Развитие русского народного творчества, как и в прежние века, протекало в традиционных жанровых формах исторических песен, сказаний, сатирических сказок, юморесок и повестей. Центральное место в народном фольклоре заняли произведения, напрямую связанные с Крестьянской войной под руководством Е.И. Пугачева. Поэтому главным образом это были исторические песни и предания, созданные в Поволжье и на Урале, которые воспевали самого Емельяна Пугачева и его сподвижников, в частности Салавата Юлаева и Ивана Зарубина.
А среди произведений этого жанра самыми известными были народные песни «Судил тут граф Панин» и «Пугач и Салтычиха». В западнорусских землях, особенно на территории Правобережной Малороссии, главными героями исторических сказаний и песен стали борцы против польских оккупантов — Богдан Хмельницкий, Максим Кривонос, Иван Богун, Максим Зализняк, запорожские казаки и гайдамаки, которые были застрельщиками мощных восстаний против польской шляхты в 1734, 1750, 1754 и 1768 гг.
Как и в прошлом веке, чрезвычайно богат и разнообразен был сатирический жанр устного народного творчества. Это и крестьянские повести «Сказание о царевне Киселихе» и «Повесть пахринской деревни Камкина», и солдатская сатира «Горестное сказание» и «Челобитная крымских солдат», и язвительные юморески «Дело о побеге петуха от куриц из Пушкарских улиц», «Про попа Негребецкого», «Апшит, данный от хозяина серому коту», и знаменитый «Плач холопов».
Гневные сатирические пародии на чиновничество, канцелярскую волокиту и продажный суд стали проникать и в многочисленные рукописные сборники, такие, как «Копия с просьбы в небесную канцелярию», «Беседа у секретаря», «Разговор двух министров, земского суда канцеляристов», «Разговор о кукушке в суде», «Глухой паспорт», «Плач лаврских монахов» и «Синаксар на память пьяницам о изобретении горилки».
|
б) Классическая и сентиментальная литература
Дворянская литература этого периода развивалась в основном в русле нового культурного направления — классицизма, пришедшего на смену барокко. При всех общих чертах, присущих этому культурному общеевропейскому направлению, русский классицизм имел ряд своих характерных особенностей, поскольку:
1) идейной основой русского классицизма была борьба за русскую национальную государственность под эгидой абсолютного монарха;
2) практически всем литературным сочинениям был присущ высокий гражданственный пафос;
3) все наиболее крупные представители русского классицизма ставили интересы государства, долг перед Отечеством и служение обществу значительно выше любых личных и сословных интересов;
4) на литературное творчество большинства авторов сильное влияние оказали идеи европейского Просвещения;
5) во многих литературных произведениях значительное место занимали элементы едкой, доходящей иногда до крайности, сатиры;
6) русские литераторы значительно меньше своих европейских коллег обращались к античным и средневековым сюжетам и предпочитали отражать современную им действительность;
7) в эпоху классицизма возникла принципиально новая литература со сложившейся системой жанров: ода, элегия, басня, поэма, сатира, трагедия, комедия, повесть и роман.
|
Мы не можем согласиться с мнением ряда историков (П. Зырянов), что «в русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок». Действительно, в сравнении с «золотым веком» русской литературы или «серебряным веком» русской поэзии, классическая литература не дала столько выдающихся писателей и поэтов, а также всемирно известных литературных произведений, но все же думается, что данная оценка носит слишком предвзятый характер.
Выдающимся представителем русской литературы эпохи раннего классицизма был Антиох Дмитриевич Кантемир (1708;1744) — младший сын молдавского господаря Дмитрия Константиновича Кантемира, который получил прекрасное образование в Славяно-греко-латинской академии, после окончания которой поступил на службу в коллегию Иностранных дел. На дипломатическом поприще он быстро сделал блестящую карьеру и уже в 1732 г. был назначен послом Российской империи в Лондон. Тяжелая болезнь не позволила ему продолжить карьерный рост, он вынужден был подать прошение об отставке и через несколько лет скончался в Париже.
Наибольший интерес в творческом наследии этого пиита вызывают цикл стихотворных новелл (1729;1738), состоящий из девяти сатир, основной темой которых стали борьба с невежеством и спесью дворянских щеголей: «На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», «О воспитании» и «На человеческое злонравие вообще». В своих произведениях А.Д. Кантемир не только высмеивал различные пороки благородного сословия, но и был одним из первых, кто поставил на повестку дня вопрос о дворянских привилегиях и защите естественных, то есть данных от рождения, прав человека. А.Д. Кантемир был автором очень интересного религиозно-философского трактата «Письма о природе и человеке» и переводчиком знаменитой книги известного французского философа Б. Фонтенеля «Разговор о множестве миров», которая в силу ее «противности вере и нравственности» была запрещена к опубликованию по личному распоряжению Елизаветы Петровны.
|
Важным этапом в развитии русского классицизма стало творчество известного придворного пиита Василия Кирилловича Тредиаковского (1703;1769). Закончив, как и А.Д. Кантемир, Славяно-греко-латинскую академию, В.К. Тредиаковский уехал на учебу в Голландию, а затем во Францию
и стал студентом знаменитой Сорбонны, где в течение нескольких лет активно изучал философию, богословие и математику.
В 1730 г. он вернулся в Россию и по протекции князя А.Б. Куракина вскоре переехал в Петербург, где был принят на работу в Академию наук. В том же 1730 г. на средства своего благодетеля он издал первое свое произведение «Езда на остров любви», которое представляло собой перевод старинной книги французского писателя Поля Тальмана. А уже в 1733;1735 г. по заданию Академии наук он создал целый ряд теоретических трудов по проблемам русской словесности:
«Новый и краткий способ к сложению российских стихов»,
«Разсуждения об оде вообще», «Разсуждения о комедии вообще»
«Речь о чистоте русского языка».
Как придворный пиит В.К. Тредиаковский создал несколько десятков хвалебных од, посвященных важнейшим историческим событиям аннинской и елизаветинской эпох, написанных так называемым силлабо-тоническим стихосложением, за что в 1745 г. был избран первым русским академиком.
А среди самых крупных его произведений обычно называют знаменитую «Телемахиду» (1766), которая представляла собой вольный перевод «Приключений Телемаха» известного французского романиста и богослова Франсуа Фенелона, выполненный древнегреческим гекзаметром.
Долгие годы творчество В.К. Тредиаковского, который находился в крайне неприязненных отношениях с самим М.В. Ломоносовым, повергалось резкой критике. Ряд современных авторов (А. Курилов, В. Большухина, Ю. Шеина) преодолели столь критический настрой в оценке его творчества и утверждают, что именно В.К. Тредиаковский стал не только основоположником русской лирики нового времени, но родоначальником всего русского классицизма и одним из самых плодотворных идеологов и практиков русской буколической поэзии.
Выдающимся представителем русского классицизма и основателем отечественной драматургии был Александр Петрович Сумароков (1717;1777), который, будучи выходцем из знатной дворянской семьи, был сразу отдан на учебу в привилегированный Сухопутный шляхетский корпус.
Ко времени обучения в этом корпусе относятся первые его поэтические опыты, которые выразились в сочинительстве разных шутливых песенок на французский манер. После окончания учебы он поступил на службу в походную канцелярию фельдмаршала Б.Х. Миниха, а затем стал личным адъютантом графа А.К. Разумовского.
Но в конце 1740-х гг. он прервал блестящую военную карьеру и навсегда связал свою судьбу с литературным творчеством, дослужившись до чина действительного тайного советника и директора Российского театра в Петербурге.
В историю русской классической литературы А.П. Сумароков вошел как автор 9 трагедий: «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750), «Гамлет» (1755), «Пустынник» (1757), «Ярополк и Димиза» (1758), «Дмитрий Самозванец» (1761) и др., 12 комедий: «Опекун» (1765), «Лихоимец» (1768), «Рогоносец по воображению» (1772) и др., 400 басен и родоначальник пародийного жанра, отраженного в цикле «Вздорных од», в котором высмеивался «неистовый» одический стиль М.В. Ломоносова.
А.П. Сумароков вошел в историю классической литературы и как блестящий лирический поэт, литературный теоретик, критик и публицист, который во многих своих сочинениях ярко отразил самосознание дворянского сословия, его исконные права и привилегии, в том числе право на монопольное владение крепостными душами, которое он считал естественным и незыблемым. Ему не чужды были и критические выпады в адрес благородного сословия, которое он подвергал хлесткому осмеянию за его чванство, разврат, мздоимство и другие пороки.
В 1780-х гг. высокие патетические традиции классической литературы, заложенные А.П. Сумароковым, были продолжены и другими авторами, в частности, Яковом Борисовичем Княжниным, перу которого принадлежали такие известные трагедии и комедии, как «Дидона» (1769), «Росслав» (1784) «Вадим Новгородский» (1789;1793) и «Хвастун» (1784;1785).
По мнению историков литературы (А. Западов, Н. Захаров), в зрелый период творчества А.П. Сумарокова отчетливо видны признаки формирования нового литературного направления — сентиментализма, которое окончательно придет на смену классицизму в 1790-х гг. Особенно пышно сентиментализм любовных переживаний расцвел в творчестве таких его последователей, как Михаил Матвеевич Херасков, автора так называемых «слезных драм» и знаменитой эпической поэмы «Россиада» (1779),
Ипполит Федорович Богданович, перу которого принадлежит известная поэма «Душенька» (1783), пародирующая героические поэмы эпохи классицизма, и Василий Иванович Майков, который был автором ироикомических пародий и поэм «Игрок ломбера» (1763), «Нравоучительные басни» (1767) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771).
Дворянский сентиментализм достиг своего наивысшего расцвета в творчестве выдающегося русского писателя и историка Николая Михайловича Карамзина (1766–1826). В 1785 г., окончив престижную гимназию при Московском университете, он вступил в так называемую «новиковскую» масонскую ложу, и вскоре в журнале «Детское чтение», редактором которого был сам Н.Н. Новиков, опубликовал первую свою повесть «Евгений и Юлия». В 1789 г. он резко порвал с русскими масонами и уехал в Европу, где воочию увидев все «прелести» французской революции, стал убежденным монархистом.
Вернувшись в Россию, в 1792 г. он стал издавать «Московский журнал», где в том же году опубликовал свою самую известную повесть «Бедная Лиза», которая принесла ему большую популярность. Затем из-под пера Н.М. Карамзина вышли и другие повести — «Фрол Силин», «Наталья — боярская дочь» и «Письма русского путешественника», которые, по мнению историков литературы (Ю. Лотман, Н. Эйдельман), стали настоящим манифестом русского дворянского сентиментализма. Будучи ярким идеологом русского сентиментализма, Н.М. Карамзин полностью отвергал идейную основу классицизма — гипертрофированное выражение интересов государства в ущерб интересам личности и выступал за гуманное сочувственное отношение к человеку, его проблемам, чувственным переживаниям и душевным исканиям.
Надо признать правоту и тех современных авторов (Н. Захаров), которые утверждают, что русскому сентиментализму была свойственна идеализация «естественной простоты» и игнорирование острых социальных противоречий, существовавших в русском обществе в конце XVIII — начале XIX вв.
В 1802 г. Н.М. Карамзин основал исторический журнал «Вестник Европы», а уже в 1803 г. он становится придворным историографом молодого императора Александра I и полностью уходит от своих прежних, сугубо литературных занятий.
Во второй половине XVIII в. происходит становление так называемого мещанского сентиментализма, яркими представителями которого были Федор Александрович Эмин, автор любовного романа «Письма Эрнста и Доравары» (1766), Михаил Иванович Попов, написавший знаменитую комическую пьесу «Анюта» (1766) и «Краткое описание славянского баснословия» (1768), и Михаил Дмитриевич Чулков, перу которого принадлежали многие произведения, в том числе известный плутовской роман «Пригожая повариха» (1770).
Крупнейшим русским поэтом эпохи русского классицизма и сентиментализма был Гаврила Романович Державин (1743;1816). В 1762 г., окончив Казанскую гимназию, по примеру своего отца он посвятил себя ратному делу, дослужившись до адъютанта генерал-аншефа А.И. Бибикова. В 1777 г. он оставил ратную службу и, по собственным словам, «выбирал совершенно особый путь», который, впрочем, не помешал ему сделать блестящую гражданскую карьеру сначала в Сенате, а затем и на придворном поприще, где он стал статс-секретарем самой императрицы.
Первый литературный опыт Г.Р. Державина относится к 1779 г., когда в подражание ряду знаменитых пиитов, в том числе самому М.В. Ломоносову, он пишет несколько хвалебных од. В 1783 г. из-под его пера выходит знаменитая «Фелица», посвященная Екатерине II, которая не только принесла ему успех, но и стала отрицанием всех принципов классической поэзии прошлых десятилетий. С именем Г.Р. Державина историки литературы обычно связывают не только отрицание самих принципов классической поэзии, но и своеобразную революцию в стилистике стихотворного творчества, в приближении высокопарного литературного языка к нормам живой разговорной речи.
Среди самых известных поэтических произведений Г.Р. Державина следует упомянуть такие его оды и поэмы, как «На присоединение Крыма» (1783), «Видение мурзы» (1787), «Изображение Фелицы» (1789), «Властителям и судьям» (1790), «На взятие Измаила» (1791), «На Шведский мир» (1791), «Водопад» (1794), «Вельможа» (1794), «На взятие Варшавы» (1794) и знаменитый «Памятник» (1796).
Говоря о развитии русской литературы в этот период, нельзя не упомянуть и о творчестве самой Екатерины II (1729;1796), которая не только оставила богатое эпистолярное наследие и стала автором знаменитых «Записок», но и с успехом подвизалась на литературном поприще.
Ее перу принадлежали многочисленные философские трактаты, стихи, рецензии на книги, оперные либретто и даже сказки для детей. Но особое место в ее творчестве всегда занимало написание различных пьес и комедий, в которых она с особым удовольствием бичевала ханжество, суеверие, невоспитанность, дурновкусицу и другие скверные пороки человечества.
В литературной копилке матушки-императрицы сохранилось 18 пьес, многие из которых были направлены против московских масонских лож: «Именины госпожи Ворчалкиной», «О время», «Обольщенный», «Обманщик», «Шаман Сибирский» и другие. Однако, как верно заметил академик В.О. Ключевский, «в ее сочинениях не встретишь ничего, что бы поражало — ни бойкой мысли, ни даже счастливого оборота».