1. Понятие теософии. Термин «теософия» дословно переводится с древнегреческого языка как «божественная мудрость». Этим термином в настоящее время чаще всего обозначается эзотерическое учение Е. П. Блаватской и ее последователей. В широком смысле слова термин «теософия» — синоним термина «эзотеризм». Теософия, по словам Е. П. Блаватской, это — «Религия Мудрости, или «Божественная Мудрость». Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными, с тех пор как человек стал мыслящим существом».[586]
Поскольку теософия являет собой наиболее разработанный в истории эзотеризма вариант синкретического учения, выступающего как «синтез науки, религии и философии» (это подзаголовок фундаментальной «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской), постольку теософская антропология занимает особое место среди всех антропологических учений и представляет в этой связи несомненный интерес. Теософская антропология Е. Блаватской идентична антропософской антропологии Р. Штернера.
Теософская антропология базируется на теософской космологии.
2. Теософская космология различает Семь Планов Бытия, на которых разворачивается вся эволюция Вселенной. Это, начиная с самого Высшего Плана:
· план Ади;
· план Анупадака;
· план Атма, План Нирваны;
· план Буддхи, Духовный План, или План Прообразов;
· план Манаса, Ментальный План, План Разума и Творчества;
· план Кама, План Чувств, желаний, Образований, Астральный План;
· план Стхула, Физический План, Материальный План.
Обычный человек вращается на четырех низших Планах. Подавляющее большинство людей лишь на короткое время способно подниматься на четвертый План, проводя всю свою жизнь на трех низших Планах Бытия.
|
3. Различные тела человек и их функции. Согласно теософской антропологии из субстанций, относящихся к Миру Плотному, состоят два низших тела человека:
· первое из них — физическое тело, видимое обычному человеку;
· второе тело — эфирное, являющееся точной копией физического тела и представляющееся черно-лиловым или серо-голубым ясновидящему.
Вибрации, воспринимаемые рецепторами нервной системы плотного тела, поступают в соответствующие нервные центры, способные сигнализировать об их поступлении эфирному двойнику. Ответные вибрации последнего порождают, с одной стороны, электромагнитные потоки в нервной системе, а с другой — потоки, связанные с астральным телом, осуществляющим в свою очередь связь с сознанием, трансформирующим «ощущение» в «восприятие»;
· третье тело — астральное, оно окружает и пронизывает плотное тело. Точками «сцепления» этих тел является нервная система человека, а промежуточной, связующей субстанцией — эфирное тело. В земной жизни человека астральное тело выполняет две функции, а именно — управляет всеми автоматическими действиями плотного тела (пищеварением, кровообращением, внутриклеточным обменом и т. д.) и осуществляет тот вид деятельности человека, который мы называем чувствами, желаниями, страстями.
Нервная система является преобразователем высоких вибраций астрального тела в команды, доступные восприятию физического тела. Астральное тело обширнее физического и выделяется на 20—30 см по всем направлениям.
Периодический выход в Астральный Мир, осуществляемый во время сна, необходим для Астрального Тела, так как дает ему возможность накапливать энергию.
|
За Миром Тонким следует Мир Ментальный, высшие подпланы которого называются Миром Огненным;
· четвертое тело человека — ментальное. Человек наделен ментальным телом, сложенным из субстанций Ментального Мира и включающим в себя центры сознания — чакры. Ментальное тело человека имеет яйцевидную форму и проникает в астральное, эфирное и плотное тела. Функциями ментала являются проявление воли и мышление. Центры высшей нервной системы играют в этих видах деятельности человека роль преобразователей высокочастотных вибраций ментала в сигналы, доступные восприятию плотного тела.
Процесс мышления человека осуществляется особыми центрами его ментального тела, которые объединены понятием Манас. Деятельность этих центров — мышление — есть создание тех или иных вибраций в субстанциях ментального мира.
Свойства субстанций Ментального Мира отличаются от свойств веществ Астрального Мира. Любая вибрация (т. е. мысль), возникающая в Ментальном Теле, никогда не затухает сама по себе, она может быть лишь «погашена» вибрациями противоположного содержания. Мысль может быть передана на любые расстояния с практически мгновенной скоростью или может быть локализована в пространстве.
Ментальный Мир является истинной родиной человека (точнее, истинная родина человека — высшие подпланы Ментального Мира, т. е. Мир Огненный, «открытый» к Мирам Высшим).
Ментальная сфера, ближайшая к астральной, отделяется от нее разностью материи, из которой она состоит. Жизнь в ментальной сфере более деятельна, чем в астральной, и формы ее более пластичны. Дух-материя этой сферы гораздо сильнее оживотворена и более утончена, чем даже наивысшая материя астральной сферы.
|
Человек «живет» в трех низших мирах, действуя в Мире Плотном, чувствуя в Мире Астральном и проявляя ум в Мире Ментальном.
Следующим за Миром Ментальным является Мир Интуиции, или Мир Блаженства. Центры, которыми человек воспринимает этот Мир и с помощью которых он «действует» в нем, объединяются под названием Интуитивное Тело, или Буддхи.
Изредка некоторые люди переживают состояние, называемое нами озарением. Это кратковременное проникновение в Мир Интуиции, которое доступно обычному человеку.
Интеллект не в состоянии понять более высокой, чем он сам, формы движения — интуиции. Достаточно развитую интуицию часто называют духовным разумом и чувствознанием (термины «сверхразум» и «сверхсознание» в оккультизме используются для обозначения уровней сознания, значительно превосходящих интуицию).
Пятая сфера — нирваническая — соответствует высшему аспекту Бога внутри нас, и этот аспект называется в теософии «Атман», или высшее «Я». Это сфера чистого бытия и божественных сил в их наиболее полном проявлении в нашей пятеричной вселенной. Сознание атмическое, или нирваническое — сознание, которым владеют лишь немногие опередившие все человечество и уже закончившие цикл человеческой эволюции (Великие Учителя). Нирваническое сознание представляет собой антитезу уничтожения — это бытие, повышенное до такой высокой степени жизненности и интенсивности, которая невообразима для тех, кто знает лишь одну жизнь чувств и земного разума.
Выше Мира Нирваны находится Мир Монадический и еще выше — Мир Божественный. Об этих двух последних мирах говорится как о недоступных нашему пониманию на данном этапе человеческой эволюции, поэтому о них почти ничего не известно.
5. Монада — бессмертное «Я». Получив представление о пяти Планах Бытия, мы можем составить первое представление о том, что такое Бессмертный Человек. Он троичен. Самая высшая часть — это частица Божества, искра Духа-Огня, луч Абсолюта. На Востоке она называется Атман. Это божественное ядро заключено в Буддхи — духовную душу, духовный разум, тело блаженства. В Агни-Йоге Рерихов оно называется «сердцем», что дает способность прозрения, способность проникать в сущность вещей путем мгновенного озарения. Соединение Атмана и Буддхи образует зерно духа — божественную вечную Монаду. Оно одинаково у всех людей, является бессознательной основой каждого человека.
Вокруг зерна духа накапливается и растет сознание человека — Манас, или Мыслитель. Это высший разум, ум абстрактного мышления, «ум идей», самосознание. Атман, Буддхи и Манас вместе составляют Высшую Триаду — бессмертное «Я» человека.
ГЛАВА 31. ОНТОГЕНЕЗ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОСОФИИ И АНТРОПОСОФИИ
Реинкарнация
Закон Кармы