А. де Токвиль о демократии в США.




Токвиль видит в американском опыте доказательство жизнеспособности демократического общества и государства. Он отмечает уникальность предпосылок возникновения демократии в Северной Америке. Американекая нация возникает как «нация эмигрантов» или, точнее, беженцев периода ранних буржуазных революций и религиозных войн рубежа Средневековья и Нового времени.
Уникальность американской ситуации заключалась в том, что эмигранты обладали высокими индивидуальными достоинствами (достаточными для того, чтобы решиться переплыть Атлантический океан и начать жизнь на абсолютно неизвестном континенте), и в то же время они унаследовали двухтысячелетнюю европейскую культуру, т. е. богатейший запас разнооб-разных моделей общественного устройства. При этом эмигранты получили в распоряжение для реализации своих проектов огромный континент с подходящим им европейским климатом и с практически неограниченными природными ресурсами.
Преобладание среди переселенцев англосаксов-протестантов стало еще одним фактором, стимулирующим возникновение демократии и блокирующим развитие авторитарной государственности. Изобилие свободных земель сделало невозможным возникновение феодализма как системы личной зависимости крестьян от землевладельцев. Любой переселенец мог уйти на запад, занять свободный земельный надел и превратиться в независимого фермера.
Американская демократия сформировалась в ходе движения «фронтира» (границы), поселений пионеров, с Востока на Запад, от Атлантического к Тихому океану. В ходе этой внутренней колонизации каждый поселенец приобретал землю, а на ее основе — и другую частную собственность. Это делало невозможным возникновение пролетариата (охлоса), т. е. слоя людей, лишенных собственности и неспособных стать ответственными гражданами. Таким образом, американская демократия изначально была избавлена от угрозы народного бунта ради перераспределения собственности, за которым неизбежно следовал хаос и приход к власти демагога или тирана.
Режим фронтира создавал оптимальный баланс между внешними угрозами и способностью пионеров обеспечить свою безопасность самостоятельно, без обращения к помощи авторитарного государства (как это произошло в России при освоении казаками Центральной Азии, Сибири и Дальнего Востока, где они столкнулись с мощными внешними противниками).
Одновременно режим фронтира делал невозможным общественную стагнацию, т. к. он создавал тип личности, нацеленной на активное преобразование внешнего мира.
Общины (коммуны) первопоселенцев в США стали «школами демократии». В них американцы учились разумно и ответственно подходить к выбору руководителей. Все понимали, что выживание пионеров зависит как от их собственных усилий, так и от эффективности управления.

Это требовало, с одной стороны, компетентности лидера, но, с другой, умения подчиняться его приказам и координировать свои действия. Таким образом, американская демократия изначально формировалась параллельно с развитием правового сознания, сопровождалась пониманием ценности законов и уважения к ним.
Общины стали ячейками формирования американской государственности «снизу вверх», в результате чего естественным путем возникла система зависимости государственных органов от институтов гражданского общества. По мере роста численности и уплотнения населения общины объединялись в штаты, а штаты — в федерацию.
Токвиль обращает внимание на однородность формирующегося в Америке информационного, культурного, политического, этнического и правового поля.
Токвиль обращает внимание на повышенный уровень децентрализации государственной власти в США в сравнении с Европой и Азией. Государственное управление в США при развитой системе разделения властей, при разделении полномочий между федеральным центром и властями штатов организовано посхеме «решетки», т. е. как система нескольких взаимодействующих и взаимоконтролирующих центров принятия решений.
В США Вашингтон как столица является чисто бюрократическим центром, в то время как основные экономические, военные и интеллектуальные ресурсы равномерно размещены по всей стране. Поэтому в США практически невозможна революция в европейском варианте, когда захват власти в столице дает революционерам власть над всей страной.
В этом заключается основное достоинство и основной недостаток демократии. С одной стороны, демократия отличается высокой степенью гибкости, адаптивности, способности исправлять собственные ошибки, но, с другой стороны, децентрализация власти замедляет принятие решений, т. к. заставляет тратить дополнительное время на согласование мнений сторон. В демократических государствах затруднены мобилизация и централизованное управление общественными ресурсами, что осложняет выполнение каких-либо масштабных проектов и ведение войн.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: