Основной идеей и открытием К. Маркса-Ф. Энгельса является применение принципа системности в исследовании общественных явлений. На основании этого принципа они начали доказывать первичность базиса как общественного бытия по отношению к надстройке как общественному сознанию.
Государство и право как основные институты надстройки имеют собственные законы и фазы развития.
Основой общественной динамики является борьба классов. Маркс и Энгельс впервые ввели понятие классов как основных подразделений индустриального общества, отличая их от сословий как основных подразделений аграрного общества. Если сословия различаются по своим общественным функциям, то классы различаются по отношению к средствам производства. Классы делятся на эксплуататорские, которые обладают 1% монопольной собственностью на средства производства (землю, фабрики и т. д.) и поэтому имеют возможность присваивать прибавочный продукт, и эксплуатируемые, которые лишены собственности на средства производства и поэтому вынуждены отдавать свою долю общественного продукта.
Классовое взаимодействие определяет форму государства, а соотношение классовых сил - направление и методы действия государственного аппарата. С одной стороны, государство и право выражают интересы господствующего класса, но, с другой, чтобы обеспечить функционирование всего общества, они выполняют «правомерные функции», частично обеспечивая интересы эксплуатируемых низов и сохраняя господство эксплуататоров в диалектической форме, через поглощение интересов антагонистических классов.
Маркс и Энгельс продолжают линию Гегеля в различении форм государства в соответствии со стадиями исторического развития. Эти стадии они определяют как общественно-экономические формации. Формацией является определенный тип связи базиса и надстройки, определяющий принципы строительства и функционирования государства, средства пра-вотворчества и правоприменения.
Маркс и Энгельс различают три формации - докапиталистическую, капиталистическую и посткапиталистическую или коммунистическую.
Историки-марксисты выделили в рамках докапиталистической формации три стадии:
1) в первобытнообщинной формации государство отсутствует, преобладает половозрастное разделение труда и равномерное распределение общественного продукта; переход к государству происходит через три стадии разделения труда - на скотоводов и земледельцев, на земледельцев и ремесленников, на работников физического и умственного труда. Среди работников умственного труда выделяется управленческая верхушка, которая начинает присваивать прибавочный общественный продукт;
2) в рабовладельческой формации впервые возникает государство как орган классового господства рабовладельцев, обладающих собственностью на рабов как на основное средство производства;
3) в феодальной формации формируется государство как орган классового господства феодалов, обладающих собственностью на землю, к которой прикреплены лично зависимые крестьяне.
Смена общественно-экономических формаций происходит на основании закона несоответствия производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы опережают в своем развитии производственные отношения. Возникает класс, являющийся носителем более прогрессивного способа производства, который разрушает нежизнеспособные
формы организации экономической деятельности, государственного управления, культуры и т. д. Так класс феодалов сверг власть рабовладельцев, а класс буржуазии сверг власть феодалов, основав собственные эксплуататорские государства.
В рамках капиталистической формации буржуазия захватывает государственную власть, опираясь на собственность как на капитал, т. е. на основное средство производства. Противоречие производительных сил и производственных отношений возникает в форме противоречия общественного характера производства и частнокапиталистического характера присвоения. Буржуазия присваивает и потребляет продукт, который производит все общество, и при этом постепенно утрачивает свои прогрессивные черты борца за либеральные свободы и рациональную организацию экономики. Это проявляется,,с одной стороны, в росте экономических кризисов перепроизводства и анархии, а, с другой, в росте авторитарных тенденций в организации государственной власти, в вооруженном подавлении пролетарских восстаний.
Эту ситуацию Маркс и Энгельс описывают в своем знаменитом афоризме «призрак коммунизма бродит по Европе». Путь к коммунизму таким образом лежит через социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата.
Маркс и Энгельс считают, что место пролетариата в системе общественного производства является основой его права на захват власти. Именно пролетариат является естественным носителем и исполнителем принципа общественной собственности на средства производства, с помощью которого он введет государственное регулирование экономики, ликвидирует анархию, конкуренцию, эксплуатацию и нерациональное использование общественного продукта.
Диктатура пролетариата приведет к созданию социалистического государства, организованного по принципу «от каждого по способностям, каждому по труду». Социализм станет промежуточной стадией на пути к коммунизму, т. е. в «царство свободы», где будет осуществлен принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» и где сущностные силы человека достигнут высшего уровня развития.
Маркс и Энгельс считают, что коммунизм как система, основанная на общественной собственности на средства производства и на полном удовлетворении общественных потребностей, приведет к ликвидации экономического неравенства, а следовательно, и классов, и государства. Государство будет заменено «общественной самодеятельностью» и самоуправ-лением, а индивид будет выбирать род занятий по своим внутренним наклонностям, а не по внешнему, экономическому или политическому принуждению.
Маркс и Энгельс полагают, что диктатура пролетариата является вынужденным насильственным средством подавления сопротивления буржуазии. При этом форма и уровень пролетарского террора будут всецело зависеть не от уровня сопротивления буржуазии, а от уровня развития пролетариата, от его организованности, просвещенности и гуманности. К. Маркс 8 сентября 1872 г. после Гаагского конгресса I Интернационала высказался не за произвольное, а за юридически санкционированное насилие пролетариата.
В 1895 г. Ф. Энгельс написал предисловие к переизданию книги К. Маркса «Классовая борьба во Франции». Это предисловие вышло в год смерти Энгельса и известно как его «политическое завещание». В нем он окончательно отказывается от вооруженных восстаний пролетариата как средства захвата власти, как чрезвычайно кровопролитных и в военном смысле не-эффективных. Энгельс настаивает на использовании легальных мирных способов борьбы и, в первую очередь, на завоевании рабочими депутатами парламентского большинства и оказании решающего влияния на законотворчество и управление государством. Так произошла теоретическая трансформация «революционного марксизма» XIX в социал-демократическое движение XX века.
Маркс и Энгельс определяли право как способ общения индивидов, в котором выражаются и реализуются отношения производству и обмена товаров. В «действительном праве» в отношения вступают формально равные субъекты, выходящие при этом из сферы действия государственного законодательства, определяемого волей господствующего класса.
Основой развития права как совокупности норм общения является развитие общественного разделения труда. При переходе от первобытного к эксплуататорскому обществу право превращается в форму государственного произвола, выражая не общественные интересы, а волю господствующего класса. При коммунизме право Как инструмент внешнего принуждения индивида исчезнет вместе с государством.
В политико-правовой концепции К. Маркса-Ф. Энгельса противоречивым образом сочетаются научные и идеологические компоненты. К несомненным научным достижениям следует отнести их идеи об обществе как системной целостности элементов базиса и надстройки, о диалектическом развитии и причинно-следственной обусловленности общественных явлений, о классовой природе государства и права.
Но эти научные элементы в значительной степени искажаются идеологическим обоснованием неизбежности и правомочности прихода к власти пролетариата, оправданием политического насилия, перераспределения собственности и разрушения права и морали как продуктов «буржуазного» сознания.