Со времен Петра I вся система просвещения в России стала принимать все более светский характер и ярко выраженную практическую направленность. Вместе с тем для податных сословий практически повсеместно сохранилась традиционная форма обучения — так называемые школы грамоты, в которых обучали только грамоте, чтению и письму.
Это обучение, как и в прошлые века, в основном проходило на базе чтения многочисленных «Часословцев» и «Псалтырей», а в роли учителей, как правило, выступали дьяконы и дьячки приходских храмов и церквей.
После смерти Петра I начальное образование в России претерпело значительные перемены не в лучшую сторону.
В частности, во времена Анны Иоанновны были ликвидированы все цифирные школы, в которых обучались дети крестьян и посадских людей, а все начальное образование постепенно было сконцентрировано в гарнизонных и епархиальных школах, которые потеряли общедоступный характер и приобрели черты закрытых корпоративных учебных заведений.
В епархиальных школах по-прежнему изучали основы богословия, грамматику, риторику, гражданскую и священную историю. А в гарнизонных школах, помимо обучения чтению, грамматике и арифметике, преподавали основы геометрии, фортификации и артиллерии.
Гораздо большее внимание при преемниках Петра стало уделяться обучению дворянских детей в закрытых учебных заведениях. Во времена Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны было открыто несколько престижных, причем сугубо сословных, дворянских учебных заведений, таких, как Сухопутный шляхетский кадетский корпус (1731), Морской шляхетский корпус (1752), Инженерно-артиллерийский шляхетский корпус (1758), созданный на базе артиллерийской и инженерной школ, и знаменитый Пажеский корпус (1759), в котором готовили камер-юнкеров и камер-пажей для императорского двора.
|
Помимо этого, дворянских детей обучали в частных пансионах, а также на дому. В середине XVIII в. становится очень модным приглашать учителями иностранцев, особенно французов, что впоследствии приобретет поистине уродливые черты.
Важнейшим событием культурной жизни страны стала организация и открытие первого высшего гражданского учебного заведения — Императорского Московского университета. Основателем этого университета был влиятельный елизаветинский вельможа и фаворит, граф Иван Иванович Шувалов (1727&;1797) — известный русский меценат, основатель и первый президент Российской Академии художеств. А идейным вдохновителем этого проекта стал гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711&;1765), который разработал сам проект организации и устав университета, а также добился, чтобы он стал бессословным и чисто светским учебным заведением, без преподавания в его стенах богословия и других «церковных наук».
Императорский указ об открытии Московского университета был подписан Елизаветой Петровной 23 января 1755 г., в день святой великомученицы Татьяны Римской, — ангела-хранителя матери графа И.И. Шувалова, который был назначен его куратором и попечителем. Первоначально в университете было всего три факультета — философский, юридический и медицинский, на которых изучали анатомию, химию, экспериментальную и теоретическую физику, юриспруденцию, политические учения, русскую и всеобщую историю, философию, логику и риторику.
|
Общий курс обучения составлял всего три года и по его окончании все выпускники, получив государственный аттестат, определялись на гражданскую службу.
Для подготовки будущих студентов при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями — для дворянских отроков и разночинцев.
В этой гимназии изучали русский, латинский и один из европейских языков, математику, словесность и историю.
Образование и в гимназии, и в самом университете велось только на русском языке, что существенно отличало их от всех европейских университетов, где преподавание всегда велось только на латыни.
Для обучения гимназистов и студентов создавались специальные учебные пособия, в том числе учебники по математике (Д. Аничкова), физике (П. Страхова) и географии (X. Чеботарева), а также знаменитая книга С. Пуфендорфа «О должностях человека и гражданина», содержащая нормы нравственных и общественных правил поведения людей.
Приложил руку к написанию учебных пособий для студентов и гимназистов и сам академик М.В. Ломоносов, который был автором таких известных учебных книг, как «Риторика» (1745), «Российская грамматика» (1755) и «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1757).
С момента своего основания Московский университет стал не просто учебным заведением, но и крупным центром национальной науки, где преподавали сам М.В. Ломоносов и такие крупные ученые, как профессора Семен Ефимович Десницкий, Дмитрий Сергеевич Аничков, Николай Никитович Поповский, Анатолий Алексеевич Барсов и другие. При университете были созданы собственная типография, книжная лавка и издательство газеты «Московские ведомости», выходившей в 1756–1917 гг.
|
Новый этап в развитии отечественного просвещения связан с именем одного из выдающихся государственных и общественных деятелей екатерининской эпохи, графа Ивана Ивановича Бецкого (1704;1795).
Этот известный сподвижник Екатерины II сыграл выдающуюся роль в реформе всей системы российского образования. В феврале 1764 г. по поручению императрицы граф И.И. Бецкой, назначенный в то время президентом Императорской Академии искусств, подготовил и представил на высочайшее имя доклад «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который вскоре приобрел силу закона.
Опираясь на идеи французских просветителей и выдающихся представителей европейской педагогической мысли, в частности К. Гельвеция, А. Локка и Я.А. Коменского, граф И.И. Бецкой предложил создать для воспитания «новой породы» людей целую сеть закрытых сословных учебных заведений для детей дворян, купцов, мещан, духовенства и т. д.
Предполагалось, что именно в таких закрытых заведениях, основанных на полном пансионе, в течение двенадцати лет отроки будут обучаться основам всех известных наук, с особым акцентом на предметы гуманитарного цикла. Сам И.И. Бецкой особо подчеркивал, что в основу этих заведений должны быть положены принципы добровольности и полного отсутствия телесных наказаний для провинившихся учеников.
Частично эти идеи были реализованы в ходе создания новых уставов Сухопутного и Морского шляхетских корпусов (1766) и основания Московского воспитательного дома (1767), Коммерческого (Демидовского) училища при Воспитательном доме в Москве (1779), училища ваяния и зодчества при Академии художеств в Петербурге (1776), четырех новых кадетских (шляхетских) корпусов и двенадцати «благородных» пансионов, созданных в конце 1770-х — начале 1780-х гг.
Кроме того, в историю русской культуры граф И.И. Бецкой вошел и как активный поборник женского образования. По его инициативе в Петербурге были открыты знаменитый Смольный институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764) и Екатерининский институт для девиц купеческого и мещанского звания (1765), а в Москве наподобие петербургской Танцевальной школы (1738) была создана Балетная школа при Воспитательном доме (1773). Бурная просветительская деятельность И.И. Бецкого так и не смогла решить многие вопросы начального образования. Поэтому в 1782 г. для решения этой животрепещущей проблемы по распоряжению Екатерины II была создана специальная «Комиссия об учреждении училищ», которую возглавил сенатор граф П.В. Завадовский.
По завершении работы этой «Комиссии» в 1786 г. императрица утвердила «Устав народных училищ», в соответствие с которым:
1) Во всех уездных городах Российской империи создавались так называемые «малые» двухклассные народные училища, в которых обучали чтению, письму и священной истории.
2) Во всех губернских городах страны были созданы так называемые «главные» четырехклассные народные училища, в которых изучали грамматику, арифметику, геометрию, механику, физику, географию, российскую и всеобщую историю и основы гражданской архитектуры. Помимо этого, учащимся этих училищ прививались навыки делопроизводства и составления деловых писем.
3) Важным результатом этой реформы стало то, что впервые в России вводились учебные планы и классно-урочная система обучения, а также гораздо большее внимание стали придавать самой методике преподавания учебных дисциплин.
Во времена Екатерины II были открыты еще несколько высших учебных заведений, в частности Горное училище (1773) и Российская академия русского языка и грамматики (1783), президентом которой стала выдающаяся сподвижница и давняя подруга матушки-императрицы Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова (1744;1810). Кроме того, во второй половине XVIII в. были открыты духовные коллегиумы, семинарии, орденские школы и кадетские корпуса в Киеве, Харькове, Чернигове, Могилеве, Витебске, Гродно и других крупных городах Малороссии, Новороссии и Белоруссии.
Всего же к концу правления Екатерины II в России насчитывалось около 550 учебных заведений, где обучались свыше 60 тыс. человек, в том числе 316 народных училищ, 65 духовных семинарий и около 60 закрытых дворянских корпусов и пансионов.
Во времена Екатерины II возникли и первые учебные заведения для подготовки педагогических кадров. В 1779 г. была основана учительская семинария при Московском университете, а в 1782 г. открыто Главное народное училище для подготовки кадров учителей губернских и уездных народных училищ.
Создание Петербургской Академии наук и стремительное развитие мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской национальной науки.
Обстановка, сложившаяся в Академии наук во времена Петра II и Анны Иоанновны, где господствующее положение заняли остзейские немцы, была крайне напряженной.
Первым президентом Петербургской Академии наук стал бывший лейб-медик Петра I Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост, который занимал этот пост почти девять лет (1725;1733). Его поочередно сменили три влиятельных приятеля всесильного временщика герцога Э.И. Бирона — бароны Герман Кейзерлинг (1733;1734), Иоганн Корф (1734;1740) и Карл Бреверн (1740–1741).
Весь аннинский период Академией наук руководил начальник ее канцелярии Иван Данилович Шумахер, который чинил в ее стенах такой грубый произвол, что вынудил покинуть Петербург многих крупных европейских ученых, в том числе академиков Д. Бернулли, Л. Эйлера и Я. Германа.
С воцарением Елизаветы Петровны ситуация в Академии наук резко изменилась к лучшему, поскольку ее президентом стал брат ее давнего фаворита, граф Кирилл Григорьевич Разумовский, а ее адъюнктами стали два выдающихся русских ученых, будущие академики М.В. Ломоносов и Г.Н. Теплов.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 г. в далекой поморской деревне неподалеку от Холмогор, и уже будучи вполне зрелым юношей, в 1730 г., выхлопотав себе так называемый «годовой» паспорт, с одним из рыбных обозов направился в далекую Москву. Здесь в 1731 г. он поступил на учебу в Славяно-греко-латинскую академию, которую окончил досрочно всего за пять лет, и в 1736 г. благодаря протекции вице-президента Священного синода Феофана Прокоповича, который был ректором этой академии, в числе двенадцати лучших учеников был послан на учебу в петербургскую гимназию при Академии наук.
После окончания гимназии в 1737 г. он уехал на учебу в Германию, где пробыл без малого пять лет и получил прекрасное образование сначала в Марбурге у профессора Г. Вольфа, а затем во Фрайбурге у профессора И. Генкеля. Закончив обучение в Германии, в июне 1741 г. М.В. Ломоносов вернулся в Петербург, где стал адъюнктом профессора физики В. Крафта, в 1745 г. был утвержден профессором химии, а затем был избран действительным членом Академии наук.
В историю русской науки и культуры М.В. Ломоносов вошел как выдающийся ученый-энциклопедист, который сделал целый ряд блестящих научных открытий в совершенно разных областях научных знаний.
В физике: впервые сформулировал общий закон сохранения материи и движения, имевший огромное значение для познания всего процесса мироздания, создал учение о теплоте как о молекулярном движении и написал известный труд «О явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» или «О происхождении атмосферных элементов и о борьбе с ними» (1753).
В астрономии и технике: спроектировал и создал огромное количество приборов, которые позволили ему сделать ряд крупных научных открытий, в том числе перископ и метеорологический самописец, и написал ряд известных научных работ, в частности «О происхождении света, новую теорию о цветах представляющее» (1756) и «Явление Венеры на Солнце наблюденное» (1761).
В минералогии: сделал целый ряд выдающихся научных открытий, написал блестящие исследования
«О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном» (1745) и «О рождении металлов от трясения Земли»
(1757), опубликовал знаменитый университетский учебник «Первые основания металлургии, или рудных дел»
(1757), а также ввел в научный оборот такие понятия, как «атмосфера», «горный хребет», «удельный вес», «чернозем» и другие.
В географии: впервые высказал мысль о необходимости и реальной возможности освоения морского пути по Северному Ледовитому океану, которую подробно изложил в своей работе «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763).
В химии: открыл закон сохранения массы вещества при химической реакции, заложил основы атомно-молекулярного учения и физической химии, создал первую в России химическую лабораторию и написал знаменитое произведение «Слово о пользе химии» (1751).
В филологии и литературе: он не только стал автором целого ряда блестящих теоретических работ, таких как
«Письма о правилах российского стихотворства» (1739),
«Риторика» (1745)
«Российская грамматика» (1755), но и заложил основы русского литературного языка.
Кроме того, он внес большой личный вклад в развитие русской поэзии, прославившись как выдающийся пиит и драматург. Его перу принадлежали такие известные произведения, как «Ода на взятие Хотина» (1735), «Ода на восшествие на престол Елизаветы Петровны» (1741), поэмы «Похвальное слово Петру Великому» (1755) и «Петр Великий» (1761), трагедии «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонт» (1751), которые затем войдут в его «Собрание разных сочинений в стихах и прозе» (1752), а также знаменитые сатирические антицерковные трактаты «Гимн бороде» (1755) и «О пользе книг церковных в российском языке» (1757) и многие другие.
В истории: стал одним из родоначальников отечественной историографии не только как автор «Краткого Российского летописца» (1760) и «Древней Российской истории» (1763–1765), но и как яростный противник норманнской теории, активными проводниками которой были два немецких ученых Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер.
М.В. Ломоносов всегда уделял огромное внимание подготовке и выдвижению национальных кадров русской науки, поэтому, помимо своей научной деятельности, он постоянно читал лекции студентам Петербургской Академии наук и Московского университета.
Во многом благодаря ему русская научная мысль обогатилась открытиями и трудами видных математиков М.Е. Головина и С.К. Котельникова, астронома С.Я. Румовского, географа И.И. Лепехина, биолога А.М. Шумянского, минеролога В.М. Севергина, филолога и лингвиста А.А. Барсова, правоведов и философов С.Е. Десиницкого и А.Я. Поленова и многих других выдающихся ученых.
В Петербургской Академии наук успешно работали и многие иностранные ученые, в частности два гениальных немецких математика — Леонард Эйлер, создавший блестящие научные труды в области интегрального исчисления, теории баллистики, гидродинамики и кораблестроения, и Даниил Бернулли, который был автором фундаментальных трудов по теории баллистики и расширения газов.
Вторая половина XVIII в. стала временем выдающихся изобретений и технических открытий во многих областях знаний. Например, калужский купец Родион Иванович Глинков изобрел механический двигатель для прядильно-чесальных машин, горный инженер Березовского рудника Кузьма Дмитриевич Фролов создал водяные лесопильню, рудо- и водоподъемники и изобрел рельсовую систему самодвижущихся вагонеток, а инженерный капитан-поручик одного из алтайских металлургических заводов Иван Иванович Ползунов сконструировал первую в мире универсальную паровую машину и впервые сформулировал закон термодинамики об эквивалентности работы и теплоты.
Самым знаменитым изобретателем той эпохи был главный механик Петербургской Академии наук Иван Петрович Кулибин, который вошел в историю русской технической мысли как непревзойденный мастер часового дела, создавший изумительные по своей точности и красоте часовые механизмы. Настоящим шедевром часового и ювелирного искусства по праву считаются его астрономические часы, которые одновременно показывали время года, месяц, день, часы, минуты и секунды, а также фазы Луны, время восхода и захода солнца в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, И.П. Кулибин разработал проект оригинального арочного деревянного моста через Неву, создал сеялку, семафорный телеграф, механическую коляску, первый прожектор, гидросиловые установки и многое другое.
После смерти Петра I была продолжена традиция организации и проведения широкомасштабных научных экспедиций, которые оказали огромное влияние на развитие всей национальной науки. Еще в 1724 г. по указу Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция, которую возглавили капитан-командор Витус Беринг и капитан-лейтенант Алексей Ильич Чириков. В ходе этой экспедиции, которая продолжалась более трех лет (1724–1727), был проложен первый морской путь вдоль восточных берегов Камчатки и южного и восточного берегов Чукотки.
В 1733–1743 гг. была проведена Вторая Камчатская экспедиция, которая состояла из трех самостоятельных групп:
• Первая группа, то есть собственно Камчатская экспедиция, во главе с В. Берингом и А.И. Чириковым подробно исследовала северное и восточное побережье Сибири и Северной Америки и вторично, после экспедиции С.И. Дежнева, открыла знаменитый пролив между Азией и Америкой, получивший впоследствии имя самого В. Беринга, трагически погибшего на Командорских островах в 1741 г.
• Вторая группа, или «Северная экспедиция» в составе пяти отрядов под руководством братьев Дмитрия Яковлевича и Харитона Прокопьевича Лаптевых, Семена Ивановича Челюскина, Василия Васильевича Прончишева, Степана Гавриловича Малыгина и Дмитрия Леонтьевича Овцына практически полностью обследовала и нанесла на карты все северное побережье Сибири и Дальнего Востока, омываемое Северным Ледовитым океаном.
• Третья группа, или так называемая «Великая Сибирская экспедиция» Герхарда Фридриха Миллера за десять лет своей работы (1733–1743) собрала огромную и чрезвычайно интересную коллекцию ценнейших архивных материалов, растений и полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока. В числе участников этой экспедиции был и Сергей Петрович Крашенинников, который в течение четырех лет подробно изучил флору и фауну Камчатки и позднее создал уникальный труд «Описание земли Камчатки» (1756).
В 1730;1740-х гг. под руководством академика П.С. Палласа были проведены несколько этногеографических экспедиций в Поволжье, на Урал и в Крым, а экспедиции под руководством академика И.И. Лепехина провели детальное изучение районов Средней и Нижней Волги, Оренбургского края и реки Яик, Южного Урала и Белого моря, в ходе которых был собран и систематизирован огромный материал по экономике, географии и этнографии этих отдаленных регионов страны.
В 1740;1750-х гг. были организованы и проведены еще ряд крупных научно-исследовательских экспедиций, в ходе которых был собран и обработан грандиозный материал по географии, минералогии, зоологии, ботанике и этнографии Урала, Сибири, Поволжья и других отдаленных уголков страны. Среди этих экспедиций особо следует отметить:
• экспедиции академика И.П. Фалька в верховья Оби и Иртыша, Оренбургский край, Алтай и на Северный Кавказ;
• экспедицию профессора А. Берданса в Киргизскую степь;
• экспедицию профессора И.П. Грегори в Башкирию, Алтай и на озеро Байкал;
• экспедицию академика С.Г. Гмелина на Дон, в низовья Волги и побережье Каспийского моря;
• экспедицию профессора Н.Я. Озерецковского в Новгородскую и Псковскую губернии и в Карелию
• экспедицию профессора В.Ф. Зуева в Северное Причерноморье и Крым.
Позднее по итогам этих экспедиций будут созданы блестящие научные труды в разных отраслях знаний, в частности знаменитый четырехтомный труд академика С.Г. Гмелина «Флора сибирская» (1749), где были подробно описаны более 2000 растений этого богатейшего региона страны.
Середина — вторая половина XVIII в. стали временем становления и развития русской исторической науки. Огромная заслуга в этом принадлежала выдающемуся русскому государственному деятелю и первому профессиональному историку Василию Никитичу Татищеву (1686–1750), который в 1720—1740-х гг. на основе подлинных исторических источников создал знаменитую пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен», которая была опубликована академиком Г.Ф. Миллером только в 1767;1768 гг.
При написании своего фундаментального труда В.Н. Татищев впервые открыл и ввел в научный оборот многие памятники древнерусской письменности, в том числе Лаврентьевскую и Ипатьевскую летописи, Краткую редакцию «Русской Правды», Судебник Ивана Грозного, указ Федора Иоанновича «О заповедных годах» (1592) и другие уникальные документы, ряд которых впоследствии были навсегда утеряны для потомков.
Именно этим и уникален труд В.Н. Татищева, поскольку, по свидетельству исследователя его творчества профессора А.Г. Кузьмина, он дает прекрасную возможность соотнести данные сохранившихся и утерянных древнейших летописных сводов и восстановить более реальную канву многих исторических событий Древней Руси. В.Н. Татищев был автором целого ряда острых публицистических работ, например, «О правлении государственном» (1730), а также первого русского энциклопедического словаря — «Российского лексикона», который содержал толкование различных исторических, географических и политических терминов.
Вслед за В.Н. Татищевым вскоре появились и другие исторические исследования, в частности:
• «Происхождение имени и народа российского», «Замечание на сочинение Вольтера «Петр Великий»», «Писание стрелецких бунтов», «Древности Российской истории» и «Краткий Российский летописец» М.В. Ломоносова.
• «О повреждении нравов в России» и «История Российская с древнейших времен» князя Михаила Михайловича Щербатова.
Первая его работа, которая была опубликована А.И. Герценом под названием «О дворцовом разврате» только в 1857 г., была полностью посвящена осуждению всех петровских преобразований.
А вторая, семитомная, но незавершенная работа, была построена по типу «Книги степенного царского родословия», т. е. по княжениям и царствованиям правителей Руси, и основана на летописных сводах и официальных источниках, т. е. княжеских духовных и договорных грамотах, статейных списках и т. д.
• «Примечания на книгу господина Леклерка "История древния и нынешния России"» Ивана Никифоровича Болтина, которой, не будучи профессиональным историком, все же внес определенный вклад в отечественную историографию и развитие источниковедения.
• «Деяния Петра Великого» в 12-ти томах и «Дополнения к деяниям Петра Великого» в 18-ти томах курского купца Ивана Ивановича Голикова, которые ценны, прежде всего, тем, что здесь был собран колоссальный источниковедческий материал по петровской эпохе.
• «История Сибири» академика Герхарда Фридриха Миллера, который вошел в историю русской науки как крупный ученый, заложивший основы отечественной археографии и опубликовавший множество архивных документов, в том числе Никоновскую летопись (XVI в.), «Степенную книгу» (XVI в.) и начал публикацию «Истории Российской» В.Н. Татищева.
В середине — второй половине XVIII в. благодаря работам Николая Никитича Поповского («Речи о пользе и важности теоретической философии»), Дмитрия Сергеевича Аничкова («О происхождении религии»), Семена Ефимовича Десницкого («Рассуждения»), Якова Петровича Козельского («Философские предложения») и Григория Саввича Сковороды («Разговор дружеский о душевном мире») произошли существенные сдвиги в развитии научной философии. Хотя в целом надо признать, что воззрения всех этих выдающихся мыслителей были основаны на механистическом материализме, поскольку они еще не смогли подняться до уровня диалектического мышления. Иными словами, признавая первичность материи, ее бесконечность в пространстве и времени, они даже не подозревали о законах диалектики, которые будут открыты великим немецким философом Г. Гегелем только в 1806–1821 гг. в его знаменитых работах «Философия природы», «Философия духа», «Философия права» и «Философия истории».