В первой половине XIX в. значительных успехов достигло русское театральное искусство. Несмотря на монополию императорских театров, начало которой было положено в 1803 г., жесткую цензуру театральных пьес и драм, существенно влиявшую на сценический репертуар всех театров, они стали играть все более значимую роль в общественно-культурной жизни страны. Русский репертуарный театр стал не только частью светской жизни и центром светского общения столичной и провинциальной публики, но и важным фактором общественной жизни и своеобразной формой выражения общественного сознания.
Центром театральной жизни Москвы стал Малый Императорский театр, который возник в 1824 г. в результате раздела труппы бывшего Петровского театра на драматическую и балетную труппы. Балетная труппа обосновалась в Большом театре, где стали давать только оперные и балетные спектакли, а драматическая труппа — в Малом театре, который находился по соседству с ним на знаменитой Театральной площади. И тот, и другой театр расположились в новых зданиях, построенных для них знаменитым московским архитектором О.И. Бове.
В северной столице центром театральной жизни был Александринский Императорский театр, открытый в 1832 г. исторической драмой М.В. Крюковского «Князь Пожарский». В отличие от московского Малого театра, где изначально были сильны демократические традиции, Александринский театр отличался значительно большим официозом и парадностью. Тот же официоз и парадность были присущи и двум ведущим музыкальным театрам страны — Мариинскому театру в Петербурге (1783) и Большому театру в Москве (1776), на сцене которых, в основном, шли спектакли, поставленные по произведениям европейских авторов.
|
В первой четверти XIX в. на театральных подмостках процветали классицизм и сентиментализм, а самыми популярными постановками были комедийно-сатирические спектакли по пьесам А.А. Шаховского, И.А. Крылова, М.Н. Загоскина, Н.И. Хмельницкого и других авторов. В этот же период все большей популярностью стали пользоваться произведения, написанные в жанре сентиментальной драмы и классической трагедии, в частности «Андромаха» П.А. Катенина, «Лиза, или Торжество благодарности» Н.И. Ильина, «Ярополк и Олег» и «Дмитрий Донской» В.А. Озерова и «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» В.М. Федорова.
Во второй четверти XIX в., невзирая жесткую цензуру Верховного цензурного комитета, на театральной сцене тенденции романтического и особенно реалистического направлений в искусстве стали развиваться значительно быстрее, чем в других сферах художественного творчества.
Официальные структуры всячески поощряли легкие сценические жанры — романтические драмы и водевили, горячим поклонником которых был сам император Николай I. В годы его правления огромным успехом у публики пользовались патриотические пьесы Н.В. Кукольника «Рука всевышнего Отечество спасла» (1834), «Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский» (1836), «Князь Даниил Холмский» (1839), а также знаменитый водевиль Д.Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» (1840).
Становление и развитие романтического и критического направлений в русском театральном искусстве было связано с творчеством многих артистов, в том числе великого актера Малого Императорского театра Павла Степановича Мочалова и ведущих актеров Александринского Императорского театра Александра Семеновича Яковлева, Василия Андреевича Каратыгина, Александра Евстафьевича Мартынова и выдающейся трагической актрисы Екатерины Семеновной Семеновой, которую современники называли «царицей русской сцены».
|
Окончательное торжество реалистического направления в русском театральном искусстве было связано с творчеством великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина (1788;1863), создавшего на сцене Малого Императорского театра замечательные образы Фамусова в грибоедовском «Горе от ума», городничего в гоголевском «Ревизоре», Муромского в сухово-кобылинской «Свадьбе Кречинского» и Кузовкина в тургеневском «Нахлебнике».
Первая половина XIX в. стала временем нового этапа в развитии русской музыкальной культуры, где особое место заняло камерно-вокальное искусство, развитие которого было связано с именами А.А. Алябьева, П.П. Булахова, А.Н. Верстовского, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева, братьев М.А. и Н.А. Титовых и других.
Александр Александрович Алябьев (1787–1851), которого по праву считают родоначальником жанра городского романса, был автором многих знаменитых романсов, написанных на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, И.И. Козлова и П.Ж. Беранже — «Соловей», «Нищая», «Черкесская песня», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Я вас любил» и других.
Петр Петрович Булахов (1822;1885) вошел в историю русского музыкального искусства как автор многих знаменитых романсов, песен и элегий, в том числе «Не пробуждай воспоминаний», «Гори, гори, моя звезда», «Вот на пути село большое», «Тройка», «Не хочу» и ряда других.
|
Александр Егорович Варламов (1801–1848) был автором более двухсот романсов и песен, написанных на известные стихи А.В. Кольцова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета и А.Н. Плещеева — «Не шей ты мне, матушка», «На заре ты ее не буди», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», «Река шумит», «Красный сарафан» и «Вдоль по улице метелица метет». Кроме того, он стал автором известного сочинения по вокальной методике — «Полной школы пения» (1840), а также составил очень интересный вокальный сборник обработок русских и малороссийских песен «Русский певец» (1845).
Александр Львович Гурилев (1803;1858), который написал такие популярные лирические бытовые романсы, как «Матушка-голубушка», «Однозвучно звенит колокольчик», «И скучно, и грустно», «Разлука» и много других.
Другим жанром музыкального искусства, возникшим в начале нового века, стал жанр водевиля, где особую роль сыграли А.А. Алябьев, А.С. Грибоедов и особенно А.Н. Верстовский, которые и по отдельности, и в соавторстве создали множество прекрасных водевилей, которые пользовались огромной популярностью у публики и не сходили с театральных подмостков на протяжении многих лет: «Бабушкины попугаи» (1819) «Новая шалость» (1822), «Хлопотун, или Дело мастера боится» (1824), «Кто брат, кто сестра» (1826) и другие.
В первой половине XIX в. дальнейшее развитие получил жанр оперного искусства, основы которого были заложены в конце прошлого века Е.И. Фоминым, В.А. Пашкевичем и Д.С. Бортнянским.
Заметную роль в развитии этого музыкального жанра сыграли Алексей и Сергей Николаевичи Титовы, написавшие около двадцати опер, в том числе «Ям, или Почтовая станция» (1805) и «Крестьяне, или Встреча незваных» (1813); Катерино Альбертович Кавос, который был автором таких популярных опер, как «Князь-невидимка» (1805), «Илья-Богатырь» (1807), «Казак-стихотворец» (1812) и «Иван Сусанин» (1815); Александр Александрович Алябьев, автор знаменитых опер «Лунная ночь, или Домовые» (1823) и «Кавказский пленник» (1834) и Алексей Николаевич Верстовский, который разработал новый тип русской оперы и написал музыку к шести оперным либретто: «Пан Твардовский» (1828), «Вадим» (1832), «Аскольдова могила» (1835), «Тоска по родине» (1839) и другим.
В начале XIX в. продолжилось становление и другого музыкального жанра — балета, в развитии которого выдающуюся роль сыграл известный французский балетмейстер и танцовщик Шарль Луи Дидло, который более четверти века возглавлял балетную труппу Российских императорских театров и поставил десятки балетных спектаклей, в том числе «Аполлон и Дафна», «Зефир и Флора», «Роланд и Моргана», «Амур и Психея», «Кавказский пленник» и другие.
В это же время многие русские композиторы, в том числе А.А. Алябьев, М.Ю. Виельгорский и А.Н. Верстовский, создали десятки крупных симфонических произведений, которые продолжили лучшие традиции этого музыкального жанра, заложенные в прошлом веке: кантаты «Торжество муз» (1825) и «Прощальная увертюра» (1830), симфония «Большой гимн» (1831), увертюра «К открытию Малого театра» (1841) и многие другие.
