После смерти Петра I в русской архитектуре были продолжены славные традиции орденского стиля и стиля голландского барокко, которые ярко проявились при строительстве основанного и любимого им «парадиза» — Санкт-Петербурга. Поэтому ведущие позиции в архитектурном творчестве аннинской эпохи вновь занимали два выдающихся зодчих петровского времени Михаил Григорьевич Земцов и Иван Кузьмич Коробов.
По их проектам в Петербурге и Москве были достроены здания Адмиралтейства (1732;1738), Кунсткамеры (1734) и Двенадцати коллегий (1741), а также возведены изумительная церковь Симеона и Анны на Моховой (1731&;1734), церковь Вознесения (1741–1743) и Елизаветинский дворец в Лефортове (1740;1742).
С середины XVIII в. ведущим направлением русского зодчества становятся барокко и его поздняя разновидность — рококо, для которых было характерно обилие внешнего и внутреннего декора, выполненного из позолоченных гипсовых и деревянных элементов. В отличие от барокко, для рококо было характерно наличие огромного количества мелких декоративных деталей и разнообразных «морских» раковин, которые являлись отличительным признаком этого архитектурного стиля, который особо пышно расцвел в елизаветинскую эпоху.
В этот период значительную роль в развитии национального искусства сыграл известный филантроп граф И.И. Шувалов, по протекции которого в 1757 г. была открыта Академии трех знатных художеств. Первоначально президентом этой Академии стал сам всесильный фаворит, который подарил академической библиотеке блестящую коллекцию книг по истории античного и европейского искусства, а также уникальное собрание картин, состоящих из известных полотен X. Рембрандта, П. Рубенса, А. Ван Дейка, П. Веронезе и других великих европейских живописцев.
|
Он же пригласил на работу в Академию многих знаменитых европейских архитекторов, скульпторов и живописцев, в том числе Ф. Жилле, С. Торелли, Ф. Фонтебассо и Ж.Б. Валлен-Деламота.
В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую Императорскую Академию художеств, которая на долгие годы стала законодателем художественной моды и идей.
В разное время эту Академию закончили многие выдающиеся архитекторы, скульпторы и живописцы, в том числе И.Е. Старов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Ф.И. Шубин, А.П. Лосенко, Д.Г. Левицкий и многие другие.
Вторая половина XVIII в. стала временем расцвета творчества целой плеяды выдающихся русских зодчих, среди которых безусловное первенство принадлежало Бартоломео Франческо Растрелли (1700;1771). В историю русского и мирового искусства Б.Ф. Растрелли вошел как автор целого ряда блистательных архитектурных ансамблей и культовых зданий, построенных в стиле позднего барокко, таких, как Летний императорский (аннинский) дворец в Лефортово (1731;1740), Большой императорский дворец в Петергофе (1747;1752), ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748–1754) и его кафедральный Смоленский собор (1746;1757), Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (1752;1757), Никольский собор в Петербурге (1753;1762), дворец Петра III в Ораниенбауме (1758;1762), дворцы влиятельных елизаветинских вельмож графа С.Г. Строганова и графа М.И. Воронцова в Петербурге (1749–1757), Андреевская церковь на Владимирской горке (1747–1754) и Мариинский дворец (1754;1756) в Киеве и многих других.
|
Вершиной творческого гения Б.Ф. Растрелли по праву считается официальная резиденция русских императоров и императриц — Зимний дворец в Петербурге, построенный в 1754;1762 гг.
Еще одним выдающимся зодчим, работавшим в стиле позднего барокко, был Антонио Ринальди (1710–1794), который прибыл в Россию по личному приглашению малороссийского гетмана графа К.Г. Разумовского, для которого в гетманской «столице» городе Батурине он возвел изящный Гетманский, или Путевой дворец (1752;1754).
Затем он уехал в Петербург, где создал прекрасную галерею дворцово-парковых ансамблей: «Китайский дворец» с Верхним парком (1762;1768) и «Катальную горку» (1762–1774) в резиденции Екатерины II в Ораниенбауме, Гатчинский дворец графа Г.Г. Орлова (1766;1781), Мраморный дворец на Марсовом поле в Санкт-Петербурге (1768–1785) и другие ансамбли.
Кроме того, по его проекту был возведен и Екатерининский дворец в Лефортово (1771–1781), строительством которого руководил другой известный архитектор К.И. Бланк.
Надо отметить тот примечательный факт, что если в екатерининских постройках отчетливо видны характерные приемы стиля рококо, то в архитектуре дворцово-парковых ансамблей Гатчины и Петербурга уже отчетливо заметны элементы раннего классицизма.
А. Ринальди отдал дань уважения и культовому зодчеству, возведя в Петербурге изумительный Князь-Владимирский собор (1774;1776) и очень необычную по своей архитектуре и внешнему убранству Чесменскую церковь (1777;1780).
Выдающимся представителем русского барокко был главный архитектор Москвы Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719;1774). К большому сожалению, до наших дней сохранились только две его постройки: элементы Кузнецкого моста через реку Неглинку (1754;1757) и пятиярусная колокольня Троице-Сергиева монастыря под Москвой (1741–1768).
|
Но хорошо известно, что именно он проектировал и строил знаменитые Триумфальные, или Красные ворота в Москве (1753–1757).
Кроме того, будучи блестящим педагогом, Д.В. Ухтомский создал известную архитектурную школу, в которой учились выдающиеся представители русского классицизма А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов, В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.
Известными русскими зодчими, работавшими в стиле позднего барокко, были Иван Федорович Мичурин, который был автором знаменитого Успенского собора в Свенском монастыре под Брянском (1749–1758) и соавтором Андреевской церкви в Киеве (1747–1754), Савва Иванович Чевакинский, построивший в Петербурге изумительный собор Николы Мокрого (1753;1762) и дворец графа П.Б. Шереметева на берегу Фонтанки («Фонтанный дом») (1750), и Карл Иванович Бланк, который построил в Москве знаменитый Воспитательный дом (1764–1781) и несколько известных культовых зданий — храм Николая Чудотворца в Звонарях (1761), храм Екатерины на Всполье (1766;1775) и храм Троицы в Серебряниках (1768;1781).
Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета нового архитектурного стиля — классицизма, в основу которого были положены приемы и принципы античной архитектуры, обогащенные великим итальянским зодчим эпохи Возрождения Андреа Палладио в его знаменитом трактате «Четыре книги об архитектуре» (1570). Для нового архитектурного стиля были характерны одновременная простота и строгость форм в сочетании с основными элементами ордерного стиля — колоннами, портиками, порталами и фронтонами.
Главным законом новой классической архитектурной композиции стали симметрия всех составных частей возводившегося здания, а также особо изящное исполнение парадного входа, который оформлялся в виде портика, т. е. выступающей части здания с колоннами и фронтоном.
По мнению искусствоведов и историков искусства (А. Михайлов, Б. Краснобаев, О. Евангулова), повышенный интерес новому архитектурному стилю был вызван не столько эстетическими соображениями, сколько элементарным практицизмом. Дело в том, что после издания знаменитого манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г., многие дворяне, сбросив с себя опостылевшее бремя обязательной государственной службы, с особым энтузиазмом занялись обустройством собственного быта.
Поскольку изысканно сложные формы барочной архитектуры требовали огромных средств и искусных мастеров, элементарный расчет и практицизм победили прежнюю страсть к изящному великолепию.
Кризис барокко заставил искать более рациональную и экономную архитектуру. Поэтому античное зодчество с его неброской выразительностью, строгостью, но в то же время особой элегантностью форм стало идеалом нового архитектурного стиля. Большую роль в становлении нового архитектурного стиля и его эстетики сыграла книга известного немецкого искусствоведа Иоганна Винкельмана «История искусства древности» (1764), а также приезд в Россию известного французского архитектора Жана Батиста Валлена-Деламота.
Отечественные искусствоведы традиционно выделяют три этапа в развитии русского классицизма.
• Первый этап (1760–1780) — так называемый ранний классицизм (или неоклассицизм), который сохраняет ряд характерных черт, присущих барокко и рококо.
• Второй этап (1780;1800) — так называемый строгий классицизм, для которого была характерна творческая бескомпромиссность и строгое следование основным элементам античного зодчества.
• Третий этап (1800–1840) — так называемый высокий или поздний классицизм, который постепенно начинает утрачивать свои особо характерные черты, переродившись в так называемый академизм.
Талантливыми русскими зодчими, органически соединившими в своем творчестве и элементы позднего барокко, и элементы неоклассицизма, были Федор Семенович и Павел Иванович Аргуновы — крепостные графов Шереметевых. Первый вошел в историю русского искусства как автор знаменитой усадьбы Петра Борисовича Шереметева в подмосковном селе Кусково (1769–1775), а второй — как автор не менее знаменитого дворца его сына Николая Петровича Шереметева в подмосковном селе Останкино (1792;1798).
Вся вторая половина XVIII в. стала временем создания многочисленных, поражающих своим великолепием и роскошью дворцово-парковых ансамблей дворянской знати, созданных талантом и трудом многих выдающихся зодчих, в том числе Е.С. Назарова, А.Ф. Миронова, Г.Е. Дикушина, Ю. Фельтона, Ч. Камерона, П. Гонзаго, Ш. Герна и других.
Среди этих дворцово-парковых ансамблей особого внимания заслуживают Павловский дворец под Петербургом (1782;1786), «Храм дружбы» в Павловске (1780―1799), усадьба князя Н.А. Голицына в подмосковном Архангельском (1790;1795) и усадьба барона A.Г. Демидова в Петровском-Алабино (1792–1797).
Видным представителем русского неоклассицизма был выдающийся французский зодчий Жан Батист Валлен-Деламот, который почти два десятка лет проработал в Петербурге, где возвел здания Гостиного двора (1761;1785) и Малого Эрмитажа (1764–1767), а также участвовал в строительстве Академии художеств (1764;1788) и так называемой «Новой Голландии» (1765–1780) — комплекса портовых зданий и построек на берегу Финского залива.
В числе блестящих зодчих нового архитектурного направления следует также назвать:
• Ивана Егоровича Старова, автора Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге (1778–1790) и знаменитого Таврического дворца (1783;1790), подаренного Екатериной II фельдмаршалу князю Г.А. Потемкину, который по праву считается шедевром русского классицизма;
• Джакомо Кваренги, который построил в Петербурге Английский дворец (1781–1794), Эрмитажный театр (1783;1787), здание Российской Академии наук (1783;1789), Инженерный замок (1796;1802) и Александровский дворец в Царском Селе (1792;1796).
В плеяде знаменитых зодчих второй половины XVIII в. особо почетное место принадлежит двум великим русским архитекторам В.И. Баженову и М.Ф. Казакову.
Василий Иванович Баженов (1738–1799) родился в Москве в семье священника одной из кремлевских церквей и рано проявил свои таланты живописца. В 1755 г. он поступил на учебу в школу Д.В. Ухтомского, а затем в 1759 г. стал слушателем курсов при Петербургской Академии художеств, откуда был направлен на учебу во Францию и Италию. Проведя за границей почти семь лет, он не только с успехом закончил Французскую академию художеств и Римскую национальную академию изящных искусств, но и стал действительным членом Флорентийской и Болонской академий.
В 1765 г. он вернулся в Россию, где практически сразу был избран членом Петербургской Академии художеств. Столь блестяще начатая карьера в итоге оказалась драматичной, поскольку большинство его изящных архитекторских проектов так и не были реализованы.
Эта горькая истина, прежде всего, относится к двум самым знаменитым проектам — Большого императорского дворца на территории Московского Кремля (1767;1775) с великолепным каскадом фонтанов, спускавшимся к Москве-реке, и подмосковной резиденции Екатерины II в селе Черная Грязь, или Царицыно (1775;1785), которая была разобрана по прихоти императрицы спустя десять лет после начала строительных работ.
Из реализованных проектов B. И. Баженова настоящими шедеврами русского классицизма стали знаменитый Дом Пашкова в Москве (1784–1786) и Михайловский замок в Петербурге (1797;1800), который после смерти мастера достроил известный зодчий В.Ф. Бренна.
В исторической науке до сих пор нет ясного ответа на вопрос о том, почему многие проекты В.И. Баженова так и остались на бумаге. «Таинственный ларчик» открывается просто: Екатерина II никогда не доверяла этому именитому архитектору-масону и главе «Экспедиции кремлевского строения» за его особо доверительные отношения с Н.И. Новиковым и цесаревичем Павлом Петровичем. В результате гениальный творческий потенциал выдающегося мастера стал жертвой его политической неблагонадежности.
Матвей Федорович Казаков (1738–1812) тоже родился в Москве, и как многие его коллеги, получил основы образования в архитектурной школе Д.В. Ухтомского. Затем в течение восьми лет (1767–1775) он был членом творческой команды В.И. Баженова, создававшего проект Большого Кремлевского дворца.
А после закрытия этого проекта М.Ф. Казаков пустился в «одиночное плавание» и сразу создал изумительный по своей архитектуре и внешнему декору Путевой дворец («Петровский замок») в Москве (1775;1782), в котором изящно соединил основные элементы классицизма с элементами псевдоготики.
Фортуна всегда благоволила к этому великому архитектору, и за свою долгую творческую жизнь он создал в Москве целую галерею прекрасных архитектурных ансамблей: здания Сената (1776–1787) и Арсенала (1783–1787) в Московском Кремле, старое здание Московского Императорского университета на Моховой (1786;1793), дом-усадьбу барона П.А. Демидова в Нескучном саду (1779;1791), дом-усадьбу князя В.М. Долгорукова на Охотном ряду (1775–1779), которое в 1784 г. было выкуплено московским дворянским собранием на имя князя А.Н. Голицына и стало главным зданием Благородного дворянского собрания, генерал-губернаторский дом графа З.Г. Чернышева на Тверской (1782), здание Голицынской больницы у Калужской заставы (1796–1801), дворец-усадьбу графа Н.П. Шереметева в Мещанской слободе (1792–1803), дом-усадьбу княгини В.Ф. Гагариной у Петровских ворот (1792;1797) и целый ряд других выдающихся построек. Вне пределов Москвы он построил знаменитый Путевой императорский дворец в Твери (1764–1766) и дом-усадьбу И.С. Барышникова в селе Алексино под Дорогобужем (1797–1802).
М.Ф. Казаков отдал дань уважения и культовой архитектуре, построив в Москве несколько прекрасных храмов, в том числе собор митрополита Филиппа на Второй Мещанской (1777–1788), храм Вознесения на Гороховом поле (1790–1793) и церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791–1803). В 1801 г. М.Ф. Казаков вышел в отставку и возглавил архитектурную школу, созданную В.И. Баженовым, которая в 1805 г. была преобразована Высшее архитектурное училище.