Как давно отмечено религиоведением, культ наиболее консервативный элемент религиозного комплекса.




Стереотипы сознания и особенно поведения, которые выработаны у индивидов в процессе повторения ими культовых действий, исчезают очень медленно. Подчас бывает, что прежние религиозные верования размываются и утрачиваются, однако традиции в сфере ритуального поведения сохраняются, и весьма стойко. Датский религиовед Г. Геффдинг приводит любопытный пример, показывающий, насколько консервативны могут быть традиции, сформированные культом. В одной датской деревенской церкви ещё в XIX в. сохранялся обычай становиться на колени, проходя мимо определенного места церковной стены.

Никто не мог объяснить этого обычая, пока не соскоблили штукатурку и не открыли под ней на стене образ Богоматери. Обычай, следовательно, пережил крушение католицизма в Дании на три столетня: он представлял собой элемент старого католического культа.[571] В нашей стране имеется немало людей, у которых отсутствуют сколько-нибудь глубокие религиозные веронанпя, однако определенная часть их отмечает религиозные праздники, выполняет некоторые, наиболее важные ритуальные предписания церкви. Особенно много таких людей среди последователей православия и ислама. Формальный ритуализм, который свойственнен, нельзя считать, как это делают некоторые, безобидным делом.

Через систему обрядов в сознание человека проникает религиозное мировоззрение. Нередко именно с приобщения к культу начинается идеологическая «обработка» личности, приобщение её к общине верующих.

Консерватизм культа ставит перед современными церквами сложные социально-психологические проблемы. С одной стороны, культовые традиции, как отмечалось, способствуют формированию и возобновлению стереотипов религиозного сознания и поведения в массе верующих. С другой стороны, в системе культовых традиций, особенно в таких церквах, как католическая и православная, много архаических элементов, чуждых современному человеку. В системе католического богослужения, например, в течение многих веков использовался только мертвый латинский язык, непонятный прихожанам. Второй Ватиканский собор (1962-1965) заменил латинский язык богослужения национальными языками. По мысли инициаторов этой реформы, она должна способствовать усилению идеологического воздействия богослужения: молящиеся отныне понимают содержание молитв, которые произносит священник или все присутствующие в храме. Однако, как отмечают некоторые исследователи, эта реформа обнаружила и неожиданные для её инициаторов последствия: оказалось, что перевод богослужения на национальные языки отчетливо выявил те архаические и нелепые, с точки зрения современного человека, элементы в тексте католических служб, которые прежде, оставались скрытыми для молящихся.

Аналогичные социально-психологические проблемы стоят и перед Русской православной церковью, которая пытается пока сохранить в неприкосновенности культовые традиции. Например, руководство Русской православной церкви высказалось против яркого электрического освещения в храмах, ибо оно мешает молитвенному сосредоточению присутствующих на богослужении.

Осуждено и исполнение церковных песнопений «в духе оперных арий». Патриарх Алексий II характеризовал такое пение как «мирское легкомысленное сочетание звуков». Отстаивается и сохранение в русском православном богослужении церковнославянского языка. По мнению авторов «Настольной книги священнослужителя», «наш язык в богослужении должен отличаться от обычного, которым мы говорим дома, на улице, в обществе. Как необычна в храме архитектура, живопись, утварь, напевы, так и язык, на котором произносятся молитвы, должен быть необычен». В отстаивании руководством Русской православной церкви культового традиционализма, по-видимому, известную роль играют воспоминания о неудачах «обновленцев», которые в 20-е годы пытались частично реформировать православные установления и каноны, но были покинуты большинством прихожан, не принявшим нововведений.

 

ГЛАВА 22. антропология как «человековедение»

Понятие антропологии

Биологическая антропология

Социальная антропология (этнология, этнография)

Философская антропология

Религиозная антропология

Эзотерическая антропология

Антропософия

1. Понятие «антропологии (др.-гр. anthropos – человек и logos - учение) — «учение о человеке», «человековедение» — наука о человеке, его происхождении и развитии, его месте в системе бытия.

1) Антропология — не просто одна из многих наук в длинном ряду прочих «человековедческих» наук. Это — самая главная наука в системе «человекознания». Никогда человек не становится для себя предметом обсуждения, подобно безжизненной материи, живой природе — растительному и животному царству, он в принципе не может исследовать себя, как нечто «постороннее». Человек действительно бесконечно интересуется собой и именно ради себя исследует предметный мир. Всякое познание вещей осуществляется человеком, в конечном счете — ради самопознания. Все обращенные вовне науки укоренены в антропологическом интересе человека к самому себе. Субъект всех наук ищет в антропологии истинное понимание самого себя.

Особое положение антропологиине только в системе наук о человеке, но и в совокупности всех человеческих интересов и устремлений основывается на изначальной самоозабоченности человеческого существования.

Антропология представляет собой систему знаний, в составе которой выделяют следующие основные разделы:

2. Биологическая антропология — наука о биологическом происхождении и биологической эволюции человека. О биологических различиях между различными расами, нациями, народами, причинах этих различий и вытекающих из них следствиях, об адаптации человека к различным условиям окружающей среды;

3. Социальная антропология (этнология, этнография) — наука о происхождении (этногенез), расселении и о культурно-исторических и социальных взаимоотношениях народов мира, их материальной и духовной культуре, особенностях организации бытовой жизни;

4. Философская антропология — философская концепция, согласно которой понятие «человек» является основной мировоззренческой категорией, утверждающая, что только на основе данного методологического подхода можно разработать систему представлений о природе, обществе, мышлении;

5. Религиозная антропология — учение о человеке, содержащееся в различных религиях с глубокой древности, до наших дней. Главные вопросы, которыми занимается религиозная антропология — место человека в системе мироздания, его взаимоотношение с Высшими Силами; тело, душа и дух человека, их взаимосвязь; «праведная» и «грешная» жизнь и посмертная судьба человека; «конец света» и будущее человечества (эсхатология) и прочее;

6. Эзотерическая антропология — знания о человеке и его месте в системе мироздания, содержащиеся в различных эзотерических ученьях. Поскольку эзотерические ученья и различные религии относятся между собой как «внутреннее» (эзотеризм) и «внешнее» (религии) — в каждой религии, всегда представляющей собой экзотерическое, открытое ученье, есть «внутренняя», закрытая эзотерическая составляющая — постольку эзотерическая антропология является глубинной основой религиозной антропологии, ее внутренним стержнем.

Кроме антропологических подразделов эзотерических учений, лежащих в основе различных религий, например, таких, как исихазм, лежащий в основе православия, или суфизм, лежащий в основе ислама, существуют синкретические антропологические эзотерические учения, являющиеся квинтэссенцией эзотеризма, философии и науки. Наиболее разработанной формой антропологического эзотерического синкретизма является антропософия.

7. Антропософия, основанная Р. Штейнером, выделилась из теософии Е. Блаватской и превратила теософию в экспериментальную науку. Ее теоретические взгляды — такие же, как и у теософии. Она уделяют очень много внимания практическому раскрытию скрытых способностей человека. Согласно антропософии человек побеждает смерть и становится бессмертным тогда, когда его сознание не прерывается ни при каких условиях. То есть когда и во время сна, и после смерти он полностью сохраняет ясность сознания и в полной мере отдает себе отчет, где он находится, и что с ним происходит. Отношение к смерти и методы достижения бессмертия, предлагаемые антропософией, оказались созвучны миропониманию представителей творческой интеллигенции. Поэтому антропософия пользуется большим влиянием в такой социальной среде, как в России, так и в странах Запада.

 

 

ГЛАВА 23. НАУЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: