Тема : Три Закона Менделя




Первый закон Менделя (единобразия гибридов первого поколения) Данный закон утверждает, что скрещивание особей, различающихся по данному признаку (гомозиготных по разным аллелям), дает генетически однородное потомство (поколение F1), все особи которого гетерозиготны. Все гибриды F1 могут иметь при этом либо фенотип одного из родителей (полное доминирование), как в опытах Менделя, либо, как было обнаружено позднее, промежуточный фенотип (неполное доминирование). В дальнейшем выяснилось, что гибриды первого поколения F1, могут проявить признаки обоих родителей (кодоминирование). Этот закон основан на том, что при скрещивании двух гомозиготных по разным аллелям форм (АА и aа) все их потомки одинаковы по генотипу (гетерозиготны – Аа), а значит, и по фенотипу.

Для примера можно рассмотреть этот процесс на кошках.

Произведем скрещивание двух гомозиготных по генам окраса кошек — черной и шоколадной.
В — аллель, отвечающий за синтез черного пигмента;
b — аллель, отвечающий за синтез шоколадного пигмента.
Черный кот имеет генотип ВВ, шоколадная кошка — bb. Родителей в генетике обозначают латинской буквой Р (от латинского parenta — «родители»). Сперматозоиды будут нести один аллель В, а яйцеклетки — аллель b.
В результате оплодотворения образуются зиготы, содержащие диплоидный набор хромосом (характерный набор для оплодотворенной яйцеклетки и всех соматических клеток гена) и несущие аллели Bb. Гибриды первого поколения, которые в генетике принято обозначать F1, окажутся гетерозиготными по данному локусу — Bb. Аллель В полностью доминирует над аллелем b, поэтому все полученные котята будут черными. Иногда доминирование одного аллеля над другим обозначают таким образом: В>b.
При скрещивании гомозиготных кошек получается одинаковое по фенотипу потомство. Эти результаты иллюстрируют I закон Менделя.
Анализируя данное скрещивание, мы говорим только об одном признаке — черном и шоколадном окрасе. Все многообразие признаков, определяющих как сходство, так и различие родителей, в данный момент нас не интересует. Такой тип скрещивания называют моногибридным.

Второй закон Менделя.Основные закономерности наследования были изучены Г. Менделем и изложены в его книге «Опыты над растительными гибридами» (1865). Он проводил скрещивание растений гороха, при котором родительские формы анализировались по одной паре альтернативных признаков. Такое скрещивание называется моногибридным. Если у родительских форм учитываются две пары альтернативных признаков, скрещивание называется дигибридным, более двух признаков – полигибридным. Прежде чем проводить опыты, Г. Мендель получил чистые линии горохов с альтернативными признаками, т.е. гомозиготные доминантные (АА) - жёлтые и гомозиготные рецессивные (аа) зелёные особи, которые в дальнейшем скрещивались друг с другом.

При анализе результатов скрещивания оказалось, что все потомки в первом поколении одинаковы по фенотипу (проявляется доминантный признак жёлтой окраски – закон доминирования) и генотипу (гетерозиготны).

Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения: при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, наблюдается единообразие гибридов первого поколения как по фенотипу, так и по генотипу.

По фенотипу особи АА и Аа неотличимы (жёлтые), поэтому наблюдается расщепление в отношении 3: 1 (три части потомков с жёлтыми семенами и одна часть – с зелёными). По генотипу соотношение будет: 1АА (одна часть - жёлтые гомозиготы): 2Аа (две части – жёлтые гетерозиготы): 1аа (одна часть – зелёные гомозиготы).

Второй закон Менделя – закон расщепления: при скрещивании гибридов первого поколения наблюдается расщепление в соотношении 3: 1 по фенотипу и 1: 2: 1 по генотипу. Доминантный ген не всегда полностью подавляет действие рецессивного гена. В таком случае все гибриды первого поколения не воспроизводят признаки родителей – имеет местопромежуточный характер наследования.

Промежуточный характер наследования. Во втором поколении доминантные гомо- и гетерозиготы будут отличаться фенотипически и расщепление по фенотипу и генотипу одинаково (1: 2: 1). Например, при скрещивании гомозиготных растений ночной красавицы с красными (АА) и белыми (аа) цветками первое поколение получается с розовыми цветками (промежуточное наследование).

Во втором поколении расщепление по фенотипу, как и по генотипу, будет: одна часть растений с красными цветками, две части – с розовыми и одна часть – с белыми.

Гипотеза чистоты гамет. У гетерозигот проявляется лишь доминантный признак, рецессивный ген у гетерозиготного организма не сливается с доминантным, не разбавляется, не изменяется, а остаётся в чистом аллельном состоянии. Аллельные гены расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом и в процессе мейоза попадают в разные гаметы. Следовательно, в гамете может присутствовать одновременно только один из аллельных генов, определяющий развитие одного из альтернативных признаков, и они являются «чистыми» по данному признаку.

Анализирующее скрещивание. При полном доминировании судить о генотипе организма по его фенотипу невозможно, поскольку и доминантная гомозигота (АА), и гетерозигота (Аа) обладают фенотипически доминантным признаком. Для того чтобы отличить доминантную гомозиготу от гетерозиготной, используют метод, называемый анализирующим скрещиванием, т. е. скрещивание исследуемого организма с организмом, гомозиготным по рецессивным аллелям. В этом случае рецессивная форма (аа) образует только один тип гамет с аллелем а, что позволяет проявиться любому из двух аллелей исследуемого признака уже в первом поколении.

Третий Закон Менделя Дигибридное скрещивание – скрещивание организмов, отличающихся двумя признаками.

Мендель скрестил чистую линию желтого гладкого гороха с чистой линией зеленого морщинистого. Все потомство получилось желтым гладким.

P AABB x aabb
G (AB) (ab)
F1 AaBb

Мендель дал этому потомству самоопылиться. В потомстве второго поколения получилось расщепление 9:3:3:1.

P AaBb x AaBb
G (AB) (AB)
(Ab) (Ab)
(aB) (aB)
(ab) (ab)

  AB Ab aB ab
AB AABB ж.г. AABb ж.г. AaBB ж.г. AaBb ж.г.
Ab AABb ж.г. AAbb ж.м. AaBb ж.г. Aabb ж.м.
aB AaBB ж.г. AaBb ж.г. aaBB з.г. aaBb з.г.
ab AaBb ж.г. Aabb ж.м. aaBb з.г. aabb з.м.

9 A_B_ желтые гладкие
3 A_bb желтые морщинистые
3 aaB_ зеленые гладкие
1 aabb зеленые морщинистые

Общее количество желтых горошин составило 9+3=12, общее количество зеленых 3+1=4; 12:4 – это 3:1; с гладкими/морщинистыми горошинами получилось то же самое.

Третий закон Менделя (закон независимого наследования): расщепление по каждой паре признаков происходит независимо от других пар признаков.

Основываясь на третьем законе, можно проводить ди- и полигибридные скрещивания не только решеткой Пеннета, но и перемножением вероятностей. Например, скрещивание AaBb x AaBb можно рассмотреть как два независимых скрещивания Aa x Aa и Bb x Bb.

 

    Результаты скрещивания Aa x Aa
    3/4 А_ 1/4 аа
Результаты скрещивания Bb x Bb 3/4 B_ 9/16 A_B_ 3/16 aaB_
1/4 bb 3/16 A_bb 1/16 aabb

Вопросы к конспектам

  1. Моногибридным скрещиванием называется:
  2. Чистой линией называют:
  3. В потомстве, полученном от скрещивания двух розовых гетерозиготных растений, были растения с цветками красной, белой и розовой окраски. Каков процент розовых цветков?
  4. При скрещивании двух высокорослых (С) растений было получено 25% семян, из которых выросли низкорослые растения. Каковы генотипы низкорослых растений?
  5. Какое потомство получится при скрещивании комолой (безрогой) гомозиготной коровы с рогатым быком? Ген комолости B доминирует.
  6. Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы:
  7. Первый закон Г. Мендель заключается в:
  8. Расщепление в F2 в соотношении 9:3:3:1 по фенотипу и (1:2:1)2 по генотипу характеризует:
  9. При скре­щи­ва­нии двух мор­ских сви­нок с чер­ной шер­стью (до­ми­нант­ный при­знак) по­лу­че­но потом­ство, среди ко­то­ро­го особи с белой шер­стью со­ста­ви­ли 25%. Ка­ко­вы ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей?
  10. Какой фе­но­тип можно ожи­дать у потом­ства двух мор­ских сви­нок с белой шер­стью (ре­цес­сив­ный при­знак)?

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1В-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1513000 «Ветеринария»/ 151305 3 «Ветеринариялық фельдшер»
Наименование модуля:   ПМ 04 «Осуществление племенной работы»
Тема урока:   «Изменчивость и наследственность»  
Дата:   «05» сентября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 307 аудитория
Цель урока: 1.Дать понятие о изменчивости и наследственности оганизма. 2.Изучить два противоположных,но взаимосвязанных свойства организма. 3.Совершенствование знаний будущих ветеринарных специалистов, повышение их интереса к учебе. 4.В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: 1.Усвоят знания о наследственности и изменчивости. 2.На основе полученных знаний формируют представление о противоположных,но взаимосвязанных свойствах организма.  
Тип урока:   Урок совершенствования знаний,умений,навыков
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Powerpoint
Дополнительные источники (литература): 1. Т.Е.Ещжанов «Биология». Шын-китап,2008 г 2. Н.П.Герчиков «Животноводство», Колос1971 3.А.В.Бакай «Животноводство» Колос 1977
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Воропаева Екатерина Ивановна Тел.: 87476803356  
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   метод фронтального опроса отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока, заострить внимание студентов на технике безопасности слушают цели урока, усваивают требования техники безопасности, при необходимости записывают   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     работа с карточками демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   карточки
7. Обобщение и систематизация знаний   составить анаграммы, вопросы записывают домашнее задание конспект
8. Информирование о домашнем задании   1. Т.Е.Ещжанов «Биология». стр44-45   выполняют домашнее задание   литература
9. Подведение итогов занятия и рефлексия   рефлексия, комментирование и выставление оценок   участвуют в рефлексии   журнал группы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: