Аналитический. Основателем этого метода был Аристотель.




Предмет дисциплины «История политических и правовых учений».

Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но – это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.

Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.

 

Методы изучения дисциплины «История политических и правовых учений».

В ИППУ используются следущие приемы и методы познания:

1. Диалектический метод познания (разработан в начале XIX в.) Сущность:

а) идея прогресса: предмет познания находится в развитии — по принципу снежного кома, накопления (каждое новое поколение отрицает то, что переработало предыдущее поколение); развитие любого объекта осуществляетяс в соответствии с 3-мя законами:

б) отрицания отрицания;

в) единства борьбы противоположностей;

г) перехода количества в качество.

Историко — социалогический метод познания.

Сущность: предполагается, что главным фактором в развитии политико-правовой мысли являются социально-экономические условия, этот метод требует адекватной исторической эпохе оценки политико-правовой теории.

Биологический (психоаналитический) метод.

Сущность: главным фактором в развитии политико-правовой теории является личность автора, эпизоды его биографии, особенности его психики.

Аналитический. Основателем этого метода был Аристотель.

Сущность: изучаемый объект мысленно расщепляется на составляющие его элементы и каждый элемент и его форма изучаются в отдельности.

 

3. Генезис политико-правовых учений, как вариант трансформации мифологического сознания в рационально-логическое.

Основной проблемой генезиса ППУ является его хронологическое отставание от генезиса государств в 2-3 тысячи лет.
Первые государства в истории человечества возникли в рамках мифологического сознания в форме теократии, т. е. первые монархи воспринимались как сакральные фигуры, либо как сыновья богов, либо как сами боги.
Изменение условий человеческого бытия происходит намного быстрее, чем изменение человеческого сознания.
Миф как основную форму донаучного или дологического сознания В.М. Пивоев определяет как расплывчатое поле смыслов с интуитивным и иррациональным содержанием.
Представления первобытного человека о мире формировались без использования логических процедур. Не только древний, но и современный человек мыслил и мыслит мифологически, т. е. иррационально. В деятельности и мышлении человека существует не только рациональная, но и иррациональная сфера.
Аристотель определил политические функции мифов как средство внушения правителями своим подданным представлений о должном правомерном поведении, которые действовали при условии их восприятия на веру.
Мифологическое сознание первобытного человека характеризуется целостным восприятием мира, т. е. первобытный человек, уже превратившись в разумное существо, еше не отличал себя от растений, камней и других природных объектов. Именно эта целостность мировосприятия отличает такие первобытные формы религии, как анимизм («одушевление» природы), тотемизм (возведение первобытного племени к его тотему - мифическому первопредку из мира животных).
В процессе перехода от присваивающей к производящей экономике, связанном с накоплением знаний об окружающем мире, мифологическое сознание разрушается, т. к. больше не может обеспечить эффективную экономическую деятельность, направленную на расширенное воспроизводство и увеличение объема ресурсов, необходимых растущему обществу.
Направления разрушения мифологического сознания:
1 - это рост его дискретности, т. е. детализации представлений человека об окружающем мире. Так, сначала человек видит на ночном небе созвездия, потом различает в них звезды, а уже потом начинает отличать их от других астрономических объектов - планет, комет, метеоритов и т. д.
2 - это вербализация сознания человека, связанная с развитием речевого аппарата, ростом словарного запаса, «привязанным» к увеличению знаний об окружающем мире.
Решающим моментом в разрушении мифологического сознания является изобретение письменности, появление текстов как формы коммуникативных процессов.
Фиксация текста в знаковой форме устраняет основную слабость мифологического сознания - его «расплывчатость», позволяет фиксировать ошибки при передаче (переписывании) информации, что практически невозможно сделать при ее передаче в устной форме от сказителей (рапсодов, ашугов, акынов и т. д.) их ученикам.
В ходе длительного эволюционного процесса миф трансформируется в мифологему.
Мифологема - рационально структурированная знаковая система, выраженная в литературной форме.

Это позволяет перейти к принципиально новой форме религии — политеистической, в рамках которой формируется пантеон антропоморфных или зооморфных богов, «отвечающих» за какую-либо сферу человеческой деятельности или природных явлений.
Основной формой логических операций с мифами становится их типизация, т. е. создание системы, упорядочение мировосприятия. Системообразующим мифом становится миф о сотворении мира или космогонический миф. Его суть заключается в сюжете о победе сил порядка (персонифицированных в различных образах «культурных героев») над первона-чальным беспорядком, т. е. победа космоса над хаосом.
После этого возникает оценочный компонент в восприятии человеком мира, т. е. появляется критерий разделения плохого и хорошего, что позволяет перейти к созданию этических систем.
Любая этическая система возникает на религиозно-мифологической основе (мир рассматривается в полярно противоположных категориях: «хорошее» идентифицируется со «своим», а «плохое» с «чужим», т. е. в них новое, непривычное или иностранное всегда встречается враждебно).
Дальнейшее развитие человеческого сознания идет в форме роста абстрагирования, т. е. логические категории все более вытесняют эмоционально-ориентированные образы, а идеи все более отрываются от своих материальных носителей. После человек обретает способность к полноценному абстрактному мышлению, а его словарный запас становится достаточным для описания мира и его отношения к нему.
Происходит «естественный отбор» мифов.
По мере увеличения степени логической структурированности мифов начинается переход к научному знанию в форме современных отраслей науки. Топографическое знание отвечает на вопрос «где» (из чего возникает современная география), хронографическое - «когда» (история), предметное - «что» (физика, химия, биология и другие естественные науки), тех-нологическое — «как» (технические науки), причинно-следственное — «почему» (философия), те/геологическое — «зачем» (теология).
В ходе данных процессов происходит расщепление сознания индивида на «я-субъект» и «я-объект», что дает ему возможность осуществления рефлексии, т. е. «отражения», осмысления процессов, происходящих в его собственном сознании. Таким образом, человек переходит от познания окружающего мира к самопознанию. На этом и заканчивается трансформация мифологического сознания в рационально-логическое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: