Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в г. Стагире, в Македонии. Его отец был врачом при дворе македонского царя Алиниса и другом его преемника Филиппа, а сам Аристотель позже стал учителем Александра Македонского. В 367 г. он переезжает в Афины и поступает в Академию Платона в то время, когда тот был на Сицилии.
Аристотелю впервые удалось в качестве философа-теоретика оказать реальное влияние на государственную политику. В 339 г. он возвращается в Афины, где основывает собственную школу - Ликей.
Общефилософская и политико-правовая концепция Аристотеля изложена в его трактатах «Метафизика», «Никомахова этика», «Политика» и "Афинская полития».
Аристотель видел сущность вещей не в идеях, а в самих вещах. Идея является формой вещи, а материя - ее содержанием. Они находятся в диалектическом взаимодействии, в котором не происходит их взаимного искажения.
Из этого Аристотель делал вывод о непродуктивности чисто интуитивного познания и необходимости рационально-логического познания, опирающегося на эмпирическое исследование материальных объектов и явлений. Аристотель входит в историю мировой философии как основатель логики.
Аристотель понимал природу как живую мировую силу, которая постоянно изменяется в соответствии с единым мировым законом. В метафизической форме Аристотель выдвинул идею творения мира и единого мирового закона, абсолютного первоначала, управляющего этим миром. Именно это позволило использовать его идеи христианскими теологами и создало канал преемственного развития между рациональной античной философией и средневековой европейской схоластикой.
Аристотель исходил из того, что мир дуален и насыщен борьбой идеального и материального, божественного и дьявольского начал. Они взаимодействуют, т. к. одно без другого существовать не может.
Аристотель понимал человека как существо общественное, неспособное существовать в изоляции от себе подобных. Поэтому важнейшим качеством человека является филия - это весь комплекс доброжелательных эмоций (симпатий) одних людей к другим. Филия человека проявляется в его добродетелях, т. е. в «приобретенных свойствах души». Аристотель разделяет этические добродетели, относящиеся к характеру человека, и диапоэтические, относящиеся к его интеллекту. Интеллект (разум) человека есть форма по отношению к его душе (материи), которая подчиняет и оформляет се страсти как проявления низших, плотских стремлений.
Способность или неспособность человека подчинять свои страсти разуму становится у Аристотеля главным критерием социальной дифференциации. Люди, которые в своем поведении руководствуются разумом, т. е. проявляют способность к умственной деятельности, становятся полноправными гражданами полиса. Те же, кто способен подчиняться лишь своим страстям, не могут стать гражданами, обречены только на физическую работу и на положение рабов - «говорящих орудий».
Этику Аристотель считал введением в политику, т. к. ее бескорыстные цели выше и ближе к мировому закону, нежели корыстные цели политики-науки об одной из человеческих потребностей - о рациональной организации общественных отношений.
|
В добродетелях для Аристотеля важны не их крайние формы проявления, а средние, как более стабильные и отвечающие принципу «золотой середины». Нравственный поступок всегда основывается на знании меры. Если «золотой серединой» является храбрость, то ее крайностями — трусость и безрассудство, умеренность в потреблении является «золотой се-рединой» как для скупости, так и для расточительности. Основными видами добродетелей для Аристотеля являются знание, искусство, предусмотрительность, основанная на опыте, и мудрость, сочетающая в себе рассудок и науку.
Все желания человека гармонично реализуются в его деятельности, удовлетворяющей высшее стремление к счастью, к источнику блаженства, приближающего человека к первоисточнику мировой гармонии. Эти высшие стремления сочетаются с их низшими, материальными проявлениями — со стремлением любого человека к богатству, физическому здоровью, к счастью детей и т. д.
У Аристотеля отсутствуют мифологические элементы в его концепции происхождения государства. Государство у Аристотеля происходит естественным путем для достижения блага людей через организацию их совместной жизни.
Аристотель полагает, что низшая форма объединения людей — это семья, т. к. в ней объединяются родители и дети и не может быть гражданского равноправия. Более высокий уровень - это территориальная община (деревня), которая при объединении с соседними обеспечивает возникновение высшей формы объединения людей - государства. В отличие от семьи и общины, основанных на власти родителей и на стремлении к обеспечению средств существования и продолжения рода, государство основывается на нравственных качествах граждан и на их способности к совместной жизни.
