами сигнала. + Малое время интеграции. - Показания не всегда соответствуют субъективно воспринимаемой громкости отдельных частей передачи.

Измеритель мгновенных значений уровня. Даёт возможность измерить сигнал практически с точностью до каждого семпла (импульсы менее 0.1 мс). Регистрирует истинные мгновенные пики сигнала: True peak - измеритель мгновенных значений сигнала или PPM Fats или SPPM. Используется только в технических целях, для поддержания уровня программы вещания непригоден, поскольку при одних и тех же показателях прибора различия среднего уровня и громкости на разных фрагментах программы может доходить до 15 дБ. Градуировка – dB FS.

Отличия показаний измерителей уровня с разным временем интеграции: При калибровке канала по установочному уровню надо учитывать, что VU-meter на коротких пиках уровня существенно занижает свои показания. Но для цифровых программ точность квазипикового измерителя (QPPM) недостаточна. Используем безынерционный мгновенный измеритель.

Так называемый «запас» по уровню (хэдрум), необходимый на вещании, применяется для исключения (перегруза) превышения максимально допустимого уровня при калибровке канала независимо от того, поддерживается уровень по VU-метру или квазипиковому измерителю. Либо для согласования аналогового и цифрового уровня, при котором «headroom» равен -18 dBFS.

Установочный уровень необходим для согласования уровней звуковых сигналов по измерителям разных типов, при международных трансляциях.

Headroom для: VU-meter 0 dB, QPPM – (-9) dB, PPM Fast – (-18) dB

Для объективного контроля уровня звукового сигнала используется специальный прибор - измеритель уровня. Это прибор с логарифмической шкалой, отградуированный в децибелах - общепринятых единицах оценки звука.

Для регистрации мгновенных изменений уровня звукового сигнала с точностью до его отдельных пиковых значений необходим безынерционный прибор, но такие приборы применяются только в цифровой технике, для которой даже самые малые и кратковременные превышения шкалы квантования приводят к непоправимому браку звучания.

Слух человека обладает некоторой инерцией - способностью накапливать и усреднять воздействующую на барабанную перепонку информацию. Поэтому традиционные, используемые в аналоговых цепях звукопередачи измерители уровня, должны быть инерционными приборами, т.е. показывать не мгновенные, а усреднённые за некоторый промежуток времени значения измеряемых сигналов. Из-за различных подходов к измерениям уровня, для его оценки существуют измерители с разным временем усреднения (интеграции) сигнала. В России и в большинстве стран Европы стандартизован измеритель уровня “квазипиковых” значений (QPPM), усредняющий сигнал за каждые 5 мс и дающий возможность регистрировать даже короткие пики уровня. Но его недостатком является то, что величина коротких пиков, из-за инерционности слуха, не определяет ощущение громкости передачи. В Америке и Японии для оценки уровня передачи пользуются VU-метрами ─ приборами “средних” значений, усредняющими уровень за каждые 300 мс и лучше отражающими изменения громкости звучания. Однако по этим приборам нельзя увидеть очень короткие выбросы уровня, которые могут перегрузить канал передачи. В цифровых же цепях передачи, как уже было сказано, требуется безынерционный прибор пиковых (мгновенных) значений.

Применяя разные виды измерителей уровня, при наличии смешанных каналов передачи, включающих в себя как аналоговые, так и цифровые участки, для унификации оценок уровня приходится пользоваться поправками на инерционность приборов (“headroom”). Причём, эти поправки тем больше, чем больше инерционность прибора. В соответствии с этим рекомендуется на синусоидальном опорном установочном сигнале правильно откалибровать по уровню канал передачи, предусмотрев необходимые поправки, для каждого из установленных типов измерительных приборов. В мировой практике при настройке диаграммы уровней передачи принято пользоваться синусоидальным сигналом частоты 1000 Гц с т.н. установочным уровнем, при котором показания VU-метра должны быть 0 дБ. Чтобы предусмотреть недопоказ коротких импульсов реальной программы VU-метром, показания прибора квазипиковых значений на этом же сигнале должны быть ниже нулевой отметки шкалы на 9 дБ (–9 дБ), а по шкале цифрового прибора ещё на 9 дБ ниже и соответствовать показаниям –18 дБ. В России на радио и телевидении стандартизован прибор квазипиковых значений. Калибровка канала передачи производится по 0 дБ шкалы этого прибора на калибровочном синусоидальном сигнале “номинального” уровня, соответствующего максимально допустимому уровню реальной программы.

Субъективная оценка качества звучания фонограмм произведений аудиовизуальных и смежных искусств в зависимости от их стилистики, звукового решения, исполнительских особенностей.

В связи с тем, что оценка звучания всегда в известной мере субъективна, для унификации терминологии и выработки общего подхода к определению качества фонограмм разработан и апробирован на практике перечень параметров качества, поддающихся раздельной оценке по каждому из них и в совокупности определяющих качество звучания в целом.

Оценку по каждому из параметров и по общему впечатлению о записи производят по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо, с имеющимися небольшими дефектами), 3 (удовлетворительно), 2 (из-за серьезных дефектов может быть принято лишь условно, как документ), 1 (запись непригодна).

Параметры качества:

Пространственное впечатление оценивается по передаче акустической обстановки в студии (зале), по соответствию размеров студии количеству исполнителей и характеру музыкального произведения, по акустическому балансу, т.е. соотношению прямых и отраженных звуков, по ощущению многоплановости звуковой картины ─ глубинной перспективы, т.е. создания иллюзии различных расстояний от слушателя до тех или иных групп инструментов оркестра.

Прозрачность звучания. Хорошая различимость звучания отдельных инструментов в оркестре, ясность музыкальной фактуры, разборчивость текста при пении и т.п.

Музыкальный баланс. Соотношение между громкостью звучания различных оркестровых групп, определяемое в основном уровнем прямых звуковых сигналов, приходящих непосредственно от исполнителя к микрофону.

Тембр. Оценивается по звучанию ансамбля в целом и его отдельных голосов, и инструментов. Зависит от характера студийной акустики, от частотной характеристики тракта звукопередачи и процесса записи, от характера и дозы реверберации. Тембр может потерять естественность, из-за повышенных нелинейных искажений в тракте передачи, детонации, от искажений точности передачи “нестационарных процессов”, т.е. фронтов нарастания музыкальных импульсных сигналов (звуковых атак), характерных для определенных инструментов и способов звукоизвлечения.

Помехи. Заметность мешающих восприятию музыки различных посторонних звуков, затрудняющих прослушивание. Природа помех, замеченных при прослушивании: акустические помехи типа шумов, проникающих в студию из-за несовершенства звукоизоляции или создаваемых самими исполнителями, (шелест переворачиваемых нотных страниц, скрип мебели, паркета или подставок для хора, шум зрительного зала), или электрические помехи, в виде электромагнитных наводок, фона, шумов усилителей и магнитной ленты, копирэффекта и т. п.

Исполнение. Качество исполнения: темп, нюансировка, чистота интонирования. При необходимости, могут быть отмечены выявленные при прослушивании явные ошибки в трактовке исполнителем данного произведения, и другие дефекты исполнения.

Инструментовка (аранжировка). Качество аранжировки оценивается только в тех случаях, когда инструментовка (аранжировка) данного произведения для записи не удобна.

Звукорежиссерская техника. Правильность подбора и расстановки микрофонов, целесообразность использования спецэффектов, качество микширования и другие особенности создания звукорежиссером звукового образа, не отраженные в предыдущих пунктах оценки.

Стереофонический эффект. Стереофоническая разрешающая способность, т.е. возможность определить локализацию отдельных элементов звукового изображения в определенных точках пространства в пределах угла слышимости;стереофонический баланс ─ сбалансированность громкости левой и правой сторон ансамбля и локализация в центре базы середины звуковой картины;естественность передачи акустической атмосферы и эффект возникновения у слушателя ощущения присутствия в помещении, где происходит передаваемое звуковое событие;совместимость.

Работы С. Эйзенштейна «Вертикальный монтаж» и «Монтаж тон-фильма» и их роль в проведении научных исследований и творческо-производственной деятельности звукорежиссера, формировании методической литературы.

Работы С.Эйзенштейна «Вертикальный монтаж» и «Монтаж тон-фильма» являются частью задуманного автором большого труда, осуществленного лишь частично. Статья «Вертикальный монтаж» была опубликована в журнале "Искусство кино", 1940, № 9. Она состоит из трех частей.

Первая часть посвящена общему теоретическому обоснованию идеи вертикального (звукозрительного) монтажа. Эйзенштейн развивает принцип звукозрительного контрапункта. Основное внимание при этом уделяется поискам соизмеримости изображения и музыки, слияния их в единое гармоническое целое. К решению этой задачи Эйзенштейн подходит с разных сторон, анализируя возможности образного соотнесения музыки с цветом, световой тональностью, линейным контуром или, по определению самого Эйзенштейна, "обертонами" монтажного кадра. Впервые "обертонный монтаж" изображения был применен им в фильме "Старое и новое", теоретически обоснован в статье "Четвертое измерение в кино".

Вторая часть данного исследования, известная также под названием "Желтая рапсодия", представляет собой исторический обзор и критический анализ многочисленных попыток навязать каждому цвету определенный смысл. Отстаивая и обосновывая принцип образного смысла цвета, устанавливаемого самим художником, Эйзенштейн отвечает на вопрос, поставленный им в декларации 1940 г. "Не цветное, а цветовое".

В третьей части "Вертикального монтажа" на примере звукозрительного построения эпизода из фильма "Александр Невский" Эйзенштейн демонстрирует технику гармонизации изображения и музыки в случае, когда за основу берется принцип соотнесения их линейных контуров. Подробный анализ образного смысла, раскрываемого линейным построением кадра и пластическим развитием изображения, дан им ранее в статье "Э! О чистоте киноязыка" и в I разделе исследования "Монтаж".

Актуальные направления исследовательских проектов в области теории звукозаписи и звукоусиления. Основные технические характеристики канала звукопередачи и их влияние на качество звучания.

 

Базой является канал звукопередачи и его совершенствование – наша основная задача.

Каналом звукопередачи называют совокупность технических средств, с помощью которых осуществляется передача на расстояние, а затем и воспроизведение звуковых сигналов.

Передаваемый по каналу электрический сигнал, в зависимости от способа передачи, может быть либо подобным по форме звуковой волне, т.е., представлять собой точный электрический аналог звука (аналоговая передача), либо передаваться и обрабатываться звукорежиссёром и доставляется к потребителю (слушателю) в виде электрического сигнала, преобразованного в специальный цифровой код (цифровая передача).

Для любой конфигурации канала и для любой аппаратуры, входящей в его состав (как аналоговой, так и цифровой) перечень основных технических параметров (но не сами технические показатели, влияющие на качество передачи звука), остаётся одним и тем же.

Уровнем сигнала называют выраженное в децибелах отношение электрического напряжения сигнала в данной точке тракта к напряжению сигнала, принятому условно за меру сравнения (за опорный уровень), т.е. за “0 дБ”. Относительный уровень - это уровень по отношению к произвольно выбранному опорному напряжению, которое принято условно за 0 дБ для данной аппаратуры из чисто технических соображений и которое может быть, в принципе, любым. Абсолютным уровнем называют уровень сигнала, выраженный в децибелах по отношению к напряжению 0,775 В, принятому международными организациями за абсолютный 0 дБu.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) – графикзависимости коэффициента передачи данного участка канала от частоты сигнала, подаваемого на его вход. Отклонения коэффициента передачи на той или иной частоте от коэффициента передачи на частоте 1000 Гц (условно принятым за 0 дБ) называются частотными искажениями и выражаются в децибелах. Неравномерность АЧХ более чем на 2-3 дБ может в некоторых случаях вызвать заметные на слух искажения тембров звучания.

Отношение Сигнал/Помеха. Помехи могут различаться по виду и представлять собой либо фон ─ однотонное низкочастотное гудение, либо шум ─ в виде характерного шипа, не имеющего выраженной высоты тона или импульсные помехи в виде щелчков, потрескиваний и т.п. Численно оценка качества передачи по помехам производится выраженным в децибелах отношением уровня полезного сигнала к уровню помехи.

Нелинейные искажения. Этот вид искажений возникает при нелинейности процесса передачи, влекущей за собой нарушения пропорциональности между мгновенными значениями сигнала на выходе и входе устройства. Воспринимается как искажение тембра, дребезжание и скрежет. Численно оценивается косвенно коэффициентом нелинейности, в процентах по отношению к общему сигналу.

Динамический диапазон - выраженное в децибелах отношение максимально допустимого уровня сигнала к минимально допустимому. Максимально допустимый уровень ограничен заметными на слух нелинейными искажениями, а минимально допустимый – шумами тракта.

 

Блок общих вопросов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: