Таким образом, применительно к историческим (письменным) эпохам религию не приходится рассматривать в качестве этнообразующего, тем более этноразделяющего фактора. Однако в содержательном плане (в сфере смыслов, идей, образов, представлений) вклад религий в формирование культуры и менталитета народа огромен.
5. Конфессиональный признак в самоидентификации государств. В Европе и Америке сейчас нет государств, которые определяли бы себя по конфессиональному признаку (в отличие от Ирана, Мавритании и Пакистана, в официальное название которых включено слово исламский). Нет и межгосударственннх объединений по религиозному признаку (за исключением Организации исламской конференции, куда входят 43 афро-азиатских государства и Организация освобождения Палестины). Вероисповедание все более становится частным делом человека, как и конфессии – независимыми от государства объединениями верующих. Поэтому вероисповедная принадлежность перестает быть внешней, формальной приметой определенного статуса государства или лица.
В новое время процессы образования государств направляются преимущественно национальным, а не религиозным фактором.
Нередко, однако, и сейчас вероисповедание может становиться основой объединения или, напротив, разъединения людей. Например, в Боснии и Герцоговине (сербская по языку республика бывшей Югославии) мусульмане считают себя особым этносом (боснийцы-мусульмане) именно по конфессиональному признаку. Конфессиональные различия во многом определили конфронтацию 1991 – 95 гг. хорватов (католиков) и сербов (православных); столкновения ирландцев (католиков) и англичан (протестантов) в Ольстере; нескольких христианских (арабских) и нескольких мусульманских (также арабских ливанских и палестинских) общин в Бейруте.
|
Таким образом, на современной карте мира расселение людей различных вероисповеданий в целом соответствует исторически сложившейся географии религий и не совпадает с границами языков, этносов и государств.
ГЛАВА 6. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Ранний период древнегреческой истории
Гомер
Гесиод
Орфей
Ферикид и Эпименид
1. Ранний период древнегреческой истории. Ранняя древнегреческая история распадается на эпоху неолита и бронзовый век, внутри которого выделяются Критское (1-я половина II тысячелетия до н. э.), Микенское (2-я половина II тысячелетия до н. э.) и Гомеровское (начало 1-ого тысячелетия до н. э.) раннеклассовые общества. Гомеровская Греция – Эллада после дорийского завоевания – была шагом назад по сравнению с ахейской Микенской Грецией, так как представляла собой определенное возвращение к архаичному первобытнообщинному строю. Сложившийся в это время гомеровский эпос – преломление аристократического микенского общественного устройства в архаическом дорийском сознании.
2. Гомер. Хотя по своей мифологической форме произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» ещё далеки от рационализма, присущего греческой философии, в них уже содержаться первые признаки осмысления мира. Гомер говорит о трех первопричинах, которые можно в определенном смысле полагать первоосновами мира, и называет их Никс, Океанос и Тетис. Никс - это пра-исходное состояние, стадия, которая предшествует чему-либо иному (используя нынешнюю терминологию, можно сказать, что это универсальная потенция всех состояний мира). Океанос представляет пра-море, а Тетис - определенную жизнесообщающую силу, которая соединена с морем (водой). При этом все эти первопричины, т. е. сущностные силы, связаны с землей.
|
Согласно космологии Гомера, Мироздание состоит из трёх частей: неба, земли и подземного мира. Небо и подземный мир симметричны по отношению к земле: глубочайшая часть подземного мира – Тартар – настолько же удален от поверхности земли, насколько отстоит от неё вершина купола неба. Подземный мир состоит из Эреба, Аида, и Тартара. Пространство между небом и землей наполнено в верхней своей части – эфиром, в нижней – воздухом.
Согласно гомеровским поэмам «Илиаде» и «Одиссее», главных олимпийских богов было двенадцать (название «олимпийские» - происходит от горы Олимп, в Фессалии, на которой, по представлениям древних греков эти боги обитали). Это Зевс, его брат Посейдон – бог моря (другой брат Зевса Аид – бог подземного царств – на Олимпе не бывал, и поэтому в число олимпийских богов не входил), сестры Зевса – богиня домашнего очага Гестия, богиня плодородия Деметра, сестра-жена Зевса Гера, а также – дети Зевса: Афина, Афродита, Аполлон, Гефест, Гермес, Арес, Геба.
О происхождении людей ничего конкретного не говорится. Люди зависимы от произвола богов, моральный уровень которых весьма низок, и они во взаимоотношениях с людьми руководствуются в первую очередь своими страстями, а не разумом или нравственностью.
В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них – псюхе, душа, как таковая. Псюхе – двойник и образ (эйдолон) тела, только бесплотный. Псюхе покидает тело после его смерти и отправляется в Аид. Второй вид духа – тюмос: это его аффективно-волевая часть. Третий вид духа – ноос: это ум, интеллект. Псюхе разлита по всему телу, тюмос находится в груди, ноос - в диафрагме. Богам и людям присущи все три вида духов, животным – только два первых: псюхе и тюмос.
Промежуточное положение между богами и людьми занимают герои – дети богов и людей. Герои смертны как люди, но своим могуществом иногда почти равны богам, например – Геракл – самый могучий из героев.