Идеальное государство» Платона.




Платон (427-347 гг. до н. э.), происходил из самых знатных афинских родов.
В 408 г. Платон встречается с Сократом и становится одним из его учеников.
Он оставил после себя 35 диалогов, особо важны - «Государство» и «Законы*.
Философская концепция Платона - это объективный идеализм (у каждого материального объекта есть идея). Мир идей является бытием, в то время как мир вещей является становлением. Мир идей постоянен и вечен; а мир вещей - случаен и изменчив. Переход идеи в вещь есть явление.
Идея человека — это его душа. Она неизменна, вечна, но находится в постоянном процессе переселения из тела в тело. Душа, по мнению Платона, периодически пребывает в мире идей, где она обитает с богами, но в отличие от богов она не совершенна и поэтому постоянно низвергается в мир вещей. В нем души воплощаются в тела людей, где подвергаются физическим страданиям.
Человек далеко не всегда гармоничен. Он осознает борьбу души и тела, идеального и материального как суть мирового диалектического конфликта: душа вечно стремится вверх, к гармонии небесных сфер, а тело тянет ее вниз, к животному материальному началу.
Высший род знания дает философия, а низший - опытные науки.
Платон считает, что душа человека состоит из трех основных элементов: разумного, страстного и возникающего при их смешении промежуточного элемента - вожделения (мужества). Он различает людей: те, у которых доминирует разум и кто способен постигать идеальную сущность вещей, - это философы; те, в чьих душах преобладает мужество, - это воины; а те, кто подчинен страстям, — это демиурги, «созидатели», занятые в сфере материального производства.
Способность человека жить в условиях общественной организации — это основа его существования и главная причина возникновения государства. В теории происхождения государства Платона еще сохраняются мифологические элементы: он считает, что первоначально боги жили на земле вместе с людьми, но затем ушли на гору Олимп, и люди были вынуждены самостоятельно организовывать условия своего общежития.
Это разделение труда в соответствии с человеческими способностями обеспечивает общество необходимыми материальными благами, но не обеспечивает его развитие. Для последнего необходимо выделение правителей (философов). Платон предлагает для выполнения этой задачи собственную педагогическую систему.
Начиная с трех лет, все дети получают одинаковое образование, они изучают мифы, музыку, поэзию, занимаются гимнастикой. С 18 лет им даются практические поручения и не способные к их самостоятельному выполнению отсеиваются в разряд демиургов, т. е. тех, кто нуждается в руководстве. С 20 лет выделяются воины — лица, которые к самостоятельной работе способны, но которым необходимо давать поручения. Оставшиеся - философы — начинают следующий этап обучения: переход от количественного накопления знаний к приобретению навыков самостоятельного мышления. К 30 годам можно выделить низшую администрацию, а с 30 лет - Группу высшей администрации. К управлению государством человек должен допускаться как минимум с 50 лет, когда он избавляется от материальных желаний.

«Идеальное государство» Платона не предназначено для реального воплощения. Это модель, к которой должны стремиться все реально существующие государства.
Платон считает, что в «идеальном государстве» сословия должны быть изолированы друг от друга, чтобы обеспечить наилучшее исполнение ими своих функций.
Правители-философы должны быть свободны от желания иметь частную собственность и семьи.
Философы будут способны предпочитать в управлении государством общественный, а не личный интерес, только если будут свободны от каких-либо кровнородственных отношений. Платон исходил из того, что в «идеальном государстве» ареопаг мудрейших должен подбирать мужчинам женщин для деторождения, после чего дети должны отбираться у родителей, причем калеки — уничтожаться. Демиурги как низшее сословие могут иметь и частную собственность, и семьи.
Типологию форм государства Платона – это динамичный цикл, развивающийся в регрессивном направлении. Цикл начинает свое развитие с аристократии, которая больше других форм похожа на «идеальное государство».
Аристократия вырождается в тимократию (власть военных), воины не должны иметь собственности, начинают вооруженную борьбу за ее приобретение и в конце концов приходят к власти. По мере накопления богатств тимократия вырождается в олигархию (власть группы богатых). Олигархия в результате роста социальной и имущественной дифференциации приводит к революции бедных и свержению богатых, т. е. к демократии.

Демократия уравнивает людей не в соответствии с их способностями и заслугами перед обществом, а механически, на основании всеобщего равенства. Всеобщее избирательное право отдает власть в государстве большинству демиургов, которые в своем поведении руководствуются страстями и не способны отличить знание от мнения.
Демократия приводит к власти демагогов — людей, которые избираются на высший пост путем обмана избирателей, путем раздачи невыполнимых обещаний, причем избиратели в силу своей неразумности не способны понять невыполнимость таких обещаний.
Затем демагог, чтобы избежать выполнения предвыборных обещаний и не быть уличенным в обмане, естественным путем трансформируется в тирана и удерживает власть путем насилия. Парадокс свободы — чрезмерная свобода (демократия) дает чрезмерное рабство (тиранию).
Тирания является наихудшей формой правления и абсолютной противоположностью аристократии. Тиран, чтобы удержать власть и оправдать ухудшение положения населения, создает для него искусственные трудности: начинает ненужные войны, стройки и т. д. Чтобы уменьшить сопротивление населения, тиран заинтересован в его ослаблении. Тиран находится в безопасности, если народ невежественен, не понимает причин своего бедственного положения и беден до такой степени, что все свои силы тратит на борьбу за выживание.
Безопасность тирана зависит от отсутствия сильных конкурентов, а для этого ему необходимо своевременно их выявлять и уничтожать. Поэтому он опирается не на лучших, а на худших. Это снижает эффективность государственного управления и рано или поздно приводит к гибели тирании и завершению цикла форм правления. Тирания переходит в хаос до государственного существования, в результате чего либо вымирает народ, либо государство возрождается в форме аристократии.
«Идеальным государством» то, в котором сочетаются начала монархии и демократии, т. е. «геометрические» выборы по заслугам в ходе «арифметического» всеобщего голосования.
Правильные формы государства (опирающиеся на законы) - монархия, аристократия и демократия, а неправильные (управляющиеся вопреки закону) - тирания, олигархия и извращенная демократия.
У Платона нет как таковой концепции права, т. к. он считал, что управление государством - это не наука, а искусство. Философы дают народу законы, постигая их сущность в мире идей и гарантируя их выполнение всем своим статусом.
«Закон» Платона - это совокупность религиозно-нравственных норм, установленных философами для блага всего государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: