Христианский религиозный канон, как и каноны других мировые религий, сформировался в 50-120 гг. н. э. на территории Азии, в Палестине и Сирии, но в отличие от них начал распространяться в Европе, став сосновой всей западной политико-правовой традиции
Основная особенность христианского канона - это его «открытость», т. е. готовность к заимствованию идей, категорий и принципов из др»угих сакральных и секулярных традиций. В формировании христианского канона решающую роль сыграли иудейская сакральная и античная секулярная интеллектуальные тради ции.
Иудейский канон лег в основу Ветхого Завета, из которого в хри сти-анстве были заимствованы:
- идея монотеизма, в которой центральной является идея Бога - твор-ца мира (в переводе с греческого «Иисус» означает «Яхве (Бог древних иудеев - СБ.) есть спасение»);
- идея умирающего и воскресающего бога;
- идея Мессии как посланника от Бога к человеку;
- идея Страшного Суда и конца света, после которого наступит Царствие Божье.
Принципиальное отличие иудейско-христианской картины мира от других восточных картин мира заключается в противопоставлении потустороннего и посюстороннего миров, откуда вытекала идея несовершенства земного посюстороннего мира, возникшего в результате грехопадения человека. Смыслом и целью жизни христианина становится спасение его души, т. е. воссоединение с Богом и возвращение в рай. Но в отличие от индуизма или буддизма в христианстве нет длительной цепи перерождений души человека. Вопрос ее спасения или гибели должен быть решен «здесь и сейчас», на протяжении одной земной жизни.
Поэтому в христианскую этику изначально закладывается мощный активистский потенциал совершенствования земного мира. В отличие от интровертных (замкнутых на себе) восточных религий христианство экст-равертно, т. е. обладает сильнейшим мессианским потенциалом внешней экспансии, стремится навязать другим мировоззренческим системам свое видение мира, свой вариант мироустройства.
«Открытость» христианского канона позволила ему в отличие от других восточных религий заимствовать рациональные идеи античной философии и римского права. Огромное влияние на формирование христианекой этики оказали римские стоики (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). У них были заимствованы идеи:
— изначального равенства всех людей, независимо от их социального происхождения или этнической принадлежности (принцип космополитизма);
- врожденной греховности человека, противопоставления его телесных и духовных устремлений, откуда вытекала предпочтительность аскетизма;
- различия внутренней духовной жизни человека и социально-политической реальности, в которой он живет, т. е. идея индивидуализма или автономности индивида от влияния общества и государства;
- духовного покаяния как идеи внутреннего совершенствования человека, избавления от греховных побуждений, как сути и смысла динамического развития личности;
- всеобщей любви, взаимной помощи и прощения грехов как основной принцип социально-политических отношений.
Столкновение в процессе формирования христианского канона различных интеллектуальных течений отразилось в структуре его текста. Первые апостолы (ученики Христа) и в дальнейшем «отцы церкви» (основатели теологии) включили в Библию Ветхий Завет как мощное обоснование единого Бога, необходимое в полемике с античными мыслителями. Ветхий Завет был объединен с собственно христианским Новым Заветом, в который входили:
- 4 Евангелия (греч. - «благая весть» о явлении Мессии), от Марка, Матфея, Иоанна и Луки;
— «Деяния святых апостолов»;
—Послание святых апостолов;
— «Откровение Иоанна Богослова» («Апокалипсис» или учение о конце света).
Особенностью текстов христианского канона является их внутренняя противоречивость. Между собой по стилю и содержанию различаются и Книги Ветхого Завета, и Евангелия, и другие тексты Нового Завета. Это становится основой формирования различных точек зрения, постоянного диалога между ними, поиска новаций.
Активность христианства реализовалась в его прозелитизме, в поиске новых приверженцев, что принципиально отличает его от иудаизма (иудеем можно стать только по рождению). Ключевая идея Евангелия от Луки, которая преодолевает локальность иудаизма, заключается в том, что Лука вывел происхождение Иисуса Христа не от Авраама (отца всех иудеев), а от Адама (отца всех людей), что позволило превратить христианство из секты в мировую религию.