Уравновешенное государство» Цицерона.




Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) происходил из крестьянской семьи. Блестящие способности позволили ему получить юридическое образование и стать преуспевающим адвокатом и сделать прекрасную карьеру на государственной службе.
В 76 г. до н. э. Цицерон стал квестором (военным интендантом) на Сицилии. В 69 г. он стал эдилом в Риме, т. е. занял должность, дающую допуск на заседания сената. В 63 г. Цицерон становится консулом и после успешного подавления заговора Катилины избирается в сенат.
В 57 г. он получает должность наместника Киликии. В 49 г. он возвращается в Рим и в условиях ожесточенной борьбы между Цезарем и Помпеем вторично уезжает в свое поместье. В 44 г. Цезарь погибает. Цицерон выступил на стороне Октавиана, ведущего войну против Антония, но после того как они между собой договорились о перемирии, он был убит.
Основные работы - «О государстве» и «О законах» (54-51 гт. до н. э.).
Цицерон был сторонником умеренной «буржуазной» добродетели, которой отличалась Римская республика в пору своего расцвета, и решительно критиковал нравственную деградацию как верхов, так и низов римского общества в эпоху перехода к империи.
Он был противником войн, переворотов, диктатур, сторонником возврата «золотого века» стабильности и внутреннего мира республики. Цицерон выступал за преимущество «тоги» над «мечом» как закона над насилием.
Мыслитель выступал за построение государства на началах разума (основной закон природы). Разумное начало, по мнению Цицерона, — это то, что роднит человека и богов и отличает их от животных. Разум лежит в основе мировой гармонии и воплощается в законах природы и государства. Эти законы, в свою очередь, являются критерием справедливости устройства государства и общества.
Справедливость в строительстве и деятельности государства имеет в качестве политической цели обеспечение единства государства, которое проявляется в доминирования общих интересов над частными. Начало справедливости объединяет и индивидов, и сословия. Государственные законы (интересы) должны доминировать над частными, т. к. если государственные интересы выражаются в объективном знании и преследуют цели справедливости, то частные интересы выражаются в субъективных мнениях и преследуют цели либо материальной выгоды, либо захвата власти и использования ее в корыстных целях.
Цицерон считает, что каждая из форм государства в правильном виде не стабильна и угрожает переходом в неправильную форму: монархия - в тиранию, аристократия - в плутократию, а демократия - в инархию. Чтобы предотвратить подобный крах государства, Цицерон предлагает создать «уравновешенное государство», моделирующее, по его мнению, раннюю Римскую республику.
Сам термин «respublico* у Цицерона означает сущность государства как «дела народа*, функционирующего на основании одного из главных постулатов римского права — «благо народа есть высший закон*. Он осуществляет юридизацию понятия «государство» как «общего правопорядка», фиксируя права и обязанности сословий.

В «уравновешенном государстве» Цицерона существуют и уравновешивают друг друга:
— институт царской власти консулов, которая обеспечивает стабильность исполнительной власти и готовность народа подчиняться издаваемым ею законам на основании веры в ее божественный характер, выражающийся в качестве благоволения;
— институт выборных оптиматов (сенаторов или в греческом варианте - аристократов), основное достоинство которых - мудрость (т. е. компетентность) и которые обеспечивают эффективность государственного управления;
— институт народной власти трибунов, чьи функции опираются на главное достоинство народа — стремление к свободе, — и которые заключаются в защите этой свободы от возможных попыток других государственных органов или лиц установить диктатуру.
В концепции Цицерона обосновывается необходимость юридической эмансипации рабов. У Цицерона - это люди, хотя и неполноправные наемные работники. Свободные граждане управляют рабами для их же пользы и, следовательно, должны требовать от них разумно определенную работу, но и предоставлять необходимые средства к существованию. В этом проявляется влияние на мыслителя идеи стоиков о принципиально единой природе всех людей.
Цицерон определяет право как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное и вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает».
В основе права лежит справедливость как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство природы в целом и природы человека в частности. Первое требование справедливости заключается в отказе от нанесения вреда окружающим как условии человеческого общежития. Отсюда вытекает второе требование — неприкосновенность чужой собственности.
«Природа» как источник естественного права включает весь окружающий человека физический и социальный космос, все формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу. Разумность природы определяет ее законосообразность, упорядоченность существования. Из этого Цицерон выводит принцип универсальности права: «под действие закона должно подпадать все». Соответственно, imperium, т. е. мера власти и полномочий магистратов (должностных лиц), как и мера повиновения граждан, должны определяться только законом.
Цицерон так же, как и Аристотель, различает естественное право, которое определяется законами природы, и позитивное право, которое определяется законами и установлениями государства. Позитивное право должно соответствовать естественному, т. е. отвечать нормам разума и справедливости и в то же время соответствовать строю данного государства, традициям и обычаям предков.
У Цицерона впервые появляется «право народов» как зародыш международного права, что было связано с качественно большими размерами, сложностью и многообразием населения Римской республики в сравнении с греческими полисами. В «праве народов» Цицерона краеугольным камнем является постулат: «договоры должны соблюдаться». Таким образом, он начинает юридизацию как коммерческих, так и военных методов взаимодействия государств.
Для Цицерона идеальный вариант взаимоотношений народов — это мир, а война допускается только как вынужденное средство восстановления справедливости, которое используется в случае невозможности применения мирных методов. Цицерон определяет войну как вооруженный конфликт, имеющий юридическую процедуру начала и конца.
Цицерон различал справедливые (оборонительные) и несправедливые (завоевательные) войны.

В политико-правовой концепции Цицерона впервые появляется идея «Становления «уравновешенного», т. е. стабильного государства, имеющего юридический механизм, блокирующий установление диктатуры, гарантирующий осуществление государственной политики, направленной на общее благо и подчиненной принципам законности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: