Стереотипы сознания и особенно поведения, которые выработаны у индивидов в процессе повторения ими культовых действий, исчезают очень медленно. Подчас бывает, что прежние религиозные верования размываются и утрачиваются, однако традиции в сфере ритуального поведения сохраняются, и весьма стойко. Датский религиовед Г. Геффдинг приводит любопытный пример, показывающий, насколько консервативны могут быть традиции, сформированные культом. В одной датской деревенской церкви ещё в XIX в. сохранялся обычай становиться на колени, проходя мимо определенного места церковной стены.
Никто не мог объяснить этого обычая, пока не соскоблили штукатурку и не открыли под ней на стене образ Богоматери. Обычай, следовательно, пережил крушение католицизма в Дании на три столетня: он представлял собой элемент старого католического культа.[571] В нашей стране имеется немало людей, у которых отсутствуют сколько-нибудь глубокие религиозные веронанпя, однако определенная часть их отмечает религиозные праздники, выполняет некоторые, наиболее важные ритуальные предписания церкви. Особенно много таких людей среди последователей православия и ислама. Формальный ритуализм, который свойственнен, нельзя считать, как это делают некоторые, безобидным делом.
Через систему обрядов в сознание человека проникает религиозное мировоззрение. Нередко именно с приобщения к культу начинается идеологическая «обработка» личности, приобщение её к общине верующих.
Консерватизм культа ставит перед современными церквами сложные социально-психологические проблемы. С одной стороны, культовые традиции, как отмечалось, способствуют формированию и возобновлению стереотипов религиозного сознания и поведения в массе верующих. С другой стороны, в системе культовых традиций, особенно в таких церквах, как католическая и православная, много архаических элементов, чуждых современному человеку. В системе католического богослужения, например, в течение многих веков использовался только мертвый латинский язык, непонятный прихожанам. Второй Ватиканский собор (1962-1965) заменил латинский язык богослужения национальными языками. По мысли инициаторов этой реформы, она должна способствовать усилению идеологического воздействия богослужения: молящиеся отныне понимают содержание молитв, которые произносит священник или все присутствующие в храме. Однако, как отмечают некоторые исследователи, эта реформа обнаружила и неожиданные для её инициаторов последствия: оказалось, что перевод богослужения на национальные языки отчетливо выявил те архаические и нелепые, с точки зрения современного человека, элементы в тексте католических служб, которые прежде, оставались скрытыми для молящихся.
|
Аналогичные социально-психологические проблемы стоят и перед Русской православной церковью, которая пытается пока сохранить в неприкосновенности культовые традиции. Например, руководство Русской православной церкви высказалось против яркого электрического освещения в храмах, ибо оно мешает молитвенному сосредоточению присутствующих на богослужении.
Осуждено и исполнение церковных песнопений «в духе оперных арий». Патриарх Алексий II характеризовал такое пение как «мирское легкомысленное сочетание звуков». Отстаивается и сохранение в русском православном богослужении церковнославянского языка. По мнению авторов «Настольной книги священнослужителя», «наш язык в богослужении должен отличаться от обычного, которым мы говорим дома, на улице, в обществе. Как необычна в храме архитектура, живопись, утварь, напевы, так и язык, на котором произносятся молитвы, должен быть необычен». В отстаивании руководством Русской православной церкви культового традиционализма, по-видимому, известную роль играют воспоминания о неудачах «обновленцев», которые в 20-е годы пытались частично реформировать православные установления и каноны, но были покинуты большинством прихожан, не принявшим нововведений.
|
ГЛАВА 22. антропология как «человековедение»
Понятие антропологии
Биологическая антропология
Социальная антропология (этнология, этнография)
Философская антропология
Религиозная антропология
Эзотерическая антропология
Антропософия
1. Понятие «антропологии (др.-гр. anthropos – человек и logos - учение) — «учение о человеке», «человековедение» — наука о человеке, его происхождении и развитии, его месте в системе бытия.
1) Антропология — не просто одна из многих наук в длинном ряду прочих «человековедческих» наук. Это — самая главная наука в системе «человекознания». Никогда человек не становится для себя предметом обсуждения, подобно безжизненной материи, живой природе — растительному и животному царству, он в принципе не может исследовать себя, как нечто «постороннее». Человек действительно бесконечно интересуется собой и именно ради себя исследует предметный мир. Всякое познание вещей осуществляется человеком, в конечном счете — ради самопознания. Все обращенные вовне науки укоренены в антропологическом интересе человека к самому себе. Субъект всех наук ищет в антропологии истинное понимание самого себя.
|
Особое положение антропологиине только в системе наук о человеке, но и в совокупности всех человеческих интересов и устремлений основывается на изначальной самоозабоченности человеческого существования.
Антропология представляет собой систему знаний, в составе которой выделяют следующие основные разделы:
2. Биологическая антропология — наука о биологическом происхождении и биологической эволюции человека. О биологических различиях между различными расами, нациями, народами, причинах этих различий и вытекающих из них следствиях, об адаптации человека к различным условиям окружающей среды;
3. Социальная антропология (этнология, этнография) — наука о происхождении (этногенез), расселении и о культурно-исторических и социальных взаимоотношениях народов мира, их материальной и духовной культуре, особенностях организации бытовой жизни;
4. Философская антропология — философская концепция, согласно которой понятие «человек» является основной мировоззренческой категорией, утверждающая, что только на основе данного методологического подхода можно разработать систему представлений о природе, обществе, мышлении;
5. Религиозная антропология — учение о человеке, содержащееся в различных религиях с глубокой древности, до наших дней. Главные вопросы, которыми занимается религиозная антропология — место человека в системе мироздания, его взаимоотношение с Высшими Силами; тело, душа и дух человека, их взаимосвязь; «праведная» и «грешная» жизнь и посмертная судьба человека; «конец света» и будущее человечества (эсхатология) и прочее;
6. Эзотерическая антропология — знания о человеке и его месте в системе мироздания, содержащиеся в различных эзотерических ученьях. Поскольку эзотерические ученья и различные религии относятся между собой как «внутреннее» (эзотеризм) и «внешнее» (религии) — в каждой религии, всегда представляющей собой экзотерическое, открытое ученье, есть «внутренняя», закрытая эзотерическая составляющая — постольку эзотерическая антропология является глубинной основой религиозной антропологии, ее внутренним стержнем.
Кроме антропологических подразделов эзотерических учений, лежащих в основе различных религий, например, таких, как исихазм, лежащий в основе православия, или суфизм, лежащий в основе ислама, существуют синкретические антропологические эзотерические учения, являющиеся квинтэссенцией эзотеризма, философии и науки. Наиболее разработанной формой антропологического эзотерического синкретизма является антропософия.
7. Антропософия, основанная Р. Штейнером, выделилась из теософии Е. Блаватской и превратила теософию в экспериментальную науку. Ее теоретические взгляды — такие же, как и у теософии. Она уделяют очень много внимания практическому раскрытию скрытых способностей человека. Согласно антропософии человек побеждает смерть и становится бессмертным тогда, когда его сознание не прерывается ни при каких условиях. То есть когда и во время сна, и после смерти он полностью сохраняет ясность сознания и в полной мере отдает себе отчет, где он находится, и что с ним происходит. Отношение к смерти и методы достижения бессмертия, предлагаемые антропософией, оказались созвучны миропониманию представителей творческой интеллигенции. Поэтому антропософия пользуется большим влиянием в такой социальной среде, как в России, так и в странах Запада.
ГЛАВА 23. НАУЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