Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.




Жан Боден, юрист по образованию, адвокат, бывший королевским прокурором в Лионе и профессором права в университете Тулузы, затем стал депутатом Генеральных штатов от третьего сословия города Блуа. В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» (1576 г.) Ж. Боден обосновал необходимость перехода Франции к абсолютной монархии как средство ликвидации средневекового партикуляризма и анархии. Государство Бодена является «республикой», т. е. «общим делом» граждан, отличающимся единым типом социального общения и реализующим свою власть в повседневной жизни через управление на основании справедливости и законов, независимо от конкретных форм воплощения.Основной характеристикой государства являются параметры власти, которые воплощаются в государственном суверенитете. Боден определяет суверенитет как «абсолютную и постоянную власть» государства над подданными и гражданами, которая ограничивается только божественным и естественным правом.
Законодательство монарха и его суверенитет ограничены «сверху» божественным суверенитетом, т. е. суверен не имеет права издавать законы, не соответствующие нормам Святого Писания. В то же время его суверенитет ограничен «снизу» естественными правами граждан на материальные средства существования и продолжения рода, основанными на законах природы и принципах человеческого общежития.Государственный суверенитет воплощается в монопольном праве государ-ства на издание и отмену законов на своей территории; в праве объявления войны и заключения мира; в назначении должностных лиц; в осуществлении верховного суда, в частности, в праве помилования; в определении условии экономической деятельности — в чеканке монеты, в установлении размеров податей, мер и весов.Государство управляется на основе закона, а не насилия, обеспечивает внутренний мир и безопасность граждан, защищая их от внешних вторжений. Государство Бодена состоит из семей как основных ячеек и социальных субъектов.
Боден исходит из тезиса Аристотеля о наличии в семье трех видов властных отношений — супружеских, родительских и господских — и поэтому считает невозможным предоставление равных гражданских прав подчиненным членам семьи. В то же время Боден отрицает рабство и все другие формы личной зависимости человека.В сравнении с Аристотелем у Бодена начинается трансформация концепции прямой демократии в концепцию косвенной (представительской) демократии. Он не считает обязательным участие граждан в государственном управлении, предлагая доверить его ответственным должностным лицам. Боден различает формы государства по носителю суверенитета как монархию, аристократию и демократию. Он не выделяет правильные и неправильные формы, считая «неправильные» только «состояниями форм», которые возникают при субъективных негативных оценках положения дел в определенном государстве со стороны тех, кто пострадал в нем от каких-то причин. Боден выступает против любого распыления суверенных прав монарха в так называемых «смешанных государствах». Это лишит монарха суверенной власти, которая является необходимым условием управления на основе справедливости и законов.

Боден определяет демократию как государство, в котором власть народа приводит к чрезмерному «увеличению законов и властей в ущерб общему делу, к уничтожению лучших и к выдвижению худших. В аристократическом государстве, по мнению Бодена, многочисленные партии (кланы) аристократии скованы страхом народных восстаний и взаимной борьбой, что замедляет процесс принятия решений и парализует государство. Оптимальной конкретно исторической формой государства для Бодена является наследственная абсолютная монархия, т. к. только она способна подавить сепаратизм феодальной аристократии и прекратить религиозные войны. Монархию он считает естественной властью по собственному праву монарха, которое возникает из первоначального захвата власти силой, а затем подтверждается через ее наследование. Монарх для Бодена является наместником Бога на земле, который имеет исторический опыт длительной стабильной государственной власти и который окружен многочисленными и компетентными советниками. Монарх единолично принимает решения, что обеспечивает оперативность государственного управления. В то же время он связан в принятии решении законами природы, собственным словом и заключенными договорами, что обеспечивает его подданным естественную свободу.
Необходимо законодательным путем поощрять благосостояние третьего сословия-гарантировать неприкосновенность частной собственности. Ввести свободу вероисповедания, отделить церковь от государства и прекратить религиозные войны католиков и гугенотов. Третье сословие должно иметь возможность влиять на государственное управление через участие в работе Генеральных штатов, которые объединят сословия, улучшат управление через передачу компетентных советов монарху без ограничения его верховной власти. Именно этот орган станет гарантом соблюдения естественны прав подданных. Боден считает, что только Генеральные штаты должны решать вопросы налогообложения. Монарх имеет право вводить налоги только в чрезвычайной ситуации и это единственный случай, когда подданные имеют право сопротивляться его произволу. Политико-правовая концепция Ж. Бодена стала переходным этапом oт концепций Возрождения к концепциям Нового времени, дав рациональное обоснование организации абсолютной монархии как формы перехода от средневековых династических к современным национальным государствам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: