Лестница космической иерархии




 

1. Реинкарнация. Процесс создания всех тел, выбор семьи и места рождения во всех своих деталях является следствием предыдущей деятельности самого человека.

Наиболее молодые души, обладающие лишь зачатками разума, рождаются среди дикарей, полуцивилизованных народов и отсталых людей.

Это первый из пяти классов, на которые теософия делит человечество. Постепенно они приобретают уровень мышления «обычных людей», и тем самым перемещаются во второй класс. Третий класс объединяет людей, стремящихся к реализации высоких идеалов, понимающих единство жизни и человечества. Четвертый класс составляют люди, сознательно творящие свое будущее, понимающие необходимость всестороннего совершенствования и духовного роста. Пятый, высший класс — это «редкие цветы человечества», закончившие свою человеческую эволюцию — Адепты, или Учителя Мудрости. Они не нуждаются в перевоплощениях для личных целей и совершают их в интересах людей, развитием которых они руководят. Они являются представителями великой космической Иерархии Светлых Сил на Земле.

Длительность существования между воплощениями на Земле, число рождений в одной и той же расе, длительность земной жизни, выбор мужского или женского пола — все это обусловливается ближайшими задачами развития Эго, успешностью прохождения человеком «уроков» каждого воплощения.

Человек, проходящий через физическую смерть, через Камалоку (чистилище) и Девачан (сфера высшего блаженства), теряет — одно за другим — свои различные тела — физическое, эфирное, астральное и ментальное. Все они разрушаются, и распавшиеся частицы их соединяются с материей соответствующих космических сфер. Связь самого человека со своим физическим проводником при этом вполне уничтожается, но астральное и ментальное тела передают душе человека зародыши всех свойств и способностей, появившихся как результат различных деятельностей в его земной жизни. Зародыши эти, сохраняемые в «теле причинности», являют собою зачатки будущего астрального и ментального тел.

Новая жизнь начинается оживотворением ментальных зародышей, которые притягивают к себе частицы материи низших подразделений ментальной сферы до тех пор, пока не возникнет новое ментальное тело, являющее собой тот умственный уровень, на котором человек остановился в предыдущем воплощении. Подготавливаются условия для того, чтобы снабдить его физическим телом, подходящим для выражения его внутренних качеств. Когда раса, нация, народность и семья определились, «Владыки Кармы» дают то, что можно бы назвать моделью физического тела, приспособленной для выражения качеств данного человека и для проявления последствий всего, что он посеял в прошлом. Новый эфирный двойник, точная копия этой модели, вносится в материнское лоно через посредство элементаля, одушевленного мыслью «Владык Кармы». Плотное физическое тело вводится молекула за молекулой в эфирный двойник, следуя в точности за его очертаниями. Индивидуальности, связанные кармически с воплощающимся человеком, сильно влияют на физические условия его нового земного существования.

Новое астральное тело входит с самого начала в соотношения с новым эфирным двойником и оказывает на его построение значительное влияние. Это влияние, начатое еще перед рождением человека, продолжается и после рождения, и построение мозга и нервов, приведение их в соотношение с астральным и ментальным телами продолжается до седьмого г., до возраста, когда соединение внутреннего человека с его физической оболочкой вполне заканчивается. С этого времени человек перестает воздействовать на свой физический проводник и начинает действовать через него. До этого возраста сознание Мыслителя действует больше в астральной сфере, чем в физической, и на это указывает частое проявление психических сил у маленьких детей.

2. Закон Кармы — это один из Законов Космоса, вне сферы действия которого нет ни одного явления, ни одного объекта, ни одного существа. Слово «карман», от которого произошло название этого закона, на санскрите имеет ряд значений, а именно — деятельность (работа), действие, обязанность, судьба, каждое из которых выявляет один из аспектов этого всеобъемлющего закона. Однако лучшим смысловым эквивалентом является его название как «закона причинности», т. е. утверждение причинно-следственной зависимости (в самом широком смысле) всех явлений, имеющих место в Космосе.

Конечный разум не в состоянии проследить практически неисчислимые причинно-следственные связи безграничного Космоса, поэтому попытка охватить Закон Кармы во всей его глубине и полноте — задача невыполнимая для человеческого интеллекта. Однако это не лишает нас возможности понять определенные аспекты этого закона:

· первый из них формулируется так: существовать — это значит действовать. Иными словами, бездеятельное существование невозможно;

· второй, столь же всеобъемлющий аспект представляет собою утверждение, что благодаря деятельности видоизменяется существование. По отношению к человеку этот аспект трансформируется в основной закон образования судьбы: каждый человек — творец своей Кармы, т. е. той деятельности, которая наполняет его существование. Все, что с человеком происходит в настоящее время, и все, что с ним будет происходить в будущем, — это следствие его собственной деятельности в прошлом и настоящем, деятельности в мыслях, словах и поступках.

Отсюда возникает стремление понять Закон Кармы как закон возмездия. Это очень зауженное понимание, так как с учетом смысла Эволюции, вечного процесса совершенствования, понятие «возмездие» вытесняется понятием «руководства», или «урока», ведущего к Истине. Признание Закона и стремление к его глубокому осознанию могут иметь место только при его проявлении через наслаждения и страдания — наиболее мощные стимулы всей деятельности человека. Однако, будучи осознан, Закон Кармы приведет человека к самодисциплине, к ускорению его эволюции, к поиску выхода из состояния страдания.

Крупнейший мистик и визионер Даниил Андреев описывает механизм действия закона Кармы следующим образом: «механическая сторона действия Закона возмездия остаётся, конечно, неизменной, всегда и везде: она состоит в том, что нарушение нравственных законов влечёт за собой утяжеление эфирного тела совершившего. Пока он жив, утяжелённое эфирное тело остаётся как бы на поверхности трёхмерного мира: при этом тело физическое играет роль спасательного круга для утопающего. Но как только связь между ними разрывается смертью, эфирное тело начинает погружаться глубже и глубже, из слоя в слой, пока не достигнет равновесия с окружающей средой. Таков, в основном, механизм. Но есть и существа, которые следят за его безотказным действием: блюстители кармы. (Курсив – Даниила Андреева).[587]

Остановимся на вопросе о соотношении «предопределения», формируемого Законом Кармы, и «свободы воли» человека. Противоположение этих понятий только кажущееся. На самом деле это понятия, дополняющие друг друга. Предопределение действует лишь там, где не проявлена воля (например, из-за слабости или из-за нежелания ее проявить). Люди могут изменить предопределение, конечно, в пределах возможностей своей воли. О «свободе» воли не может идти и речи, если она слаба или просто не проявлена. «Свободная воля» большинства людей часто руководствуется не Знанием, а личным желанием, что на самом деле свидетельствует о ее «несвободе» и ведет к укреплению кармических цепей. Лишь Мудрость, открывающая Знание Высшей Воли, т. е. манифестаций Единого Закона Космоса, делает человека поистине свободным.

Любое действие и слово проявляют предшествующую им мысль (а также эмоцию и волевой акт). Мысль представляет собою определенную вибрацию в ментальной субстанции (эмоция — в астральной). Именно эта вибрация, адресованная человеком самому себе, побуждает его к совершению действия или высказывания. Если же она направлена к другому человеку, то в зависимости от содержания она будет стремиться побудить к соответствующему действию адресата или людей, его окружающих.

Независимо от того, реализовался или нет помысел, представленный в этой вибрации, однажды она — подчеркиваем это — возвращается к пославшему ее. Это происходит неизбежно (хотя может значительно задержаться во времени). Вернувшись же, мысль «постарается проявиться» в судьбе ее создателя. Хорошо, если она имела доброжелательное содержание, и плохо, если несла зло, так как, пройдя в пространстве, она могла усилиться себе подобными вибрациями, и ее создатель «получит сторицей».

