Макиавелли вошел в историю мировой мысли как создатель политологии как науки. Политологию он отделяет от теологии и от этики. Этические и религиозные мотивы мыслитель определяет как мотивы должного, а политические как мотивы сущего, т. е. основанные на выгоде, материальных интересах или силе.Макиавелли считает таким предметом исследования для политологов совокупность действий, направленных на захват, удержание и использование государственной власти в личных интересах носителя власти; формы, задачи и содержание деятельности государства; проблемы строительства и функционирования государства. Макиавелли считает ключевой категорией политологии политическую власть как цель и смысл политической деятельности. Политическая деятельность, по мнению Макиавелли, является ядром социальной деятельности и сознания.Смысл политологии для него заключается в выявлении законов политической деятельности человека и, соответственно, на основании знания этих законов в управлении его поведением. Основным принципом и закономерностью политического поведения человека для Макиавелли был прагматизм как вседозволенность средств для достижения поставленных целей, ограниченная рамками конкретных уcловий.
Базовый принцип прагматизма становится основой для выведения ряда вспомогательных принципов:
1) рациональная политика требует соответствия целей и средств;
2) рациональная политика требует соответствия целей и средств внутренней и внешней политики;
3) стабильность и суверенитет государства основываются на консенсусе (согласии) граждан относительно целей и средств государ-ственной политики;
4) чтобы легитимировать власть, государь при выборе методов ее осуществления должен учитывать психическое состояние общества как совокупность его традиций, стереотипов и ориентации.
Он считал, что человек способен захватить власть либо на основании своих достоинств (virtu), либо на основании благоприятных обстоятельств (fortипа), т. е. случайно, но при этом удержать власть случайно нельзя.Основными качествами государя должны быть ум, воля и способность отказаться от личной жизни ради борьбы за власть. Захват и удержание власти требуют жестокости в отношении врагов, но она должна быть разумно ограничена:
1) жестокость (непопулярные меры) нужно совершать однократно и в максимально необходимом объеме, в рамках сценария «шоковой терапии», а милосердие необходимо растягивать на длительный срок; при изменчивости человеческой психологии жестокость забудется, а многократные благодеяния государя - нет;
2) все непопулярные меры нужно совершать руками помощников, а популярные - самому государю; при этом целесообразно возла-гать на своих помощников ответственность за совершенные ими злодеяния или неудачи. Сила и успех действий государя в значительной степени зависят от его окружения. Он должен подбирать помощников по стандартам «оптиматов», т. е. компетентности.
Макиавелли считает, что власть государя будет стабильна, если он будет опираться на народ, а не на аристократию. Худшее, на что способна аристократия - это мятеж и разрушение государства, в то время как худшее, на что способен народ, - это нелояльность. Кроме того, нелояльную аристократию государь может сменить, казнив своих врагов и выдвинув своих приверженцев, в то время как нелояль-ный народ сменить невозможно. Макиавелли впервые начинает исследовать армию как компонент политико-правовой концепции. Стабильность государства возможна только при эффективном обеспечении внешней безопасности. Макиавелли видит опасность войны в сравнении с другими видами государственной деятельности в том, что ее неудачный опыт нельзя использовать второй раз, т. к. переиграть войну нельзя. Для того чтобы обеспечить надежность обороны, нужно заменить наемников-кондотьеров армией из граждан-добровольцев. Одним из главных условий успешного ведения войны Макиавелли считает обеспечение популярности государя в армии. Эффективность управления государя в первую очередь зависит от его способности поддерживать в государстве внутренний мир и порядок. В этом вопросе Макиавелли также придерживается сценария «шоковой терапии». При угрозе бунта милосердие правителя проявляется именно в жестокости. Макиавелли полагает, что при подавлении внутренних беспорядков, как и в управлении государством в целом, опираться нужно на страх народа, а не на его любовь, т. к. любовь зависит от самого народа, она ненадежна, в то время как страх зависит от воли государя и только он может быть основой долгосрочной государственной политики. Любопытно, что у Макиавелли все варианты устрашения не должны сопровождаться конфискацией собственности, т. к. это создаст государю вечных и непримиримых врагов. Он считает, что государь должен творить добро по возможности, а зло — по необходимости. Мыслитель исходит из того, что добродетели полезны не при их наличии, а при их видимости. В то же время государь не сможет эффективно управлять государством, если он обладает врожденными пороками. Макиавелли допускает его недобродетельное поведение лишь в той степени, в какой это необходимо для подавления Конкурентов в борьбе за власть.
Мыслитель считает, что политики вправе не соблюдать договоры, если изменились обстоятельства, существовавшие в момент заключения договора, если изменились цели участников договора, либо договор был нарушен другой стороной.
Сложная, неоднозначная и многоплановая политико-правовая концеп-ция Макиавелли стала базой для развития течения «политического реализма», обосновывающего необходимость теоретического осмысления и практической реализации государственной политики на основании реально существующих обстоятельств.