В живописном искусстве второй половины XVIII в., так же, как в литературе и в архитектуре, существовало так называемое многостилие, т. е. переплетение различных элементов барокко, классицизма и сентиментализма, хотя, конечно, в значительно меньшей степени, чем в этих сферах духовной культуры.
Поэтому историкам искусства не всегда удается точно провести четкую грань между этими стилями в творчестве большинства художников того периода. Тем более, что многие из них удачно сочетали разные стилевые приемы и элементы для придания большей выразительности своим живописным полотнам.
Середина — вторая половина XVIII в. столетия стали временем расцвета русского живописного искусства и становления новых художественных жанров, в частности пейзажа, натюрморта, батальной, исторической и бытовой живописи.
Это время вошло в историю национального искусства как «золотой век русского портрета».
Надо особо подчеркнуть тот факт, что именно в этот период жанр портретной живописи переживает серьезную эволюцию:
на смену традиционному «парадному» портрету, характерному для аннинской и елизаветинской эпох, приходит так называемый «психологический» портрет, который отличался значительно большим реализмом изображаемых персонажей и особым интересом художников к отображению их внутреннего мира.
Основоположником нового «психологического» направления в портретной живописи традиционно называют Алексея Петровича Антропова (1716;1795), кисти которого принадлежали многие известные полотна, в том числе прекрасные портреты А.М. Измайловой (1759), императора Петра III (1762), А.В. Бутурлиной (1763) и М.А. Румянцевой (1764). А.П. Антропов вошел в историю русского живописного искусства как блестящий мастер декоративной росписи, принимавший активное участие во внутренней отделке Зимнего, Летнего и Царскосельского императорских дворцов, а также Андреевской церкви в Киеве.
|
Другим выдающимся мастером той эпохи был крепостной графов Шереметевых Иван Петрович Аргунов (1729–1802), который создал целую галерею психологических полотен, в том числе «Портрет князя И.И. Лобанова-Ростовского» (1750), «Портрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской» (1754), «Портрет калмыцкой девушки Аннушки» (1767) и «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье» (1784). И.П. Аргунов с большим успехом продолжал писать и помпезные парадные изображения русских вельмож и аристократов, например, «Портрет графа Н.П. Шереметева (1760), «Портрет графини В.А. Шереметевой (1765), а также знаменитый «Портрет Екатерины II», созданный по заказу Сената в 1762 г.
Дальнейшим шагом в развитии жанра «психологического» портрета стало творчество знаменитого русского живописца Федора Степановича Рокотова (1735–1808), бывшего крепостного князей Репниных, который по протекции графа И.И. Шувалова стал студентом Академии художеств и получил прекрасное образование под руководством известного итальянского живописца П. Ротари. Еще будучи студентом Академии художеств, Ф.С. Рокотов отдал дань уважения «парадному» портрету, создав в традициях позднего барокко прекрасные портретные изображения будущих российских императоров Петра III (1756) и Павла I (1761), а также «Коронационный портрет императрицы Екатерины II» (1763), признанный эталонным.
|
По окончании своей учебы, в 1764–1765 гг. он пишет еще ряд изумительных полотен, в частности «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», «Парадный портрет графа Г.Г. Орлова», «Портрет графа И.Г. Орлова», «Портрет княгини Е.Б. Юсуповой», «Портрет А.С. Тулиновой», «Венера и Амур» и «Кабинет графа И.И. Шувалова». Вскоре Ф.С. Рокотов становится действительным членом Академии художеств, однако, находясь в зените славы, он совершенно неожиданно покидает сановный Петербург и в 1766 г. уезжает в Москву.
В первопрестольной он становится родоначальником нового жанра «интимного» портрета и создает галерею своих самых лучших психологических полотен, в частности «Портрет В.А. Майкова» (1766), «Портрет неизвестной в розовом платье» (1770), «Портрет неизвестного в треуголке» (1772), «Портрет А.П. Сумарокова» (1777), «Овальный портрет Екатерины II» (1779) и другие. Тогда же, в пору своего творческого расцвета, живописец создает целую галерею прекрасных женских образов: портреты А.П. Струйской (1772), В.Е. Новосильцевой (1780), Е.В. Санти (1785) и В.Н. Суровцевой (1780).
Великим портретистом екатерининской эпохи был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735;1822), первым учителем которого стал его отец, известный гравер Григорий Андреевич Левицкий. В начале своей творческой карьеры он уезжает в Киев, где под руководством А.П. Антропова принимал участие в росписи знаменитой Андреевской церкви. В 1762 г. он уезжает в Петербург, где под руководством своего наставника получает прекрасное образование и совершенствует свое мастерство выдающегося портретиста.
|
В 1771 г. Д.Г. Левицкий становится действительным членом Академии художеств и назначается руководителем портретного класса академии. В этот период он создает портреты президента Академии художеств А.Ф. Кокоринова (1771), крупного промышленника и мецената П.А. Демидова (1773), известного французского философа Д. Дидро (1773), а также, по заказу самой Екатерины II, — семь портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц — знаменитых «смолянок» — Ф.С. Ржевской, Н.М. Давыдовой, Е.Н. Хрущовой, Е.Н. Хованской, Е.И. Нелидовой, А.П. Левшиной, Е.И. Молчановой, Г.И. Алымовой и Н.С. Борщовой (1773;1776).
В конце 1770;1780-х гг., ставших вершиной его творческого, Д.Г. Левицкий создает совершенно уникальную и разнообразную галерею прекрасных портретов, многие из которых несут на себе печать классицизма. Это портреты М.А. Дьяковой (1778), Я.Е. Сиверса (1779), Н.И. Новикова (1779), М.А. Львовой (1781), У. Мнишек (1782), А. Давиа-Бернуци (1782), А.Д. Ланского (1782), Екатерины II (1783), Н.А. Львова (1789), а также изумительный по своей теплоте и утонченности портрет своей дочери А.Г. Левицкой (Агаши) в русском национальном костюме (1785). В 1788 г. Д.Г. Левицкий покидает пост руководителя портретного класса в Академии художеств и выходит из состава Академического совета, практически полностью прекратив свою творческую деятельность, и лишь изредка выполняя частные заказы богатых и знатных аристократических семейств.
Другим великим русским портретистом екатерининской эпохи был Владимир Лукич Боровиковский (1857–1825), который первые уроки мастерства тоже получил у своего отца, малороссийского казака и иконописца Луки Ивановича Боровиковского. В 1787 г. благодаря протекции самой императрицы, которая во время своего знаменитого путешествия по Малороссии и Новороссии восхитилась его аллегорической картиной «Наказ», В.Л, Боровиковский оказался в Петербурге и вскоре стал членом элитарного кружка князя Н.А. Львова и стал вхож во многие дома столичной знати, где ему стали заказывать портреты целые семейные кланы — Арсеньевых, Лопухиных, Толстых, Безбородко, Гагариных и других.
В конце екатерининской эпохи В.Л. Боровиковский создает целую галерею прекрасных полотен, выполненных в стиле классицизма: портреты министра финансов А.И. Васильева (1794), поэтов В.В. Капниста (1794) и Г.Р. Державина (1795), статс-секретаря императрицы Д.П. Трощицкого (1794), дочек (или дворовых «девок») своего благодетеля, князя Н.А. Львова «Лизынька и Дашенька» (1794), а также знаменитую картину «Торжковская крестьянка Христиния» (1795). К этому же времени относится создание и другой знаменитой картины «Екатерина II, гуляющая в Царскосельском парке» (1794;1795), на которой матушка-императрица была изображена в домашнем платье без каких-либо признаков царственного величия.
В том же 1795 г. он становится действительным членом Академии художеств.
В самом конце XVIII в., став поклонником сентиментализма, В.Л. Боровиковский создает лучшие свои работы, вошедшие в сокровищницу мирового живописного искусства, в частности, портреты Е.Н. Арсеньевой (1796), М.И. Лопухиной (1797), внебрачной дочери Екатерины II и князя Г.А. Потемкина Е.Г. Темкиной (1798), Е.А. Нарышкиной (1799), генерал-майора Ф.А. Боровского (1799), а так же портреты императора Павла I (1799) и его фаворита, вице-канцлера князя А.Б. Куракина (1800).
Екатерининская эпоха стала временем возникновения и развития жанра исторической живописи, который активно насаждался и пропагандировался Академией художеств.
Основными героями этого жанра были либо различные библейские и античные мифические персонажи, либо реальные исторические лица. В этом жанре работали многие известные живописцы той поры, в частности:
• Антон Павлович Лосенко, кисти которого принадлежали такие полотна, как «Андрей Первозванный» (1764), «Жертвоприношение Авраама» (1765), «Зефс и Фетида» (1769), «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Он создал несколько прекрасных портретов деятелей русской культуры, в частности портреты графа И.И. Шувалова (1760), А.П. Сумарокова (1760) и Ф.Г. Волкова (1763), а также два портрета обнаженных натурщиков — «Каин» и «Авель» (1768).
• Иван Акимович Акимов, написавший несколько интересных работ на темы античной мифологии и русской истории, в частности, «Возвращение Святослава в Киев» (1773), «Самосожжение Геркулеса» (1782), «Прометей, делающий статую по повелению Минервы» (1797) и «Геркулес на распутье» (1801).
• Григорий Иванович Угрюмов, который был автором целого ряда исторических и аллегорических полотен: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Испытание силы Яна Усмаря» (1796), «Избрание Михаила Федоровича на царство» (1797), «Взятие Казани Иваном Грозным» (1799) и других.
В этот же период происходит становление жанра бытовой живописи, яркими представителями которого были Михаил Шибанов и Иван Ерменёв. Кисти первого художника принадлежат такие известные полотна, как «Крестьянский обед» (1774), «Торжество свадебного сговора» (1777) и «Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме» (1787), а кисти второго художника — известные полотна «Поющие слепцы» (1770), «Крестьяне за обедом» (1775) и «Нищие» (1775).
Родоначальником нового жанра пейзажа по праву считается выдающийся русский художник, академик Федор Яковлевич Алексеев, который за свою карьеру создал огромное количество разнообразных живописных полотен и акварельных рисунков: «Площадь Святого Марка в Венеции» (1773), «Набережная Скьявони в Венеции» (1775), «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Петербурга на реке Неве» (1796), «Вид Красной площади» (1800), «Кремль у Каменного моста» (1801), «Иверские ворота» (1801) и другие.
В середине-второй половине XVIII в. дальнейшее развитие получил жанр монументальной скульптуры, основы которого были заложены еще в петровское время выдающимся итальянским скульптором Карло Растрелли. Наиболее известными мастерами монументальной скульптуры были:
• Федот Иванович Шубин (1740;1805) — бывший холмогорский крестьянин, который благодаря протекции своего знаменитого земляка, академика М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова в 1761 г. был принят на учебу в Академию художеств и зачислен в скульптурный класс известного французского скульптора Н. Жилле.
После окончания учебы в 1767 г. он уехал в Париж, где, отучившись в мастерской другого известного французского скульптора Ж.Б. Пигаля, создал в классической манере несколько прекрасных бюстов графа А.Г. Орлова (1771), графа И.И. Шувалова (1771), князя Ф.Н. Голицына (1771) и барона Н.А. Демидова (1772). В отличие от своих предшественников (К. Растрелли) и современников (М. Козловский, Э. Фальконе), Ф.И. Шубин предпочитал работать не с бронзой, а с мрамором и другим поделочным материалом, который давал возможность делать тончайшую проработку поверхности камня и гораздо лучше передавать все нюансы внутреннего состояния изображаемых персонажей, делая их предельно реалистичными.
В 1773 г. великий скульптор возвращается в Россию, где вскоре за блестящий скульптурный портрет Екатерины II (1775) его избирают действительным членом Академии художеств.
За свою долгую творческую жизнь тонкий мастер психологического портрета создает огромную галерею прекрасных мраморных бюстов выдающихся сподвижников Екатерины II: графа П.В. Завадовского (1773), князя А.М. Голицына (1775), графини М.Р. Паниной (1775), фельдмаршала графа П.А. Румянцева (1778), адмирала В.Я. Чичагова (1779), фельдмаршала графа З.Г. Чернышева (1779), богатого купца и промышленника И.С. Барышникова (1785), фельдмаршала князя Г.А. Потемкина (1790), академика М.В. Ломоносова (1793), императора Павла I (1797) и графа А.А. Безбородко (1798).
• Михаил Иванович Козловский (1753–1802), так же, как и Ф.И. Шубин, окончил Академию художеств по классу академика Н.Жилле, а затем в течение многих лет жил, учился и работал в Риме и Париже, где по заданию Академии художеств возглавлял заграничный пансион для ее выпускников.
Самыми знаменитыми работами мастера, созданными в мраморе и бронзе, были рельеф «Князь Изяслав на поле брани» (1772), скульптурная группа «Юпитер и Ганимед» (1782), скульптурные статуи «Поликрат» (1790), «Спящий Амур» (1792), «Аякс защищает тело Патрокла» (1785), «Яков Долгорукий, сжигающий царский указ» (1796) и «Геркулес на коне» (1799), памятник генералиссимусу А.В. Суворову в Петербурге (1799―1801) и знаменитая статуя петергофского каскада «Самсон, раздирающий пасть льва» (1800–1802).
• Иван Петрович Мартос (1754–1835), выдающийся русский скульптор и профессор Академии художеств, вошел в историю живописного искусства второй половины XVIII в. как прекрасный мастер пластической скульптуры, создавший в тот период классические надгробные монументы.
Среди этих скульптурных композиций особым изяществом отличались надгробия М.П. Собакиной (1782), графини С.С. Волконской (1782), княгини Е.С. Куракиной (1792), графини П.А. Брюс (1798) и княгини Е. Гагариной (1803). Расцвет же творчества этого мастера придется на первую четверть XIX в.
• Этьен Морис Фальконе (1716;1791), академик французской Академии художеств и директор Севрской фарфоровой мануфактуры, по рекомендации Ф. Вольтера и Д. Дидро в 1766 г. был приглашен Екатериной II для работы в Петербург.
Здесь он создал несколько прекрасных скульптурных композиций, в частности, изумительную мраморную статую «Зима» (1771). Самым знаменитым монументом мастера, созданным в России, стал бронзовый памятник Петру I, отлитый им в 1775 г. Так и не дождавшись установки своего монумента, он вернулся на родину, и великий «Медный всадник» украсил имперскую столицу только в 1781 г.