Теория общественного договора Ж.Ж. Руссо.




Руссо создает свою концепцию обществ.дог-ра на основе понятия «естественного человека» или «благородного дикаря», он рождается свободным и в своем поведении руководствуется естественным правом и естественными потребностями.В естеств.состоянии социальной ячейкой явл-ся неформальная патриархальная семья, в кот.различия между индивидами минимальны и определяются их физическими качествами и поло-возрастными признаками.Руссо счит естественное состояние общества идеальным.Мыслитель видит двойственность природы частной собственности, кот.с 1 стороны основывается на естественных страстях и потребностях человека, а с другой явл-ся искусственным соц.явлением.Руссо критиков.зарождающееся буржуазное общество за всевластие товаро-денеж.отношений.По его мнению чапстная собственность лежит в основе отчуждения человека от средств существования и рождает тем самым эксплуатацию человека человеком.Неравенство прав собственности ведет к конкуренции, кот.по мнению Руссо не создает гражданское равенство, а возвращает общество в догражданское состояние хаоса, ненависти и насилия.На основе появления частной собственности возникает гос-во, как «заговор» богатых против бедных. Гос-во основанное на обществ. Договоре, подразумевает равенство всех граждан перед законом, в то время как в силу неравенства собственности граждан перед законом не равны, т.к.собственники подчиняют себе тех, кто собственностью не обладает. В эгоистическом произволе собственников Руссо видит главную причину возникновения общественных контрастов-роскоши и нищеты, а вследствие этого-народные волнения и мятежи. Чтобы предотвратить рост имущ.неравенства необходимо усилиями гос-ва создать общество, как ассоциацию свободных и равноправных труженников.Сущность общественного договора состоит в том, что личность подчиняется всем, но никому в отдельности, добровольно воплощает в жизнь общественный интерес и тем самым восстанавливает состояние гражданской свободы.Руссо понимает обществ.договор как революц-й,качественный скачок народного самосознания в гражданское состояние, в котором происходит соединение власти, знания и добродетели.По его мнению такой скачок возможен только через авторитарную власть Законодателя или «вестника богов», кот.воплощает в себе моральную силу, необходимую для избавления народа от власти эгоистичных страстей и для перехода к служению общественному благу. Руссо впервые начинает видеть в революции не только бессмысленное разрушение и буйство неразумной толпы, но и конструктивную деятельность по трансформации отжившего старого в жизнеспособный новый порядок под руководством революционного диктатора.

Руссо считает что гос-во в пассивном состоянии явл-ся «республикой», а в активном-«сувереном».Его «республика» явл-ся объединением «граждан в себе», а «суверен»-объединением «граждан для себя». Переход гос-ва из пассивного в активное состояние происходит, когда собрание граждан издает законы и тем самым реализует свой суверенитет. Мыслитель видит смысл народного суверенитета в воплощении общественного интереса в общей гос.воле. Естественные законы Руссо явл-ся актами общей воли индивидов, кот.выр-ся в голосовании граждан.Он выводит естественные законы не из знаний, а из чувственных принципов естественного состояния-из себялюбия и сострадания, кот.противоречит и дополняет друг др.Руссо счит, что «народ не нарушающий законов в них не нуждается».Но такого идеал.народа в природе не существует, законы наруш-ся всегда и везде, и поэтому они долж.обладать принудит.силой. Руссо различает формы своего гос-ва-республики в зависимости от кол-ва должностных лиц.Республика явля-ся демократией, если власть принадлежит от 50 до 100% народа, аристократией, если власть принадл от 50 до неопредел.меньшинства и монархией, если правит 1 человек или количественно определенная группа.Руссо счит, что только демократия может воплощать народ.суверенитет, но она явля-ся чрезвычайно трудно достижимой формой правления.Руссо счит наилучш вариантом прямую демократию, т.к. исходил из того, что в любом гос-ве даже при наличии разделения властей представительское правление постепенно приводит к росту неравенства м/д управляющими и управляемыми.В момент закл-я общественного договора уровень добродеятельности граждан максимален и соответственно уровень их принуждения со стор гос-ва-мин.Затем начин-ся моральная деградация и увелич-ся степерь нер-ва.Первонач-но возникает нер-во по признаку обладания собственностью-м/ богатыми и бедными, затем---по признаку неравенства политич.власти-м/д магистратами и остальными гр-ми.Оно достигает придельного уровня в форме деспотии, кот.Руссо не отличает от монархии и кот.выр-ся в неравенстве господ и рабов.Возникнов-е деспотии означает разрыв обществ дог м/д гос-м и гражданами.Такое гос-во уже не гарантир.безопасности жизни и собственности своих граждан и они, соответственно, освобождаются от обязанности подчиняться законам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: