В 1529 г. Т. Мор стал лордом-канцлером, т. е. главой королевской администрации.Конфликт лорд-канцлера с королем и «новым дворянством» закончился тем, что в 1532 г. его отправили в отставку, а в 1535 г. - казнили.
В 1516 г. Т. Мор написал свою главную работу - «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». «Утопия» (греческое - «место, которого нет» или «Нигдея»), как описание путешествия вымышленного Рафаила Гитлодея в государство, основанное мифическим царем Утопом, положила начало целому жанру подобных «утопий», в которых авторы ставили целью описание идеального государства для преобразования реального несовершенного общества по предложенному образцу.
Мор впервые выдвинул идею рационального утопического социализма, в которой были ликвидированы основные недостатки «квазисоциализма» Платона. Как и Платон, он критикует частную собственность, как и Платон, считает, что это сила, разрушающая государство: у Мора частная собственность рождает два основных общественных порока - паразитизм верхов и нищету низов.
Мор впервые создает классовую концепцию государства как «заговора богатых» против бедных, т. е. в его концепции государство впервые осмысливается как институт, который методами принуждения защищает накопление богатств верхами за счет ограбления низов.
Частную собственность Мор считает первопричиной социальной не справедливости и преступности. Таким образом, он начинает переход к рациональной криминологии, видя основу преступности в социально-экономических условиях жизни преступника. Недостаток у низов средств существования вынуждает их идти на преступления, чтобы спастись от голодной смерти.
Мыслитель полагал, что лечить надо не следствие, а причину, т. е. заменить частную собственность как основу социального неравенства общественной собственностью, обеспечить всех людей работой, дающей им необходимые средства существования. В таком обществе целью наказания будет не уничтожение, а исправление преступника.
В отличие от Платона Мор использует христианское обоснование идей общности имущества (т. к. Бог отдал мир во владение всем христианам, а не их части), престижности и обязательности физического труда (как средства спасения души и совершенствования тела человека). Цель и смысл жизни человека у Мора - не паразитическое личное потребление, а производство материальных и духовных благ для пользы общества. Поэтому в Утопии в отличие от государства Платона частной собственности нет ни у кого (Платон допускает ее для демиургов), зато физический труд обязателен для всех.
Но основная идея гуманиста Мора — это совершенствование отношений человека не с Богом, а с человеком. В отличие от Платона Мор считает, что основной ячейкой общества является не индивид, а семья.
В политическом устройстве Утопии совмещаются принципы прямой и косвенной демократии. Избирательное право принадлежит не индивиду, а главе семьи. Тридцать глав семей образуют постоянное объединение, на котором избирается должностное лицо — филарх. Десять филархов избирают одного протофиларха. Одновременно все филархи на специальном собрании избирают тайным голосованием правителя государства (принцепса) из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно, что предполагает идеальность его физических, интеллектуальных и моральных качеств. «Принцепс» Мора — это аналог «правителя-философа» в государстве Платона.
Утопия - это государство, в основе которого лежит справедливость, Понимаемая автором не как юридическая, а как этическая категория. В Утопии чрезвычайно мало законов, они просты, общепонятны и не требуют специального аппарата для их реализации.
Однако именно поэтому у Мора нет гарантий, что действия принцепса не будут носить антиобщественный характер. В Утопии не предусмотрен конституционный механизм смены принцепса, что закладывает в нее, как и во все последующие социалистические теории, потенциал авторитарного и неправового государства.
Мор подчеркивает свое презрение к золоту и серебру тем, что предназначает их для изготовления ночных горшков и кандалов для преступников. Золото используется в качестве денег только во внешней торговле и во время войн с другими государствами, хотя утопийцы предельно миролюбивы и ведут только оборонительные войны.
Мор дает христианскую трактовку труда как высшей жизненной и моральной необходимости. Труд утопийцев свободен и доброволен, он ограничен шестью часами в день. Утопийцы специально обучаются ремеслу, но при этом все без специальной подготовки направляются на сельскохозяйственные «отработки». В этой схеме никак не учитывается различие способностей и склонностей индивидов, зато механически уравнивается общественная полезность простого и сложного, физического и умственного труда.
Чтобы предотвратить возможное и естественное нежелание свободных граждан заниматься наиболее тяжелыми и грязными работами, на них направляются военнопленные или преступники, которые должны таким образом исправляться и превращаться в полноценных членов общества.
В концепции Т. Мора изначально заложена неэффективность экономики, которая компенсируется использованием принудительного труда. Уравнительность потребления делает невозможным стимулирование общественного развития, но в то же время не существует никаких механиз мов предотвращения злоупотреблений в этой сфере.
Но следует отметить историческую специфику труда Мора, направлен ного, в первую очередь, против праздной феодальной аристократии и богословов-схоластов. Он называет свою Утопию Евтопией или Страной блаженства, где всеобщий и свободный труд обеспечивает достаточное для всех изобилие материальных благ. Гуманистический эпикуреизм, наслаждение жизнью у Мора резко контрастирует с аскетизмом Платона и средневековых теологов. В Утопии нет противоречий между частным и общим, а человек является высшей ценностью, которую нельзя заменить никаким золотом.