Заметную роль в развитии русского музыкального искусства играли Михаил и Матвей Юрьевичи Виельгорские, которые стали учредителями «Русского музыкального общества». Их дом на протяжении сорока лет был центром музыкальной жизни северной столицы, где устраивались прекрасные музыкально-поэтические вечера, в которых принимали активное участие А. Рубинштейн, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Г. Венявский, Г. Берлиоз и многие другие русские и европейские композиторы.
Самое почетное место в развитии русского музыкального искусства первой половины XIX в. принадлежало великому русскому композитору, родоначальнику реалистического направления в русском музыкальном искусстве и основателю национальной композиторской школы Михаилу Ивановичу Глинке (1804–1857). Он родился в родовом имении Новоспасское Смоленской губернии в состоятельной дворянской семье и с юных лет был направлен на учебу в Петербургский благородный пансион при Главном педагогическом училище, где брал уроки игры на фортепиано и скрипке у Д. Филда, Ш. Майера и Ф. Бема.
После окончания учебы он был определен на службу в Министерство путей сообщения, но вскоре оставил государственное поприще и полностью отдался игре на фортепьяно, часто посещая музыкальные салоны А.А. Дельвига, В.Ф. Одоевского и братьев Виельгорских. В 1830 г. М.И. Глинка уехал в Италию, а затем в Германию, где познакомился с выдающимися европейскими композиторами В. Беллини, Ф. Мендельсоном, Г. Доницетти, а также знаменитым музыкальным теоретиком З. Дена, у которого в течение целого года брал уроки по теории композиции.
Вернувшись в Россию, он начинает работу над первой своей оперой «Жизнь за царя», премьера которой состоялась в Мариинском театре в ноябре 1836 г., и вызвала настоящий восторг у столичной публики. В 1837 г. он становится капельмейстером Придворной певческой капеллы и одновременно начинает работу над новой оперой «Руслан и Людмила». Премьера этой оперы состоялась в ноябре 1842 г., но на сей раз она встретила довольно холодный прием у публики.
В 1844 г. М.И. Глинка вновь уезжает за границу и живет сначала в Париже, а затем в Мадриде, где создал несколько прекрасных увертюр, навеянных народными испанскими мотивами, в том числе «Арагонская хота» (1847) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848). В 1848 г. он вновь возвращается в Россию и пишет здесь несколько знаменитых романсов: «Не искушай», «Сомнения», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Не пой, красавица, при мне», а также симфоническую фантазию «Камаринская», инструментальную пьесу «Вальс-фантазия» и знаменитую «Патриотическую песню», которую, в противовес такой же знаменитой торжественной песне «Боже, Царя храни» А.Ф. Львова, считали неофициальным гимном Российской империи.
Достойным преемником М.И. Глинки, который продолжил традиции реалистического направления в русском музыкальном искусстве, стал его знаменитый ученик, выдающийся русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869). В юные годы, получив первые азы музыкального образования у М.И. Глинки, по мотивам знаменитого романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери» он написал свою первую оперу «Эсмеральда» (1837;1841). Профессиональным сочинительством А.С. Даргомыжский занялся только в 1843 г., когда оставил службу в Министерстве императорского двора и уделов.
Практически сразу после отставки он пишет несколько романсов — «Я вас любил», «И скучно, и грустно», «Свадьба» и «Ночной зефир», которые принесли ему первую известность и успех. А затем он уезжает в Германию, где в течение четырех лет берет уроки композиции у двух известных европейских композиторов Д. Мейберга и Д. Обера. Вернувшись в Россию,А. Даргомыжский пишет новую оперу-балет «Торжество Вакха» (1848), а чуть позже создает несколько известных остродраматических и комических романсов, наполненных социальной тематикой и едкой сатирой:
«Старый капрал», «Мельник», «Червяк», «Без ума, без разума» и «Титулярный советник». Наконец, в 1855 г. по мотивам известной драмы А.С. Пушкина он написал самую знаменитую свою оперу «Русалка», первая постановка которой оказалась не очень удачной и не принесла ее автору заслуженного успеха.