М. Лютер о государстве и церкви.




В 1517 г. профессор Виттенбергского университета и доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) вывесил на двери церкви в Виттенберге свои знаменитые «95 тезисов», которые и стали манифестом начала Реформации. Он говорил о том, что римский папа из-за своей аморальности, коррумпированности потерял легитимность своей власти как наследник апостола Петра, и поэтому христиане всей Европы, чтобы спасти свои души, должны прекратить ему подчиняться.
Он отрицает смысл католических обрядов как таинств, т. е. магических действий, направленных на изменение окружающего мира, на победу божественного начала над дьявольским, на спасение душ верующих и тем самым на приобретение церковью земной светской власти. Лютер доказывал, что католичество из богослужения выродилось в идолопоклонство в роскошно убранных церквях и монастырях. Протестантское рационализированное христианство формировалось как религия для индивидуалистического рыночного буржуазного общества и становилось религиозно-этической системой, сдерживающей проявле-ния ренессансного «титанизма», вседозволенность и распущенность поведения индивидов.Ключевым догматом теории Реформации Лютера является догмат о «всесвященстве». Он предлагает ликвидировать функцию церкви как посредника между Богом и человеком и таким образом ее «демократизировать». При этом духовенство должно превратиться из архаичной закрытой привилегированной и паразитической касты, изолированной от мирян, в открытую для всех способных и достойных мирян группу служителей Бога.В лютеранских общинах пастыри стали выборными на основании их моральных (авторитет среди членов общины) и профессиональных (знание богословия) качеств. Их основной функцией стала проповедь — своеобразная «лекция» священника, т. е. рациональная трактовка христианских заповедей, которая посредством логически обоснованных умозаключений воздействовала именно на разум слушателей. В протестантизме спасение души человека осуществляется «верой, а не добрыми делами», т. е. внутренним совершенствованием, а не обрядами. Человек в протестантской культуре обретает «внутреннее одиночество», которое становится сакральной санкцией для его внешнего одиночества в качестве самодостаточной автономной ответственной личности.
Важнейшей предпосылкой трансформации средневекового типа личности в новоевропейский становится перевод Библии с древних «мертвых» языков на национальные «живые» языки. Сам Лютер первым перевел Писание с латинского на немецкий язык, и, таким образом, каждый грамотный верующий в Германии получил возможность читать и трактовать Библию самостоятельно, без обращения к церковным авторитетам. Поведение индивида освобождается от внешнего регламента сословий, цехов, гильдий или религиозных конфессий. Основной добродетелью человека в протестантском обществе становится рационально организованное и мотивированное трудолюбивое поведение в рамках своего профессионального призвания, направленное на производство материальных или духовных благ. Этот феномен позже М. Вебер назовет «протестантской этикой», а К. Маркс — «идеологией первоначального накопления капитала». «Протестантская этика» поставит в качестве основного стандарта потребления буржуазный «комфорт» как рациональное использование накопленного капитала.

В трактате «О светской власти» (1523) Лютер возвращается к постулату раннего апостольского христианства о разделении всех христиан на меньшинство истинно верующих праведников, которые способны жить без государственного принуждения, и на большинство грешников, которых только сила государства может удержать от неправедных поступков, в мире и спокойствии.
Истинный христианин, по мнению Лютера, не нуждается в государственной власти, но он должен помогать своим ближним, а это возможно только при посредничестве государственных институтов. Поэтому он должен подчиняться законам, платить налоги, защищать его во время войны, В то же время следует учитывать, что законы государства распространяются только на материальную сферу жизни христианина и не должны ни в какой степени затрагивать жизнь его души.
Лютер считал, что церковь должна быть отделена от государства и подчинить свою деятельность государственным законам, но при этом только церковь может выносить вердикт о соответствии или несоответствии государственной политики христианским нормам. Таким образом, Лютер начинает различать институциональный и личностный уровни политической деятельности. Индивид у Лютера выходит из-под прямого контроля государственных, церковных и социальных (сословных) институтов. Инди-вид теперь обязан подчиняться не прямым приказам авторитарных лидеров, а косвенным указаниям пасторов, пресвитеров и других религиозных авторитетов. При этом любые формы антигосударственных действий Лютер считает происками дьявола.Лютер понимает право как иерархичную систему законов. Он выделяет:— высший божественный закон, который является высшим и подчиняющим все остальные;
— естественный закон, который происходит из требований природы и в соответствии с которым организуется повседневная жизнь людей;
— имперский закон, в соответствии с которым организуется государственное управление;
— земельный закон, в соответствии с которым организуется местное управление.
Теория Реформации М. Лютера стала смысловым ядром формирующегося протестантизма и обеспечила переход от средневековых политике правовых концепций к концепциям Нового времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: