1. Понятие философской антропологии. Прежде, чем изучать религиозную антропологию, необходимо получить хотя бы первоначальное представление о философской антропологии, как о мировоззренческой науке, иначе трудно будет ориентироваться в религиозных антропологических учениях, представляющих собой теоретическое осмысление феномена «человек» с определенных мировоззренческих позиций.
Философская антропология в широком смысле — философское учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения.
Философская антропология в узком смысле — течение западно-европейской, преимущественно немецкой философии 1-й половины XX в.
2. Становление философской антропологии. Как течение немецкой мысли философская антропология возникла в 20-х гг. XX в. в русле происходившего тогда общего для западноевропейской философии «антропологического поворота» и опиралась на идеи философии жизни (В. Дильтей) и феноменологии (Э. Гуссерль и др.)
М. Шелер, один из родоначальников философской антропологии в работе «Положение человека в космосе» выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он начертал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, предполагая, что философская антропология соединит конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. В этой работе, как и в труде другого теоретика философской антропологии Х. Плеснера «Ступени органического и человек», в космологической перспективе рассматривались некоторые существенные аспекты отношения человека к животному и растительному миру. Этот органический «биоантропоологический» подход к проблеме человека не стал подготовительным этапом последующего, более целостного взгляда на человека, но по существу узко ограничил горизонт философско-антропологического мышления и был унаследован другими представителями философской антропологии (А. Геленом, Э. Ротхаккером, Э. Хенгстенбергом, М. Ландманом и др.).
|
Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена. Философская антропология, несмотря на некоторые ее научные и теоретические достижения, не стала целостным ученьем о человеке и вылилась в отдельные философско-антропологические теории — биологическую, психологическую, религиозную, культурную и другие, которые при известной принципиальной общности обнаружили существенные различия, как в методах исследования, так и в понимании характера и назначения философской антропологии.
У Шелера человек не столько биологическое, сколько духовное существо, выделяющееся способностью к «чистому созерцанию вещей». У Плеснера подчеркивается эксцентричная природа утратившего свою самость человека, «приговоренного» в силу этого к вечному духовному поиску и самосовершенствованию. По Гелену, человек по причине биологической недостаточности, предопределен к деятельной активности, реализующей себя в различных формах культуры. У Ротхаккера он — продукт определенного стиля жизни, или «объективного духа» культуры.
Сторонники философской антропологии как особой науки в каждом конкретном случае выбирают какой-нибудь отдельный специфический аспект и возвышают его до уровня единственного определяющего признака природы человека, при этом другие, не мене важные аспекты, игнорируются, так что в целом методологические принципы философской антропологии и вытекающие из них конкретные теоретические построения страдают существенными пороками. Остались неосуществленными притязания философской антропологии на положение специальной, наряду с другими, дисциплины в составе философии, тем более основополагающей философской дисциплины, осмысливающей научные знания о человеке и воссоздающей на этой основе его целостный образ. Оттесненная экзистенциализмом, философская антропология в 1960—70 гг. XX в. влилась в широкое идейное движение, претендующее на теоретическое осмысление и истолкование современного знания о человеке, на достижение нового философского понимания природы человека (прагматизм, глубинная психология, структурализм и проч.).
|
ГЛАВА 25. РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА
Два способа рассмотрения человека
Человек как объект и как субъект познания
Оптимистическая и пессимистическая антропология
Человек — микрокосм и микротеос («микробог»)