1. Наследственность — свойство организмов передавать особенности строения и жизнедеятельности из поколения в поколение.
2. Материальные основы наследственности — хромосомы и гены, в которых хранится информация о признаках организма. Передача генов и хромосом из поколения в поколение благодаря размножению. Развитие дочернего организма из одной клетки — зиготы или группы клеток материнского организма в процессе размножения. Локализация в ядрах клеток, участвующих в размножении, генов и хромосом, определяющих сходство дочернего организма с материнским.
3. Наследственность — фактор эволюции, основа сходства родителей и потомства, особей одного вида.
4. Изменчивость — общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.
5. Виды изменчивости: ненаследственная (модификационная) и наследственная (комбинативная, мутационная).
6. Ненаследственные изменения не связаны с изменениями генов и хромосом, не передаются по наследству, возникают под влиянием факторов внешней среды, исчезают со временем. Проявление сходных модификационных изменений у всех особей вида (например, на холоде у лошадей шерсть становится гуще). Исчезновение модификационных изменений при прекращении действия фактора, вызвавшего данное изменение (загар зимой исчезает, при ухудшении условий содержания и кормления надои молока у коров уменьшаются). Примеры модификационной изменчивости: появление загара летом, увеличение массы тела животных при хорошем кормлении и содержании, развитие определенных групп мышц при занятиях спортом.
7. Наследственные изменения обусловлены изменениями генов и хромосом, передаются по наследству, различаются у особей в пределах одного вида, сохраняются в течение всей жизни особи.
8. Комбинативная изменчивость. Проявление комбинативной изменчивости при скрещивании, ее обусловленность появлением новых комбинаций (сочетаний) генов у потомства. Источники комбинативной изменчивости: обмен участками между гомологичными хромосомами, случайное сочетание половых клеток при оплодотворении и образовании зиготы. Разнообразные сочетания генов — причина перекомбинации (нового сочетания) родительских признаков у потомства.
9. Мутации — внезапно возникающие стойкие изменения генов или хромосом. Результат мутаций — появление новых признаков у дочернего организма, которые отсутствовали у его родителей, напримеркоротконогость у овец, отсутствие оперения у кур, альбинизм (отсутствие пигмента). Полезные, вредные и нейтральные мутации. Вред большинства мутаций для организма вследствие проявления новых признаков, не соответствующих среде его обитания.
10. Наследственная изменчивость — фактор эволюции. Появление новых признаков у организмов и их многообразие — материал для действия естественного отбора, сохранения особей с изменениями, соответствующими среде обитания, формирования приспособленности организмов к изменяющимся условиям внешней среды.
|
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс | Группа | 1В-1 | Номер урока | ||||
Специальность-квалификация | 1513000 «Ветеринария»/ 151305 3 «Ветеринарный фельдшер» | ||||||
Наименование модуля: | ПМ 04 «Осуществление племенной работы» | ||||||
Тема урока: | «Генетика пола». | ||||||
Дата: | «11» сентября 2019 г. | Продолжительность: | 90 мин | ||||
Место проведения: | КСХК 307 аудитория | ||||||
Цель урока: | 1.Дать понятие о генетике пола,о частотах генов и генотипов. 2.Изучить регуляцию активности генов, роль мигрирующих генетических элементов в регуляции генного действия 2. Соершенствование знаний будущих ветеринарных специалистов, повышение их интереса к учебе. 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. 4.Воспитывать познавательную и творческую активность, ответчственность. | ||||||
Задачи урока: | В доступной форме изложить основные моменты лекции | ||||||
Ожидаемые результаты: | 1.Усвоят знания о генетике пола 2.Решают задачи,проводят мониторинги распространения вредных генов(мутация). 3. На основе полученных знаний формируют представление о строении организма. 4. Познакомятся со специальной терминологией. | ||||||
Тип урока: | комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Powerpoint | ||||||
Дополнительные источники (литература): | 1. Т.Е.Ещжанов «Биология». Шын-китап,2008 г 2. Н.П.Герчиков «Животноводство», Колос1971 3.А.В.Бакай «Животноводство» Колос 1977 | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Воропааева Екатерина Ивановна | Тел.: 87476803356 E-mail: | ||||||
