1. Христианская антропология в целом. Основой христианской антропологии является учение о дуализме человеческой природы, сочетающей в себе плотское и духовное начало, тело, душу и дух. До грехопадения Адама сотворение человека Богом по Своему Образу и Подобию означало отсутствие данного дуализма, наличие Божественного единства тела, души, духа. Но Адам не во благо, а во вред себе и своим потомкам воспользовался данной ему от Бога свободой воли, встав на ложный путь. Божественное единство тела, души и духа оказалось нарушенным, плотское в человеке стало превалировать над духовным, в результате человек стал подвержен болезням, страданиями и смерти.
Как пишет Н. А. Бердяев — «С одной стороны, человек есть существо греховное и нуждающееся в искуплении своего греха, существо низко павшее, от которого требуют смирения, с другой стороны, человек есть существо, сотворенное Богом по Его образу и подобию, Бог стал человеком и этим высоко поднял человеческую природу, человек призван к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге».[579]
При общем принципиальном подходе к трактовке проблемы человека существуют некоторые различия в решении антропологических вопросов между различными христианскими конфессиями — православием, католицизмом и протестантизмом.
2. Православная антропология. Согласно православному вероучению, человек грехом только «помрачил в себе образ божий, исказил его и дал превратное направление своей воле и своей духовности». Несмотря на факт «преслушания» господней воли, Бог «все же оставил человеку надежду на избавление, а до исполнения этого обетования дал средства ему и помощь для борьбы со злом и победы над ним». Человек и после грехопадения стремится к добру, но в силу своей «немощи» не способен сам достичь праведности. Отсюда православные богословы и выводят спасительную миссию церкви: «немощный» человек сам спастись не может, ему нужна помощь, нужны посредники, нужна «дополнительная благодать. На эту роль претендует церковь со всем набором таинств, обрядов и молитв.
|
В то же время православие учит, что от самого человека во многом зависит, по какому пути он пойдет. Поэтому его никогда не должна оставлять надежда на спасение. «Как бы низко не пал человек, всякий грех ему может быть прощен, если только грешник искренне покается». Но, чтобы спастись православный человек должен обязательно посещать церковь как можно чаще, причем делать это он должен «по велению сердца», а не по принуждению.
Идея о том, что человек не может спастись самостоятельно и должен прибегать к помощи священников до конца дней своих, отражала интересы церкви. Здесь способность верующего к спасению фактически выступала как готовность идти в церковь, и в этой форме склонность к добрым делам признавалась православными авторитетами за всеми людьми. Православие учит, что Первочеловек был по природе своей безгрешен и только в грехопадении его природа была «испорчена» и он стал «падшим». Важнейшим элементом православной антропологии является ученье о Богочеловечестве, не нашедшее признания в западном христианстве: «западной христианской мысли чужда идея Богочеловечества (теоандризма), выношенная русской христианской мыслью XIX и XX вв. антропология Лютера и Кальвина, унижает человека, отрицая истину о Богочеловечестве».[580]
|
3. Католическая антропология. Согласно католицизму, дуализм человеческой природы существовал и до грехопадения Адама и непримиримое противоречие между телом, душой и духом было изначально присуще человеку, со дня его сотворения. Это противоречие было устранено благодаря особому сверхъестественному дару «благодатной праведности», который до грехопадения удерживал душу Адама в Божественном единстве. Таким образом, Адам по своей естественной природе ничем не отличался от своих греховных потомков, и лишь дополнительный дар Благодати обеспечивал совершенство его природы, изначально несовершенной.
Соответственно, конечное «обожение», согласно Западной христианской традиции, состоит к возвращении человеку Богом тех дополнительных сверхъестественных даров, которые придают Божественную составляющую, Божественную гармонию его извечно противоречивой природе, и возможность чего обеспечивается искупительной жертвой Христа.
Согласно же ученью Восточной церкви, «обожение» состоит в возвращении в то исходное совершенное состояние, которым обладал Адам до грехопадения, а потом и Второ-Адам — Иисус Христос.
Эти различия, наряду с некоторыми другими различиями, привели в конечном итоге к непримиримым противоречиям внутри христианства и расколу его в 1054 г. на Восточную и Западную Церковь.
4. Протестантская антропология. В результате Реформации из католичества выделился протестантизм. Основные течения протестантизма — лютеранство, кальвинизм и баптизм. Они придерживаются в учении о человеке следующих основных принципов:
|
· лютеранство признает, что человек обретает спасение через веру и милосердие, отвергает почитание святых и считает, что сами по себе «добрые дела» без Божьей Благодати значения не имеют. Каждый человек сам находит путь к Богу, священник же может быть только советчиком в поисках этого пути;
· кальвинизм приписывает спасение исключительно Божьей Благодати и проповедует ученье о предопределении, согласно которому каждый человек изначально предназначен Богом для Рая или Ада. Никакие усилия человека не могут изменить уготованную ему участь. Избранные Богом могут определить это по удачливости, главным образом в «деловой сфере» деятельности.
5. Традиционализм о протестантизме. Традиционализм является в настоящее время тем эзотерическим ученьем, которое наиболее последовательно отстаивает сакральные ценности в современном мире. Поэтому позиция Традиционализма в данном вопросе представляет особый интерес.
Традиционализм - эзотерическое учение, основывающееся на Примордиальной (Изначальной) Традиции (отсюда и его название), под которой понимается всеобъемлющее знание, данное человеку Творцом в начале космического Цикла.
Согласно традиционализму, мир развивается циклично и в каждом цикле человечество проходит путь от «золотого» до «железного» века, от Сатья-юги до Кали-юги, от полного совершенства до полного упадка.
В начале космического Цикла человек, сотворённый Богом полностью приобщён к Примордиальной Традиции, по мере дальнейшего прогрессирующего упадка он всё более удаляется от этой Традиции, утрачивая её сокровённый смысл. Древние религии ещё хранят в себе следы Традиции, в виде внутренних эзотерических учений, но постепенно суть этих учений извращается и выхолащивается до такой степени, что они превращаются в орудие борьбы с Изначальной Традицией и разрушения Мироздания.
Сущность традиционализма состоит в следующем. Основополагающим принципом подлинной метафизики является принцип Единства Истины. Из этого Единства проистекает иерархическая соподчинённость различных форм её проявления, то есть истин частного порядка. Эта иерархия по мере удаления от Единой Истины нисходит всё ниже и ниже, вплоть до лжи и заблуждения. Человечество, представляя только часть Реальности, является образом всей Реальности. Это означает, что и в человеческом мире есть как Единая Истина, так и её вторичные формы.
Единой истинной человечества является Примордиальная (Изначальная) Традиция, которая есть синтез всей истины человеческого мира и человеческого цикла. Нигде в истории, в религиозных формах, в спектре человеческих идей, свершений и поступков нет ничего, что отсутствовало бы в Примордиальной Традиции, которая, оставаясь на сущностном уровне всегда сама собой, реализуется в истории поступательно и фрагментарно.
Вторичными, прикладными истинами являются в человечестве традиционные и религиозные формы, не схожие между собой внешне, но внутренне ведущие к одной и той же цели в том случае, если заложенный в них путь будет пройден до конца. Различие религий - явление негативное, так как, хотя они и представляют собой вторичные истины, чистота Единой Истины отныне замутнена. В Библии негативность такого положения дел запечатлена в сказании о Вавилонском столпотворении.
Забвение Единой Истины со стороны вторичных ее форм происходит только в критические периоды Цикла, в «поствавилонском» мире, такое забвение умаляет качество каждой отдельной традиционной формы или религии. Дробление Истины доходит до такой степени, что она постепенно превращается в свою противоположность, хотя это касается только её проявлений, а не её неизменной сущности.
Выстраивается иерархия: Единая Истина - Примордиальная (Изначальная) Традиция, Вторичные Истины - отдельные религиозные и традиционные формы, отрицание Единой Истины - современный мир антитрадиции.
Временная и логическая последовательность в метафизическом видении человеческого Цикла такова: вначале - полнота «райского» состояния, затем - долгий период частичных подъёмов и падений, и, наконец, - полный упадок, «мерзость запустения».