Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин.
Основная часть работ классиков Традиционализма переведена на русский язык. См. например, сборники трудов основателя Традиционализма Рене Генона: Рене Генон «Символика креста». «Царь Мира». «Заметки об инициации». М., «Прогресс-Традиция», 2004; Рене Генон «Избранные сочинения: «Царство количества и знамения времени». «Очерки об индуизме». «Эзотеризм Данте». – Пер. с франц. 2-е изд., испр. и дополн. – М., НПЦТ «Беловодье», 2003; Рене Генон «Избранные произведения: «Человек и его осуществление согласно Веданте». «Восточная метафизика». – Пер. с франц. – М., НПЦТ «Беловодье», 2004; Рене Генон «Избранные произведения: «Традиционные формы и космические циклы». «Кризис современного мира». – Пер. с франц. – М., НПЦТ «Беловодье», 2004; Рене Генон «Символы священной науки». – Пер. с франц. М., НПЦТ «Беловодье», 2004; Рене Генон «Восток и Запад». – Пер. с франц. М., НПЦТ «Беловодье». 2004.
См. работу: Юлиус Эвола «Языческий Империализм». М., «Арктогея», 1990.
См. труды Мирча Элиаде: Мирча Элиаде, Ион Кулиано «Словарь религий, обрядов и верований». При участии Г. С. Винер. СПб., «Университетская книга», 1997; Мирча Элиаде «Йога». Свобода и бессмертие. М., «София», 2000; Мирча Элиаде «Шаманизм». Архаические техники экстаза. М., «София», 2000; Мирча Элиаде «Тайные общества». Обряды инициации и посвящения. Киев, «София», М., «Гелиос», 2002; Мирча Элиаде «Оккультизм, колдовство и моды в культуре». Киев, «София», 2002.
К понятию «традиционализм» близко примыкает понятие «ариософия» - «мудрость Ариев». Понятие «ариософия» принадлежит Йоргу Ланцу. Данный термин является синонимом термина «Гиперборейская Теория». Понятие «Гиперборейская Теория» означает эзотерическую доктрину, являющуюся истоком земной сакральности - сжатое выражение Примордиальной (Изначальной) Традиции. Это - фундамент религий мира, древнейшая посвятительная инициатическая доктрина, возникшая в Гиперборее - северной прародине индо-европейских народов. Она является выражением эзотерической мудрости древнейшего «полярного», «нордического» этапа истории человечества.
|
См.: А. Г. Дугин «Гиперборейская Теория». Опыт ариософского исследования. М., «Арктогея», 1993. См. также - А. Г. Дугин «Консервативная революция». М., «Арктогея», 1994; А. Г. Дугин «Пророк Золотого Века». Послесловие к книге: Рене Генон «Кризис современного мира». М., «Арктогея», 1991; А. Г. Дугин: «Юлиус Эвола языческий империалист». Послесловие к книге: Юлиус Эвола «Языческий Империалиализм». М., «Арктогея», 1994;
См. также: Элизабет Вандерхилл «Мистики XX века». Энциклопедия. «Миф»-«Локид», М., 1996, с. 323-347: раздел 11 «Традиционалисты».
13. Теософия. Теософия в широком смысле слова, это, по словам Елены Блаватской – «Религия Мудрости, или «Божественная Мудрость». Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом».[258]
В узком смысле слова, теософия – это эзотерическое ученье Елены Блаватской и её последователей.
Теософия – это рефлексия религии, то есть – критическое самопознание и самосознание религии. Основная посылка теософии – наличие в разных религиям общего круга идей. На этой концептуальной основе и строится вся доктрина теософии, охватывающая вопросы устройства Вселенной, эволюции Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека). «Теософия – это не просто одно из многих религиозно-философских учений, это одна из попыток выработать новый тип мировоззрения, а именно религиозность нового типа. И в этом смысле теософия значима не только как некий взгляд на человека и космос, на взаимосвязи и сущность религии, значима не только как некий синтез прошлого духовного опыта, но и как попытка заглянуть в будущее. Её можно принимать или не принимать, но вникнуть в неё чрезвычайно полезно. Вряд ли можно согласиться, что теософия это просто «религиозно-философское учение», одна из иллюзорных систем в рамках оккультно-религиозной литературы, как подавал теософию советский научный атеизм. Она заслуживает куда более серьёзного внимания, чем тот поток вульгарных публикаций, который, конечно, характеризует современное кризисное состояние нашего общества и как таковой должен попасть в поле зрения историка духовной культуры, - не более того. Теософия, несомненно, обладает познавательной ценностью».[259]
|
Вот, например, как характеризует Е. П. Блаватскую знаменитый русский эзотерик начала XX века Владимир Шмаков: «Теософическое общество, как известно, основано нашей соотечественницей – Еленой Петровной Блаватской. Ея безспорно исключительная личность въ продолженіи немногих лътъ создала переворотъ въ умственномъ міръ человъчества. Въ самую мрачную эпоху черстваго матеріализма ея геній открылъ многимъ тысячамъ людей врата въ иную областъ, къ лицезрънію Истины в ореолъ ея въчности… Новъйшее мистическое движеніе въ Индіи было возбуждено недавно умершимъ послъднимъ индусскимъ пророкомъ Бхагаваномъ Шри Рамакришной Парамагамзой. Если теперь нътъ въ міръ образованнаго человъка, кто бы хоть по слуху не зналъ бы понятій о эзотеризмъ и тождествъ всъхъ религій всемірной исторіи по ихъ внутренней сущности, то этимъ человъчество обязано генію двухъ людей: Е. П. Блаватской и Шри Рамакришны».[260]
|
Главный труд Е. П. Блаватской «Тайная Доктрина» имеет подзаголовок – «Синтез науки, религии и философии» и действительно представляет собой грандиозный синтез, который призван охватить не только все религиозно‑мистические традиции как Востока, так и Запада, но и ассимилировать в эту систему взглядов также науку и философию. Е. П. Блаватская стала основательницей мировоззренческой традиции, получившей в XX веке огромный расцвет, назовём для краткости лишь одно имя - Тейяр де Шарден, который также сделал одну из самых известных попыток такого синтеза, правда с иных, чем теософы, собственно религиозных позиций.
Однако, не смотря на многочисленные уже попытки глобального мировоззренческого синтеза, теософия по-прежнему остаётся наиболее грандиозной синкретической мировоззренческой системой, всё более получающей признание в качестве философско‑методологической основы различных парарелигиозных форм.
Из новых крупных работ по теософии, изданных русскими авторами, с нашей точки зрения наибольший интерес представляет книга Т. Платоновой «Тайная Доктрина Гермеса Трисмегиста». Эта работа, как и «Тайная Доктрина» Е. П. Блаватской, также даётся, как сказано в предисловии, «по поручению Белого Братства и Ложи Великих Учителей». Связь её с работой Е. П. Блаватской определяется следующим образом: «К вопросу о том, является ли данный труд продолжением Тайной Доктрины, отвечу следующее: тайные Знания, обнародованные Е. П. Блаватской, являлись первой и начальной попыткой просветить человечество. Мы не преследовали цели дать Знания как таковые, а всего лишь попытались показать вам, что существует иное и отличное от вашего понимания представление о мире. Нам пришлось спорить, убеждать и доказывать, поэтому Тайная Доктрина изобилует огромным количеством цитат и ссылок на источники, вам знакомые, а также незнакомые, чтобы показать различные аспекты, точки зрения, узость и широту мышления наших оппонентов, претендующих на Истину.
Мы считаем, что в целом нам удалось убедить человечество в его ограниченном взгляде на мир, и оно поняло, что существует нечто не вписывающееся в категории вашего мира. Это нечто лежит за пределами сознания и ныне обозначается вами как непознанное, невидимое, но, однако существующее. Мы ориентируемся не на большинство, а на некоторую критическую массу передового сознания, и сейчас стало абсолютно очевидно преобладание нового мышления над догматичным, желание разбить закристаллизованные и спрессованные формы и дать возможность уму свободно парить в пространстве, доселе ему неведомом.
Итак, мы даём Новое. Это третья часть старого, но первая часть Нового Учения истинных Знаний. Змея всегда закусывает свой хвост, и является ли это символом круга, или вечным движением, или спиралью, или вечным восхождением, - наверное не так уж важно, хотя найдутся и такие, что будут долго ломать копья по поводу формы, которая не та, что была даже минуту назад».[261]
Но теософия носит «элитарный» характер, поскольку доступна в основном людям уже имеющим относительно высокий уровень духовного развития, хорошо знакомым с религиозно‑мистическими и оккультными учениями Востока и Запада и обладающими достаточно высоким общеобразовательным уровнем.
То же самое можно сказать и о сформировавшейся в рамках теософии и выделившейся затем в самостоятельное учение антропософии. Известный русский поет Андрей Белый, стоявший у истоков популяризации этого учения в России, был лично хорошо знаком с основателем антропософии Рудольфом Штейнером. В настоящее время антропософия получила в России определённое распространение, особенно - среди творческой интеллигенции.
14. «Агни-Йога» (Ученье «Живой Этики») Рерихов - продолжает теософскую традицию (Елена Рерих даже перевела на русский язык два первых тома «Тайной Доктрины») и, с одной стороны, развивает и углубляет систему взглядов Е. П. Блаватской, с другой стороны, излагает глубочайшие мировоззренческие проблемы не в форме грандиозной синкретической системы, а в яркой, живой, афористической форме «прикладной этики».
На примере Учения Рерихов особенно наглядно виден принцип «спиралевидного» построения эзотерических концепций, когда исходный виток спирали познания рассчитан на людей начинающих своё духовное восхождение чуть ли не с нулевого уровня, и постепенно, по мере духовного роста, осваивающих всё новые и новые витки спирали познания, и так - практически до бесконечности. Именно поэтому Агни-Йога может представлять живой интерес для людей с самым разным уровнем образования и духовного развития. В настоящее время это одна из наиболее глубоко разработанных теоретически и наиболее эффективных в практическом отношении универсальных систем мистики.
Наглядный пример весьма эффективного использования Агни-Йоги в повседневной жизни - лечебно‑просветительская деятельность С. Лазарева: его книги по диагностике кармы широко известны в нашей стране и, фактически, представляют собой составленное на основе ярких, живых примеров наглядное руководство по изучению и практическому применению Учения Живой Этики.
Учение Рерихов в России уже приобрело весьма значительное влияние в массовом сознании и несомненно, его влияние будет возрастать и впредь - для этого есть достаточно глубокие причины, среди которых особо следует отметить высокую степень соответствия этого Учения базовым ценностям отечественной цивилизации.
Первый опыт широкомасштабного осмысления космической эволюции человечества и единых законов жизни на основе учения Агни‑Йоги и Теософии дан в основательном труде Александра Клизовского (1874-1942) «Основы миропонимания Новой Эпохи», лично отредактированном Еленой Рерих. Эта работа представляет несомненный интерес в качестве популярного, общедоступного введения в мировоззрение новой эпохи.
Одним из наиболее ярких примеров творческого развития и эффективного практического применения Агни-Йоги является деятельность саратовского эзотерического общества «Лицей Просветления», работающего под руководством Т. А. Басовой с 1990 года. Здесь успешно занимаются духовной реализацией, творчески соединения достижения восточной и русской (прежде всего – православной) эзотерической мысли. Опыт успешной духовной реализации без ухода из «мирской жизни», накопленный в «Лицее Просветления», обобщен в книге «Йога Просветления».[262] Данная книга является одним из лучших в современной эзотерической литературе пособий по практическому применению Учения «Живой Этики».
Главные труды по теософии - это работы Е. П. Блаватской: «Разоблаченная Изида» (два тома); «Тайная Доктрина» (три тома); «Ключ к теософии»; «Теософский словарь». А также работа Анни Безант «Древняя мудрость». Эти работы уже многократно переиздавались в России.
Многочисленные работы основателей «Агни-Йоги» (Учения «Живой Этики») Н. К. и Е. И. Рерих также неоднократно переиздавались в России.
Работы основателя антропософии Рудольфа Штейнера переведены на русский язык и пользуются в России широкой популярностью, особенно - среди творческой интеллигенции.[263]
Среди Западных продолжателей теософской традиции также следует выделить классические работы Алисы А. Бейли, изданные и на русском языке.
Среди современных работ по теософии выделяются работы Татьяны Платоновой, особенно её фундаментальный труд, посвященный герметизму.[264]
Лучший современный комментарий к «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской – «Спираль познания».[265]
О теософии см.: Е. П. Блаватская «Ключ к теософии». М., «Эксмо», 2004; Анни Безант «Что такое теософия». В альманахе: «АУМ». Синтез мистических учений Запада и Востока. М., «ТЕРРА-TERRA», 1990, № 1: с. 22-96; № 2: с. 81-128; Рудольф Штейнер «Сочинения». Т. 1. «Порог духовного мира». «Теософия». «Из летописи мира». Пенза, «Каталог», 1991, с. 75-176: «Теософия».
О Е. П. Блаватской и её Учении см.: Писарева «Миссия Блаватской, теософия и теософское общество». В альманахе: «АУМ». Синтез мистических учений Запада и Востока. № 3, М., «ТЕРРА-TERRA», 1990, с. 17-57.
Что касается Учения одного из Великих Учителей человечества Шри Рамакришны, о котором упоминает в приведенной выше цитате классик эзотеризма Владимир Шмаков, см.: «Провозвестие Рамакришны».[266]
ГЛАВА 4. МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