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | приветствие студентов, отметка отсутствующих | приветствие преподавателя | журнал группы | |
2. Проверка выполнения домашнего задания | метод фронтального опроса,метод игровой формы | отвечают на вопросы преподавателя,задают вопросы друг другу,отвечают | тетрадь, конспект | |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | объяснить цель урока, заострить внимание студентов на технике безопасности | слушают цели урока, усваивают требования техники безопасности, при необходимости записывают | тетрадь | |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | изложение в доступной форме нового материала | конспектируют новый материал | лекция, тетрадь | |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | наводящие вопросы по новому материалу | отвечают на наводящие вопросы | устно | |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | работа с карточками | демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям | карточки | |
7. Информирование о домашнем задании | 1. Т.Е.Ещжанов «Биология». Шын-китап,2008 г читать с.47-48 | выполняют домашнее задание | литература | |
8. Подведение итогов занятия и рефлексия | рефлексия, комментирование и выставление оценок | участвуют в рефлексии | журнал группы |
|
Тема:Генетика пола
Пол характеризуется комплексом признаков, определяемых генами, расположенными в хромосомах. В клетках организма человека хромосомы составляют парные диплоидные наборы. У видов с раздельнополыми особями хромосомный комплекс самцов и самок неодинаков и различается по одной паре хромосом (половые хромосомы). Одинаковые хромосомы этой пары назвали X (икс) -хромосомой, непарную, отсутствующую у другого пола — У (игрек) -хромосомой; остальные, по которым нет различий, — аутосомами (А).
Клетки женщины содержат две одинаковые половые хромосомы, которые обозначаются XX, у мужчин они представлены двумя непарными хромосомами X и Y. Таким образом, набор хромосом мужчины и женщины отличается только одной хромосомой: хромосомный набор женщины содержит 44 аутосомы + XX, мужчины — 44 аутосомы + XY.
Во время деления и созревания половых клеток у человека образуются гаметы с гаплоидным числом хромосом: яйцеклетки, как правило, содержат 22 + Х-хромосомы. Таким образом, у женщин образуется только один тип гамет (гаметы с Х-хромосомой). У мужчин гаметы содержат 22 + X или 22 + Y хромосом, и образуется два типа гамет (гамета с Х-хромосомой и гамета с Y-хромосомой). Если при оплодотворении в яйцеклетку попадает сперматозоид с Х-хромосомой, формируется зародыш женского пола, а с Y-хромосомой — мужского пола.
Следовательно, определение пола человека зависит от наличия в мужских половых клетках — сперматозоидах, оплодотворяющих яйцеклетку, X- или Y-хромосом.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс | Группа | 1В-1 | Номер урока | ||||
Специальность-квалификация | 1513000 «Ветеринария»/ 151305 3 «Ветеринарный фельдшер» | ||||||
Наименование модуля: | ПМ 04 «Осуществление племенной работы» | ||||||
Тема урока: | «Группа крови и биохимический полиморфизм ». | ||||||
Дата: | «12» сентября 2019 г. | Продолжительность: | 90 мин | ||||
Место проведения: | КСХК 307 аудитория | ||||||
Цель урока: | 1.Дать понятие о внутренней системе организма,фнкции кровеносное системы,форменных элементах крови. 2.Изучить методы определения взятия крови, 2. Соершенствование знаний будущих ветеринарных специалистов, повышение их интереса к учебе. 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. 4.Воспитывать познавательную и творческую активность, ответчственность. | ||||||
Задачи урока: | В доступной форме изложить основные моменты лекции | ||||||
Ожидаемые результаты: | 1.Усвоят знания о строении внутренней системе организма,функции кровеносной системы 2.определяют группу крови методом взятия крови 3. На основе полученных знаний формируют представление о функциях кровеносной системы. 4. Познакомятся со специальной терминологией. | ||||||
Тип урока: | комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Powerpoint | ||||||
Дополнительные источники (литература): | 1. Т.Е.Ещжанов «Биология». Шын-китап,2008 г 2. Н.П.Герчиков «Животноводство», Колос1971 3.А.В.Бакай «Животноводство» Колос 1977 | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Воропааева Екатерина Ивановна | Тел.: 87476803356 E-mail: | ||||||