Отметим, что люди со слабым звучанием совести (т. е. с малоразвитым Высшим Манасом), узнав о том, что сам человек виноват в своих бедах, находят в Законе Кармы оправдание своему равнодушию к страданиям других людей. Им следует избавиться от такого «обоснования», поняв, что их встречи со страдающими предопределены их же Кармой, т. е. не случайны и, весьма вероятно, даны им для компенсации ранее совершенного зла. Проявив равнодушие, человек не только не использовал эту возможность, но и ухудшил дополнительно свою Карму, так как равнодушие окружающих при будущих его страданиях получит поддержку от данного случая. Впрочем, это будет способствовать пробуждению в нем сострадания.

3. Смысл человеческой жизни. Все вышеизложенное позволяет понять, что теософия усматривает смысл человеческой жизни — обратим на это особое внимание — в постоянном расширении сознания, цель которого — достижение Плана Единого.

Встает вопрос, что же Древняя Мудрость говорит о путях достижения этой цели. Подробные наставления в этом являются предметом Йоги (которая имеет много ветвей, отличающихся друг от друга методологически и включающих в себя как эзотерические, так и экзотерические ступени), а также некоторых Учений, которые, будучи созвучны Йоге, тем не менее так не называются, но тоже состоят из открытой, общедоступной, подготовительной ступени и Сокровенного Слова, сообщаемого при Посвящении каждому, преуспевшему на путях, указанных в открытой части.

Знание Закона Кармы дает ключ к нахождению Пути. «Существование — это деятельность», гласит, как мы знаем, Закон. Тем более совершенствование, расширение сознания может иметь место лишь при деятельности. Почему мы воплощены здесь, именно в этих условиях, в этих действиях окружающей среды? Чтобы «подняться» или «опуститься», достаточно изменить собственные действия. «Если, существуя в известной среде, мы изменим наши действия сообразно с той средой, в которую мы стремимся, мы будем перенесены роковым образом, силою вещей в эту новую среду». (Чаттерджи «Сокровенная религиозная философия Индии»). Но деятельность деятельности рознь. Критерий правильности деятельности определяется смыслом жизни, ее целью, т. е. достижением Плана Единого. Чтобы дойти до цели, реализовать Единство, прежде всего, необходимо уничтожить разъединение, обусловленное эгоизмом, инстинктом обособления. Вибрации эгоистического уровня не позволяют сознанию подняться к восприятию вибраций высших Планов, лишенных разъединения. Когда сожжен эгоизм, встает еще ряд задач, но опыт первой победы облегчает и их решение.

4. Религиозность как путь духовной реализации — эзотерическая доктрина, признает действенность этого пути, хотя именно ее Адептам принадлежит наиболее серьезная критика и обоснование несостоятельности догматов современных религий. Так, отмеченная выше трудность для большинства людей в очищении своей деятельности от эгоистического элемента, прежде всего, от желания, проистекает из трудности перевода отвлеченного, теоретического обоснования необходимости этого очищения, содержащегося в Законе Кармы, в практическую плоскость ежедневной жизни. Для этого нужна определенная ментальная ориентированность, навык установления связей между абстрактным размышлением и выводом, с одной стороны, и конкретной деятельностью — с другой. В этом отношении путь религиозного чувства имеет несомненные преимущества, особенно если человек с детства получает соответствующее воспитание. Высокая абстракция Закона Кармы заменяется Волей Божьей, причем Бог обычно осознается как личность, что для ума ребенка или взрослого человека, не склонного к философскому размышлению, вполне доступно. Далее высокая абстракция Плана Единого заменяется его высочайшим проявлением — Сыном Божьим. «Я есмь путь», — говорит Он, и далее необходимо лишь сердечное чувство, чтобы следовать Заповедям Идеала, принявшего понятный, человеческий облик.

«Посвящая себя искренне служению Христу, Будде или иному Учителю, верный ученик уничтожает в себе эгоизм. Он больше не работает для себя, не думает о себе. Он действует всегда из любви к своему божественному Идеалу. И, действуя таким образом, трудится безошибочно для самого Бога, для Единого. Ибо совершенный человек, Христос, Будда или Кришна, не имеет иных интересов в жизни, кроме интересов всего мира, не имеет иной воли, кроме «Воли Отца».

Следуя по пути религиозного чувства, мы работаем всегда для мирового дела, для Бога, только не непосредственно, а из любви к олицетворенному Идеалу. И этот Идеал доступен всем; нетрудно удержать свой внутренний взор устремленным всегда на Божественного Учителя, который представляет собою самого дорогого друга для преданного сердца. Жизнь любящего ученика превращается в жизнь труда и блаженства: он трудится, не думая об усталости, он жертвует собою, никогда не затемняя света своей души мыслью о себе самом. Деятельность помогает его росту, бескорыстие очищает сердце». Так писал еще в начале XX в. Брахман Чаттерджи — автор «Сокровенной религиозной философии Индии».

5. Лестница космической иерархии. Человеческое бытие — это лишь одна из ступеней уходящей в безмерную высь бесконечной «лестницы Иакова» — лестницы космической иерархии. В системе Мироздания предела духовному совершенствованию не существует точно так же, как не существует и предела духовной деградации: лестница космической иерархии бесконечна не только «вверх», но и «вниз». Человек в силу своего Богоподобия занимает «центральное» положение на «лестнице Иакова», т. е. человеческое существование — это именно та ступень духовного развития, на которой выбирается на многие и многие тысячелетия вперед дальнейшая восходящая или нисходящая направленность движения по лестнице космической иерархии. И каждый человек в силу изначально данной ему свободы воли должен самостоятельно сделать свой духовный выбор. Этот духовный выбор не есть одномоментный акт, он осуществляется постоянно, в течение всей человеческой жизни — ежедневно, ежечасно, ежеминутно — каждым помыслом, каждым поступком, каждым действием или бездействием, что в результате в полном соответствии с законом Кармы и определяет в своем итоге дальнейшее восходящее или нисходящее посмертье. Каждый человек, кто сознательно, а кто лишь подсознательно — это зависит от уровня его духовного развития — в конечном итоге окончательно делает свой духовный выбор, полностью определяя свою дальнейшую судьбу на тысячи и тысячи лет вперед. Свобода духовного выбора — крайне редкое благо, предоставляемое лишь Богоподобным существам, т. е. тем, кто занимает «центральное» положение на «лестнице Иакова». («Человек» — не единственное «центральное» положение, в Мироздании существуют и другие «центральные» положения, не имеющие никакого отношения к «человеческому» плану бытия). Человеческое существование в силу Богоподобия человека, его «центрального» положения на лестнице космической иерархии — это уникальнейшая возможность выхода на высшие уровни бытия. Утрата этой возможности с дальнейшим неизбежным нисхождением на многие тысячелетия на низшие «дочеловеческие» уровни бытия («вечный Ад» многих религий) — одна из величайших драм в Мироздании.

 

 

ГЛАВА 32. ФИЛОГЕНЕЗ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОСОФИИ И АНТРОПОСОФИИ - Эволюция Земли: Планетарные Круги и человеческие Коренные Расы

Планетарные Круги и человеческие Коренные Расы

Планетарные реинкарнации

Поскольку антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода, то после рассмотрения онтогенеза, необходимо также рассмотреть и филогенез. При рассмотрении филогенеза, как и при рассмотрении онтогенеза, мы будет опираться, в первую очередь, на работы основательницы теософии – Е. П. Блаватской и основателя антропософии - Рудольфа Штейнера.