Только полис дает государство в чистом виде, как объединие равных, свободных и ответственных граждан, которое позволяет обеспечить выполнение трех основных функций государства:
- принятие законодательных актов;
- выбор должностных лиц;
- исполнение судебных функций.
В создании типологии форм государств Аристотель использует метод анализа. Он расчленяет реальные государства, выделяя элементы и виды их взаимосвязей, что и определяет форму государства.
Форму государства философ считает зависимой от экономики, географического положения, уровня образованности граждан и их способности к данному способу государственной жизни.
Аристотель выделял формы государства по способу осуществления государственной власти. Она могла выполняться либо одним человеком, либо группой, либо всеми. С другой стороны, она могла выражаться в совершенном, либо в несовершенном виде. В совершенном виде управление государством подчиняется закону и стремится к достижению общественного блага, а в несовершенном оно подчиняется произволу правителя и его стремлению к личному благу.
Власть одного:
— в совершенном виде — монархия,
— в несовершенном - тирания.
Власть группы:
— в совершенном виде - аристократия,
— в несовершенном - олигархия.
Власть всех:
— в совершенном виде - полития,
— в несовершенном — демократия.
|
|
Полития у Аристотеля выступает в двух ипостасях - как государство вообще и как идеальное государство. Полития в отличие от демократии является не «крайней», а «умеренной» формой правления. Это обеспечивается цензами для участия в выборах — имущественным, образовательным и цензом оседлости. Их смысл заключается в том, чтобы обеспечить участие в выборах ответственных граждан, а не охлоса (черни), думающего лишь о краткосрочных выгодах, подчиняющихся своим страстям, а не разуму.
Аристотель полагал, что человек, имеющий собственность, будет ответственным образом участвовать в выборах, т. к. заботится о сохранении своей собственности, а это возможно только при разумном и ответственном управлении государством. Приобретение собственности возможно только при наличии добродетелей, поэтому она становится самым надежным критерием для наделения человека гражданскими правами.
Человек, избирающий должностных лиц, должен быть образованным, чтобы понимать суть их предвыборных программ и отличать истинных лидеров от демагогов. Также он должен определенное время жить на территории данного государства, чтобы понимать его истинные нужды и избегать психологии «временщиков».
«Крайность» демократии заключается в отсутствии таких цензов-«пре-дохранителей». Это обрекает ее на постоянную внутреннюю напряженность и нестабильность, гражданские войны, путчи и революции.
Аристотель определяет право как комплекс рационально обоснованных норм политического общения свободных граждан и как критерий справедливости таких норм.
Аристотель углубляет понимание различий естественного и позитивного права:
естественное право - это комплекс норм общественных отношений, которые соответствуют политической природе человека и не зависят от обстоятельств места и времени, признания или непризнания их людьми;
позитивное право — это волеустановленное право, комплекс норм общественных отношений, существующих помимо естественного права и одновременно с ним, приспособленных к обстоятельствам времени и месту, и таким образом обеспечивающих жизнеспособность государства.
В своей концепции естественного права Стагирит признает наличие у всех граждан естественных прав на продолжение рода, т. е. на семью и на необходимые материальные средства существования, т. е. на собственность.
В своей концепции позитивного права Аристотель приходит к договорной идее права, т. е. считает сущностью права договор между законодательным органом и гражданами данного государства. Право в своем осуществлении обеспечивает распорядок существования данного государства.
Закон в понимании Аристотеля является «уравновешенным разумом», формой выражения и соблюдения права, которая подчиняет разумной воле законодателей страсти, личные эгоистические устремления людей.
Помимо письменных законов Аристотель выделял неписьменные — правовые традиции и обычаи. Кроме того, он предусматривает вариант выражения права в насилии, когда все решает сила, а не разум правителя. Этот тип антиправа присущ восточным деспотиям, поэтому, по мнению Аристотеля, они не являются государствами.