Тема :Группа крови и биохимический полиморфизм




Группы крови и биохимический полиморфизм – один из важных разделов этой науки. Еще в 1900 году Эрлих и Моргенрот установили индивидуальные различия в крови коз. Большой вклад в развитие этого направления внесли Фергусон и Стормонт, которые выявили более 30 антигенных факторов крови у КРС, используя иммуноспецифические сыворотки. В России подобные исследования провели В.Н. Тихонов, П.Ф. Сороковой, Н.С. Марзанов, В.П. Павличенко, З.И. Вагонис и другие. Сейчас в мире десятки лабораторий занимаются иммуногенетическими исследованиями.

Основные понятия. Антигены – это генетически чужеродные вещества, вызывающие при введении в организм развитие специфических иммунологических реакций. Антигены, по которым особи одного вида различаются между собой, называют аллоантигенами.

Антитела – иммуноглобулины (белки) образующиеся в организме под воздействием антигенов. Антигенные факторы иногда называют кровяными факторами. При описании групп крови животных термин антиген рассматривается как наследственно обусловленная единица, имеющие антигенные свойства. Совокупность антигенов, контролируемых одним локусом, называется генетической системой групп крови, а сумму всех групп крови одной особи – типом крови.

Генетические системы групп крови обозначаются прописными буквами латинского алфавита: А, В, С и т.д. Аллели обозначаются надстрочными индексами: Вв, Вd, Вe и т.д. Антигены обозначаются прописной и строчной буквой: Аа, Ве, Се и т.д.

2. Системы групп крови. Особенности наследования групп крови.

В настоящее время у КРС открыто 12 систем групп крови, у свиней 17, овец 16, у лошадей 9, у птиц 14. Из всех этих систем наиболее сложной является В-система КРС, включающая более 40 антигенов, которые образуют более 500 аллелей. Если в системе имеется более трех аллелей, то такие системы называются полиаллельными. К ним кроме системы В относят системы С, S, А; у свиней Е, L, М; у овец А, В, С.

J-система КРС имеет иммуногенетическое сходство с антигеном А человека, свиней; и антигеном R овец, S-система гомологична М-системе овец. Система Р групп крови у лошади аналогична АВО системе человека. У КРс установлена связь J-системы с локусом гемоглобина (Hb) и β-лактоглобулина.

У всех видов большинство аллелей генетических систем групп крови наследуются по типу кодоминирования, т.е. в гетерозиготефенотипически проявляются оба гена. Возможен анализ частоты аллелей разных локусов в популяциях, что является главным инструментом для описания их генетической структуры и позволяет приблизиться к пониманию эволюционного процесса. Можно выделить три основные правила наследования групп крови:

1) каждая особь наследует по одному из 2-х аллелей от отца и матери в каждой системе групп крови;

2) особь с антигенами, не обнаруженными хотя бы у одного из родителей не может быть потомком данной родительской формы;

3) гомозиготная особь по одному антигену F/F, не может быть потомком гомозиготной особи с противоположным антигеном, например V/V.

Получение реагентов для определения групп крови. Антигены выявляются с помощью реакции антиген-антитело. У КРС и овец используется реакция гемолиза. При этой реакции используется комплемент (например, кровь кролика), у свиней и человека проводится реакция агглютинации.

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1В-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1513000 «Ветеринария»/ 151305 3 «Ветеринарный фельдшер»
Наименование модуля:   ПМ 04 «Осуществление племенной работы»  
Тема урока: «Генетические основы иммунитета.».
Дата:   «12» сентября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 307 аудитория
Цель урока: 1.Дать понятие о внутренней системе организма,фнкции кровеносное системы,форменных элементах крови. 2.Изучить методы определения взятия крови, 2. Соершенствование знаний будущих ветеринарных специалистов, повышение их интереса к учебе. 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. 4.Воспитывать познавательную и творческую активность, ответчственность.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты лекции
Ожидаемые результаты: 1.Усвоят знания о строении внутренней системе организма,функции кровеносной системы 2.определяют группу крови методом взятия крови 3. На основе полученных знаний формируют представление о функциях кровеносной системы. 4. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Powerpoint
Дополнительные источники (литература): 1. Т.Е.Ещжанов «Биология». Шын-китап,2008 г 2. Н.П.Герчиков «Животноводство», Колос1971 3.А.В.Бакай «Животноводство» Колос 1977
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Воропааева Екатерина Ивановна   Тел.: 87476803356 E-mail:
               
  Тема: Генетические основы иммунитета Иммунитет— это защитно-приспособительная реакция организма против различных болезнетворных агентов. В обычном понимании имеется в виду иммунитет к инфекционным болезням. Наука, изучающая иммунитет, называется иммунологией, а реакции сопровождающие выработку иммунитета,— иммунологическими реакциями. Выдающийся русский ученый И. И. Мечников так определил иммунитет: «Под невосприимчивостью к заразным болезням надо понимать общую систему явлений, благодаря которым организм может выдерживать нападение болезнетворных микробов». Различают иммунитет видовой и приобретенный. Видовой иммунитет составляет свойство данного вида животных и передается по наследству. Например, животные не болеют корью, тифами и некоторыми другими болезнями, а человек не болеет многими инфекциями, которыми поражаются животные (чума рогатого скота, собачья чума и др.). Видовой иммунитет может быть абсолютным и относительным. Обладая абсолютным иммунитетом, ни животное, ни человек ни при каких обстоятельствах не заболевают данной болезнью. Так, собаки никогда не болеют корью и другими инфекциями, наблюдающимися у человека. Однако птицы, при обычных условиях не заболевающие сибирской язвой, могут заболеть ею при ослаблении организма в результате охлаждения, голодания и других причин. Следовательно, они обладают относительным иммунитетом к сибирской язве. В развитии относительного иммунитета большое значение имеют благоприятные социальные условия, а также приобретенные свойства организма, развившиеся в нем путем взаимосвязи с окружающей средой (например, закаливание организма физкультурой). Приобретенный иммунитет вырабатывается у человека в течение его жизни, обычно после какого-либо инфекционного заболевания. Великий русский ученый И. И. Мечников первый открыл, что белые кровяные тельца (лейкоциты) захватывают попадающие в кровь инородные для организма вещества, в том числе бактерии, и переваривают их. Такие лейкоциты Мечников назвал фагоцитами Фагоцитоз обычно носит неспецифический характер. Это значит, что фагоциты «пожирают» любые микробы, находящиеся в крови и тканях. Однако при развитии иммунитета он может приобрести и специфический характер по отношению к определенной инфекции. В борьбе с инфекцией организм вырабатывает различные антитела, которые уничтожают бактерии и разрушают выделяемые ими токсины. Антитела образуются преимущественно в лимфатических узлах и селезенке. Вещества (микробы или белковые тела), вызывающие образование антител, а также вступающие в реакцию с ними, называют антигенами. После перенесенной инфекции — оспы, кори, брюшного тифа и др.-—в организме сохраняются на многие годы антитела, которые при повторном попадании в него той же инфекции, обычно уничтожают ее. Поэтому при приобретенном иммунитете человек, как правило, вторично не заболевает. В этих случаях сам организм активно вырабатывает антитела. Такой иммунитет называется естественным, приобретенным, активным иммунитетом. Естественный иммунитет может быть и пассивным, когда иммунные — защитные — антитела переходят от матери через плаценту в кровь плода, т. е. плод получает уже готовые антитела. В этом случае новорожденный уже обладает иммунитетом. Поэтому новорожденные и дети первого года жизни устойчивы (иммунны) ко многим инфекциям. Но пассивный иммунитет менее стоек, чем активный. Через 1—2 года антитела, полученные от матери, разрушаются и ребенок становится уже восприимчивым к этим инфекциям. Искусственным называется иммунитет, полученный путем прививок, для предупреждения заразных болезней. Искусственный иммунитет тоже может быть активным и пассивным. Активный искусственный иммунитет вырабатывается у человека, когда ему впрыскивают культуру убитых или ослабленных микробов и организм в ответ на действие этих антигенов вырабатывает соответствующие антитела. Впервые в 1796 г. выдающийся английский врач Э. Дженнер стал прививать детям коровью оспу. Отсюда прививочный материал стали называть, вакциной (от латинского слова vacca, что значит корова). Пассивный искусственный иммунитет получается при введении сыворотки крови животных (чаще лошадей), в которой уже содержатся готовые антитела. Для приготовления иммунных сывороток в кровь лошади вводят антигены (токсины), в ответ на которые в ее крови образуются антитела; эти антитела и вводят человеку. Пассивный иммунитет непродолжителен.

Организм будет благодарен, если в каждодневное меню войдут продукты для повышения иммунитета. Среди них: морковь, брокколи, молочные продукты, клубника, киви, лосось, кедровые орехи, тыква, оливковое масло, кабачки, патиссоны, цитрусовые, зелень. К тому же не следует забывать о ненасыщенных жирных кислотах, содержащихся в рыбе и других морепродуктах. При этом важно знать, что длительная тепловая обработка разрушает их. Существуют лекарственные средства для повышения иммунитета. К ним относятся иммунотропные препараты, которые назначает врач, руководствуясь данными расспроса и осмотра пациента. Среди них более двухсот коммерческих наименований иммуномодуляторов. Однако бесконтрольное применение таких препаратов способно привести к довольно серьезным последствиям. Еще один способ повысить иммунитет – сделать прививку, особенно от гепатита и гриппа. После такой быстрой безболезненной процедур

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1В-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1513000 «Ветеринария»/ 151305 3 «Ветеринарный фельдшер»
Наименование модуля:   ПМ 04 «Осуществление племенной работы»  
Тема урока: «Генетические болезни и аномалии у сельскохозяйственных животных ».
Дата:   «14» сентября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 307 аудитория
Цель урока: 1.Дать понятие о генетических факторах влияющих на здоровье животного. Роль мутаций в возникновении патологии у животных.. 2.Дать понятие о генетической устойчивости и восприимчивости организма, 2. Соершенствование знаний будущих ветеринарных специалистов, повышение их интереса к учебе. 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. 4.Воспитывать познавательную и творческую активность, ответчственность.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты лекции
Ожидаемые результаты: 1.Усвоят знания о генетических факторах влияющих на здоровье животного. 2. Роль мутаций в возникновении патологии у животных 3. На основе полученных знаний формируют представление о функциях кровеносной системы. 4. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Powerpoint
Дополнительные источники (литература): 1. Т.Е.Ещжанов «Биология». Шын-китап,2008 г 2. Н.П.Герчиков «Животноводство», Колос1971 3.А.В.Бакай «Животноводство» Колос 1977
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Воропааева Екатерина Ивановна   Тел.: 87476803356 E-mail:
               

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   метод фронтального опроса,метод игровой формы отвечают на вопросы преподавателя,задают вопросы друг другу,отвечают   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока, заострить внимание студентов на технике безопасности слушают цели урока, усваивают требования техники безопасности, при необходимости записывают   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     работа с карточками демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   карточки
7. Информирование о домашнем задании   1. Т.Е.Ещжанов «Биология». Шын-китап,2008г стр. 32-34 составить вопросы, анаграммы, ребусы   выполняют домашнее задание   литература
8. Подведение итогов занятия и рефлексия   рефлексия, комментирование и выставление оценок   участвуют в рефлексии   журнал группы


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: