1. Определение антропогенеза. Антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода. Основное внимание мы уделим рассмотрению эзотерической концепции антропогенеза, в её теософском и антропософском вариантах.
2. Духовные ученья и проблема антропогенеза. Потребность в получении знаний о Вселенной и Человеке, или, как говорили древние мудрецы, о Макрокосме и Микрокосме - одна из фундаментальных потребностей человека, как сущности, созданной «по образу и подобию Божьему». То есть, сущности, занимающей «центральное положение» на библейской «лестнице Иакова», лестнице космической иерархии и обладающей принципиальной возможностью выхода к сверхчеловеческим уровням Бытия. (Иаков «увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака». - Бытие, 28:12,13).
Система знаний о глубинных основах Мироздания включает в себя экзотерическую и эзотерическую составляющие, которые взаимосвязаны между собой как «внешнее» и «внутреннее», «открытое» и «скрытое», «явное» и «тайное».
Эзотерические знания - это знания о фундаментальных законах Мироздания, законах Тонких Миров, внешней формой выражения которых являются законы Плотного Мира, то есть нашей физической реальности.
Что же касается экзотерических знаний, то они существует в виде Священных Писаний различных сакральных Традиций. Эти знания предназначены для приобщения подавляющего большинства людей к духовному Космосу, с целью обеспечения им духовной защиты со стороны соответствующего церковного эгрегора (духовного покрова) и гарантирования при условии соблюдения установленных религиозных ритуалов и правил поведения, восходящего посмертия.
|
Постижение соответствующих экзотерических знаний является необходимых подготовительным этапом на пути к постижению эзотерических знаний.
В аспекте духовного совершенствования этим двум видам знаний соответствует «длинный, извилистый путь» (экзотерики), идущий вверх по обходным, относительно безопасным тропам, и «короткий, прямой путь» (эзотерики), идущий к вершине прямо, через тернии, кручи и пропасти, где на каждом шагу подстерегает смертельная опасность.
Или, говоря библейским языком, «широкие врата» и «тесные врата» вхождения в Царство Божие: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Матфей, 7:13,14).
Или, в буддистской перспективе - махаяна («большая колесница»), хинаяна («малая колесница») и ваджраяна («алмазная колесница»), где махаяна и хинаяна – «пространный путь» и «узкий путь», соответственно, а ваджраяна – буддистский эзотеризм.
Согласно теософии, в давние времена деления духовных учений на экзотерические, открытые и эзотерические, скрытые не было: все духовные учения были общедоступными. Однако, вследствие действия определённых законов эволюции, на известном этапе существования человечества, началась дифференциация людей на тех, кто выбирал «Правый» путь духовного развития и на тех, кто выбирал «Левый» путь.
|
«Правый» путь - это путь Белого оккультизма, он находится в гармонии с законами эволюции Космоса.
«Левый» путь - это путь Чёрного оккультизма, он тормозит эволюцию человечества.
Сползание в процессе эволюции всё большего количества людей на «Левый» путь вынудило руководивших человеческой эволюцией представителей Высших Сил сокрыть значительную часть духовных знаний, чтобы избежать злоупотребления ими.
Сокрытые части духовных знаний получили название эзотерических (греч. esoterikos – внутренний, тайный, скрытый, предназначенный для посвящённых), то есть, доступных лишь избранным.
Открытые части духовных знаний стали называться экзотерическими (греч. exoterikos – внешний, открытый, не представляющий тайны, предназначенный и для непосвящённых), то есть, доступными многим.
К овладению эзотерическими знаниями стали допускаться только те соискатели, которые предварительно приобрели необходимые экзотерические знания, достигли определённого уровня духовного развития и встали на путь Посвящения.
Каждая религия имеет свой эзотеризм, так, например, в буддизме – это ваджраяна, в христианстве (православии) – исихазм, в исламе – суфизм, в иудаизме – каббала.
На глубинном, эзотерическом уровне все религии рассматриваются лишь как различные формы лежащего в их основе «единого первоначального учения, охраняемого Братством великих духовных Учителей, происхождение которых относится к иной, более ранней эволюции. Учителя эти действовали как воспитатели и руководители юного человечества нашей планеты и передавали различным расам и народам поочередно основные религиозные истины в форме, наиболее подходящей для них. Основатели великих религий были членами единого Братства, а помощниками их в этой великой задаче были Посвященные и ученики различных степеней, отличавшиеся прозрением, философскими знаниями или же высокой чистотой жизни. Они направляли деятельность младенческих народов, устанавливали их образ правления, издавали для них законы, управляли ими в качестве королей, обучали их как учителя, руководили ими как священники; все народы древности почитали этих великих существ, полубогов и героев, оставивших свои следы в литературе, архитектуре и законодательстве. Что такие представители человечества действительно жили, это трудно отрицать ввиду всемирного предания и древних писаний, уцелевших до наших дней, и ввиду многочисленных развалин и других безмолвных свидетелей, не имеющих цены лишь в глазах невежественного человека».[582]
|
Известный исследователь Восточного мистицизма, оказавший большое духовное влияние на Запад - Алан Уотс отмечал: «когда христианские теологи вдаются в тонкости, обращаясь к мистицизму, - особенно если удается неформально построить разговор и спросить у них, что они на самом деле (курсив – А. Уотса) имеют в виду, - провести различие между их точками зрения и, скажем, ведантой, практически невозможно».[583]
Говоря словами крупнейшего мистика и визионера Даниила Андреева совокупность всех религий светлой направленности «можно сравнить с опрокинутым цветком, корни которого - в небе, а лепестковая чаша - здесь, в человечестве, на земле. Ее стебель - откровение, через него текут духовные соки, питающие и укрепляющие ее лепестки, - благоухающий хорал религий».[584]
Согласно эзотеризму, «единство в многообразии» различных религий метафизически обусловлено тем, что Абсолют - един, однако различны пути, ведущие к нему. На экзотерическом, внешнем уровне эти пути выступают в виде различных сакральных форм, то есть - в виде различных религий. Вот что, например, говорил в этой связи один из Великих Учителей человечества Шри Рамакришна: «Вишнуиты, мусульмане, христиане и индусы все жаждут одного и того же Бога; но они не знают, что Тот, кто есть Кришна, в то же время и Шива, и Божественная Мать, и Христос, и Аллах. Бог один, но он имеет много имён. То, чему поклоняются, одно, но его называют разными именами, согласно времени, месту и национальности поклоняющихся. Все Священные Писания мира говорят об одном и том же Боге. Тот, кого называют в Ведах абсолютным Бытием, Сознанием и Блаженством или Брахманом, в тантрах называется Шивой, в пуранах Кришной, в Коране Аллахом и в Новом Завете Христом. Однако различные течения находятся во вражде одно с другим. Поклонники Кришны говорят, что ничего нельзя достигнуть без поклонения Кришны; верующие в Божественную Мать думают, что поклонение Божественной Матери, это единственный путь спасения; и, подобно этому, христиане говорят, что никто не может достигнуть Царства Небесного иначе, как путём Христа. Христос есть единственный путь, и христианство единственная религия, все остальные религии – ложны. Но это показывает только узость ума. «Моя религия истинна, все другие – ложны». Утверждения такого рода не могут быть верными. Совсем не наше дело исправлять ошибки других религий. Тот, кто сотворил мир, в своё время исправит эти ошибки. Наше дело состоит в том, чтобы тем или другим способом осознать Его в себе. Бога можно достигнуть многими путями. Каждая из сектантских религий указывает путь, который, в конце концов, приводит к Божеству. Все религии, - это пути, но пути не есть сам Бог. Я видел секты и пути. И они мне не нужны больше. Люди, принадлежащие к этим сектам, слишком много ссорятся между собою! Перепробовав все религии, я познал, что Бог, - это Всё, а я Его часть, что он Господин, а я его слуга; и опять я постиг, что Он – это я, а я - это Он».[585] (Единение с Абсолютом, вплоть до полного с Ним отождествления, совершенно естественно для тех, кто пребывает в состоянии мистического экстаза. Так, например, знаменитый суфий Халладж (аль-Халлядж), переживая мистическое единение с Аллахом, экстатически возглашал: «Я есть истинный», то есть – «Я есть Бог». Такое отождествление, вполне понятное, с эзотерической точки зрения, на экзотерическом, внешнем уровне воспринималось как богохульство. В результате, Халладж был казнен в Багдаде, в 922 году. Поскольку Великие Учителя постоянно пребывают в состоянии полного единения с Абсолютом, то они, как и Шри Рамакришна, имеют все основания заявлять в отношении Бога, что «Он – это я, а я - это Он»).
Одна и та же проблема трактуется совершенно по-разному при рассмотрении её на внешнем, экзотерическом и внутреннем, эзотерическом уровне. Эзотерический уровень – это сущность, экзотерический уровень – видимость, формы проявления сущности. Чтобы понять глубинную суть любой проблемы, необходимо рассмотреть её на внутреннем, эзотерическом уровне. Рассмотрение любой проблемы лишь на внешнем, экзотерическом уровне неизбежно будет носить поверхностный характер и закономерно приведёт к неадекватному, искаженному её восприятию.
Поэтому, говоря о трактовке антропогенеза религиозной антропологией, целесообразно рассмотреть трактовку, даваемую теософией и выделившейся из нее антропософией — эзотерическими ученьями, в рамках которых духовные проблемы антропогенеза наиболее тщательно проработаны.
ГЛАВА 30. ТЕОСОФСКАЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Понятие теософии
Теософская космология