1. Планетарные Круги и человеческие Коренные Расы. Сведения об эволюции Земли и о Коренных Человеческих Расах, приводимые ниже, подробно изложены в работах основательницы теософии Е. П. Блаватской и основателя антропософии Рудольфа Штейнера. Здесь мы дадим лишь самое общее представление о данном круге проблем.

Человек, как и представители других Царств Природы, в процессе своей эволюции должен совершить Семь Кругов, или Циклов, проходя в каждом из них Семь Миров, или Планет, образующих Земную Планетарную Цепь. В настоящее время человечество совершает Четвёртый Круг и находится на Четвёртой Планете – Земле.

При каждом появлении на той или иной Планете человек совершает Семь Малых Кругов, или, говоря другими словами, проходит Семь Коренных Рас, каждая из которых делится на семь «субрас», или «подрас». Эти «субрасы» («подрасы»), в свою очередь, делятся на семь «родственных рас», включающих в себя множество народов, в каждом из которых человек обычно реинкарнируется (воплощается) по несколько раз, пока не усвоить всех уроков, определённых каждому народу, в соответствии с законом Кармы.

В настоящее время основная часть человечества оканчивает прохождение Пятой Коренной Расы (условно называемой – «арийцами») и готовится к переходу на эволюционную ступень, соответствующую Шестой Коренной Расе. Однако определённая часть человечества продолжает воплощаться в прежних Коренных Расах, из которых полностью отсутствуют на Земле представители Первой (полярной) и Второй (гиперборейской) Коренных Рас. Но есть представители Третьей (лемурийцы) и Четвёртой (атланты) Коренных Рас.

Незначительная часть человечества (Великие Адепты, или Посвящённые) уже прошла в своём развитии эволюционные ступени Шестой и Седьмой Коренных Рас. Вместе с сущностями, находящимися на ступени развития, гораздо выше той, которой достигнет человечество даже в конце Седьмой Коренной Расы и составляющими Космическую Иерархию, Великие Адепты и Посвящённые трудятся над облегчением эволюции человечества.

К моменту утверждения каждой Коренной Расы, в результате изменения наклона земной оси, происходит изменение облика планеты: исчезают одни участки суши и появляются другие. В результате, каждая Коренная Раса имеет свой материк. На протяжении эволюции всех Семи Коренных Рас будет существовать только материк Первой Расы, поэтому в теософии он называется Несокрушимая Священная Страна («Полярный»). Материки всех остальных Коренных Рас исчезнуть вместе с ними. Материк Второй Коренной Расы называется – Гиперборея, Третьей – Лемурия, Четвёртой – Атлантида. Условное название материка нашей Пятой Коренной Расы -- Евразия. Гиперборея, Лемурия и Атлантида исчезли с лица Земли без следа, точно так же, как в своё время исчезнет без следа и Евразия -- материк нашей Пятой Коренной Расы. Это исчезновение будет происходить на протяжении многих столетий, по мере утверждения на планете Шестой Коренной Расы и вырождения «арийской» Пятой Расы. Вначале исчезнет сама Евразия, затем обе Америки, затем – остальные материки. Но из океана постепенно, континент за континентом, поднимется новый материк, который станет материком Шестой Коренной Расы. Шестая Раса заполонит планету, «арийцы» останутся лишь на некоторых островах, затерянных в океане и постепенно совсем исчезнуть с лица Земли.

Когда Шестая Раса закончит цикл своего развития и наступит время Седьмой Коренной Расы, опять произойдёт тот же катаклизм – материк Шестой Расы постепенно исчезнет и возникнет материк Седьмой Расы. Люди следующих за нашей Расой – Шестой и Седьмой Коренных Рас -- будут знать о нас не больше, чем мы знаем о представителях предыдущих Коренных Рас -- «полярных», гипербореях, лемурийцах и атлантах – лишь то, что можно получить путём ясновидения из Хроники Акаши. Никаких археологических свидетельств о существовании на планете нашей Пятой Коренной Расы не сохранится. Впрочем, судьба предыдущих Коренных Рас людей Шестой Расы особо интересовать и не будет.

2. Планетарные реинкарнации. После завершения цикла развития последней на Земном Колесе эволюции -- Седьмой Коренной Расы -- Земля войдёт в состояние пралайи и в следующей за ней новой манвантаре реинкарнируется уже в другом качестве, которое условно называется «Юпитером». На «Юпитере» человечество опять пройдёт через Семь Коренных Рас, но обладающих уже совсем другими качествами, чем Коренные Расы «Земли». Затем Земля, после периода очередной пралайи, реинкарнируется в качестве «Венеры», где всё повторится на новом витке эволюционной спирали, затем – в качестве «Меркурия» («Вулкана»). «Меркурий» («Вулкан») – последняя Планета Земной Планетарной Цепи, после прохождения которой человечество вступить в следующий, гораздо более высокий этап своей эволюции.

Прежде чем мировое тело, на котором протекает жизнь человека стало «Землею», оно имело три другие формы, которые обозначаются в эзотеризме как «Сатурн», «Солнце» и «Луна».

Три дальнейшие главные ступени, через которые пройдет Земля, или, лучше сказать, то мировое тело, которое развивалось до теперешней Земли, называются, как мы уже отметили выше -- «Юпитер», «Венера» и «Меркурий» («Вулкан»).

Таким образом, в прежние времена мировое тело, с которым связана судьба человека, прошло через три ступени и теперь находится на четвертой. И в будущем человечество должно будет пройти ещё через три ступени, прежде чем разовьются все задатки, которые человек носит в себе. В результате человек достигнет вершины совершенства, в принципе доступного ему на этом этапе эволюции.

Следует особо подчеркнуть, что данные ступени эволюции, носящие названия планет Солнечной системы, вовсе не соответствуют физическим планетам с тем же названием, а являются своего рода предыдущими реинкарнациями нашей планеты, которым в эзотеризме лишь условно даны названия планет Солнечной системы.

Нужно, однако, представить себе, что развитие человека и его мирового тела протекает не с такой же постепенностью, как переход отдельного человека через младенчество, детство, юность и т.д., где одно состояние, более или менее незаметно, переходит в другое. Здесь мы имеем дело, напротив, с известными перерывами. Состояние «Сатурна» не переходит непосредственно в состояние «Солнца». Между ступенями развития «Сатурна» и «Солнца», а также и между следующими формами планеты, лежат промежуточные состояния, которые можно было бы сравнить с ночью, разделяющей два дня, или с тем состоянием, в котором находится семя растения, прежде чем оно разовьется снова в полное растение.

Примыкая к Восточному изложению этих проблем, современная теософия называет такое состояние развития, в котором жизнь развертывается внешне -- Манвантарой, а промежуточное состояние покоя -- Пралайей. В духе Западного эзотеризма, для первого состояния можно употребить слово «открытый кругооборот», а для второго – «сокровенный» или «закрытый кругооборот». Но употребительны также и другие обозначения. «Сатурн», «Солнце», «Луна», «Земля», «Юпитер», «Венера», «Меркурий» («Вулкан») -- это «открытые кругообороты» (манвантары), лежащие же между ними периоды покоя – «закрытые» (пралайи).

Было бы совершенно неправильным думать, что в периоды покоя всякая жизнь умирает. Как во время своего сна человек не перестает жить, так же не умирает его жизнь и жизнь мирового тела во время «закрытого кругооборота» (пралайи). Но только жизненные состояния в периоды покоя не могут быть восприняты чувствами, развивающимися вовремя «открытого кругооборота», как и во время сна человек не воспринимает того, что происходит вокруг него.

 

 

ГЛАВА 33. Состояния сознания на различных этапах эволюции Земли

Развитие сознания

Сознание на «Сатурне»

Сознание на «Солнце»

Лунное» сознание

Земное» сознание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: