Тема: Вводная лекция. Понятие о генетике




Благодаря целенаправленной селекции, проводившейся в последние десятилетия, значительно повысился генетический потенциал животных по многим хозяйственно полезным признакам. Вместе с тем все чаще возникают проблемы, связанные с плодовитостью животных и резистентностью их к болезням. Опыт показывает, что эти проблемы невозможно решить только за счет улучшения кормления, технологии содержания или средствами ветеринарной терапии. На практике фармацевтические средства и препараты, повышающие иммунитет, очень часто оказываются недостаточными для лечения и профилактики болезней.

Результаты исследований советских и зарубежных ученых подтверждают немаловажное значение наследственности в проявлении резистентности или восприимчивости животных к определенным болезням, устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды. Известный ветеринарный генетик Ф. Б. Хатг, подчеркивая значение генетической профилактики болезней, отмечал, что внутри вида находятся индивидуумы, способные жить с возбудителями болезни, в то время как другие заболевают. Он считал, что в результате накопления благоприятно действующих генов резистентных индивидуумов можно создать резистентные к болезням линии и породы.

В настоящее время используются генетические методы для поиска и анализа причин, обусловливающих снижение уровня воспроизводительной функции и жизнеспособности, распространение аномалий, а также ведется разработка научно обоснованной системы их профилактики.

Установлено, что многие формы патологии животных имеют генетическую основу и связаны с мутациями и рекомбинациями наследственного материала — генов и хромосом.

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1В-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1513000 «Ветеринария»/ 151305 3 «Ветеринариялық фельдшер»
Наименование модуля:   ПМ 04 «Осуществление племенной работы»  
Тема урока: «Наследственные признаки у домашних животных»
Дата:   «04» сентября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 307 аудитория
Цель урока: 1.Дать понятие наследственные признаки у домашних животных 2.Изучить 3. Соершенствование знаний будущих ветеринарных специалистов, повышение их интереса к учебе. 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты лекции
Ожидаемые результаты: 1. Усвоят знания о дисциплине, краткую историю развития предмета и информацию об учёных внёсших весомый вклад в его развитие, понятия филогенез, онтогенез, наследственность и изменчивость. 2. На основе полученных знаний формируют представление о строении макроорганизма. 3. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Powerpoint
Дополнительные источники (литература): 1. Т.Е.Ещжанов «Биология». Шын-китап,2008 г 2. Н.П.Герчиков «Животноводство», Колос1971 3.А.В.Бакай «Животноводство» Колос 1977
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Воропааева Екатерина Ивановна   Тел.: 87476803356 E-mail:
               

 

Тема «Наследственные признаки у домашних животных» Наследственные аномалии, обусловленные мутантными летальными и полулетальными генами, у птиц хорошо изучены.

Проявляются аномалии в форме изменений в строении скелета, конечностей, клюва, изменения оперения, функциональных нарушений.

Карликовость. Среди генетических аномалий кур установлено большое разнообразие форм карликовости:

микромелия - «клюв попугая» - характеризуется укороченными и утолщенными конечностями, затруднениями при вылуплении цыплят, часто обнаруживают в породе леггорн;

хондродистрофия — укорочение трубчатых костей, «клюв попугая», а в легкой форме «клюв попугая» отсутствует, описана у красных родайлеров;

карликовость - укороченная верхняя часть клюва, перекрученные ноги, кривошея;

тиреогеиная карликовость — «клюв попугая», укорочение конечностей, пальцы выгнуты наружу;

наномелия — сильная гипоплазия конечностей, брахицефалия, «клюв попугая», гибель зародыша наступает к концу инкубации;

амеоподия - редукция ног и крыльев, зарегистрирована у леггорнов;

коротконогость - у гетерозигот отмечается укорочение конечностей, а гомозиготы погибают на 4-е сутки инкубации.

Нарушения нервной системы. Несколько аномалий птиц связаны с нарушениями нервной системы:

атаксия - цыплята не могут стоять, кривошея, описана у ныо-гемпширов и суссексов;

врожденное дрожание - вылупившиеся цыплята дрожат, выживаемость их низкая, доминантный признак описан у леггорнов;

дрожание, или вибрирование, - отмечаются запрокидывание головы и встряхивание ею, кривошея;

трясучка - вибрирующие движения выражены не так резко, как в предыдущей форме;

сонливость - отмечаются вялость и сонливость, одышка и титанические судороги;

пароксизм - возникают угнетение роста, тетания, дрожание, последние два дефекта наследуются как сцепленные с полом аномалии.

Разные аномалии. К наследственным уродствам относятся различные типы полидактилии (многопалости), многие из аномалий лицевых костей - отсутствие или укороченность верхней, нижней или обеих челюстей, перекрещивание челюстей и другие сочетаются с недоразвитием глаз.

Отдельные мутации обусловливают гибель во время инкубации или во время роста на 23—123-е сутки. Обнаруживают нарушение в соотношении полов, что указывает на сцепленное с Х-хромосомой наследование. Выводимость яиц или вывод цыплят при этом резко снижены.

К наследственным аномалиям птиц относят неспособность к вылуплению. У кур корнуэльской породы этот летальный фактор наследуется по доминантному типу.

Частота генетических аномалий у птиц, как и у других видов животных, резко возрастает при родственном разведении.

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1В-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1513000 «Ветеринария»/ 151305 3 «Ветеринариялық фельдшер»
Наименование модуля:   ПМ 04 «Осуществление племенной работы»  
Тема урока: «Три Закона Менделя»
Дата:   «04» сентября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 307 аудитория
Цель урока: 1.Дать понятие о Законах Менделя 2.Изучить Закон Единообразия гибридов. закон расщепления признаков, закон независимого наследования признаков 3. Соершенствование знаний будущих ветеринарных специалистов, повышение их интереса к учебе. 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты лекции
Ожидаемые результаты: 1. Усвоят знания Единообразия гибридов. закон расщепления признаков, закон независимого наследования признаков. 2. На основе полученных знаний формируют представление Единообразия гибридов. закон расщепления признаков, закон независимого наследования признаков 3. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока:   Урок совершенствования знаний,умений,навыков
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Powerpoint
Дополнительные источники (литература): 1. Т.Е.Ещжанов «Биология». Шын-китап,2008 г 2. Н.П.Герчиков «Животноводство», Колос1971 3.А.В.Бакай «Животноводство» Колос 1977
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Воропааева Екатерина Ивановна   Тел.: 87476803356 E-mail:
               

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   метод фронтального опроса отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока, заострить внимание студентов на технике безопасности слушают цели урока, усваивают требования техники безопасности, при необходимости записывают   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     работа с карточками демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   карточки
7. Обобщение и систематизация знаний   составить анаграммы, вопросы записывают домашнее задание конспект
8. Информирование о домашнем задании   1. Т.Е.Ещжанов «Биология». стр 44-46   выполняют домашнее задание   литература
9. Подведение итогов занятия и рефлексия   рефлексия, комментирование и выставление оценок   участвуют в рефлексии   журнал группы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: