Золотой век» русской литературы




 

Надо признать правоту многих историков и литераторов, что в силу особых общественно-политических условий, существовавших в Российской империи, русская литература уже перестала быть искусством ради искусства, а превратилась в универсальное, синтетическое явление культурного процесса, которая на протяжении всего XIX века ставила и решала важнейшие нравственно-этические, политические, социально-философские и познавательно-мировоззренческие проблемы.

 

Для литературы первой половины XIX века, которая в это время заняла ведущие позиции в художественной культуре, была характерна быстрая смена различных эстетических и идейно-художественных направлений или стилей: сначала сентиментализм сменяется романтизмом, а затем ему на смену приходит реализм.

 

Смена этих литературных направлений происходила столь быстро, что целый ряд русских писателей и поэтов успели отдать дань уважения каждому из них.

 

На рубеже XVIII;XIX вв. ведущим направлением литературного творчества становится сентиментализм, основоположником которого был Николай Михайлович Карамзин, написавший в 1792 г. свою знаменитую повесть «Бедная Лиза». Этому «чувственному» направлению в русской литературе в той или иной степени отдали дань уважения многие поэты и писатели той поры, в том числе М.М. Херасков, И.Б. Богданович, В.И. Майков, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев и В.А. Жуковский, которые оставили заметный след в истории русской литературы.

 

Безусловной заслугой сентименталистов, прежде всего, самого Н.М. Карамзина, стала реформа русского литературного языка.

В самом начале нового века эта проблема оказалась в центре борьбы двух течений в русской публицистике и литературе.

 

Эпигоны классицизма и сторонники сохранения старых классических, а по сути архаических норм литературного языка объединились вокруг литературного общества «Беседа любителей русского слова» (1811–1816), видными представителями которого были государственный секретарь адмирал А.С. Шишков и два известных журналиста Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин.

 

А лагерь их оппонентов, среди которых были молодые В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, К.Н. Батюшков и А.С. Пушкин, группировался вокруг литературного кружка «Арзамас» (1815–1818), который возглавлял Н.М. Карамзин.

 

«Реформаторы» в отличие от «архаистов» ратовали за активное использование в литературных произведениях живых традиций русского разговорного языка и отказа от устаревших литературных канонов классицизма.

 

 

В конечном счете этот спор разрешила сама жизнь, и в 1816 г. с закрытием общества «Беседа» острая полемика между «архаистами» и «реформаторами» ушла в небытие.

 

Завершение этого «теоретического» спора хронологически совпало с торжеством нового литературного направления — романтизма, суть которого состояла в стремлении противопоставить реальной действительности некий обобщенный романтический мир.

 

По своей сути, романтизм отрицал обыденный утилитаризм и нивелировку личностного начала и ратовал за безграничную свободу и постоянную жажду совершенства.

 

Конечно, русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но, по мнению большинства современных ученых, его особенность состояла в ярко выраженном интересе к национальной самобытности, прежде всего, фольклору и важнейшим событиям национальной истории.

 

С точки зрения ряда современных авторов (Н. Проскурякова), европейский индивидуализм и абсолютная ценность человеческой личности, которые составляли идейную основу романтических произведений европейских авторов, так и не прижились на русской почве в силу целого ряда объективных причин, в частности, многовековых традиций коллективизма, личной ответственности за судьбу страны и готовности к самопожертвованию ради других людей.

 

Традиционно в рамках русского романтизма выделяют два течения:

1) так называемый «салонный» («меланхолический» или «консервативный») романтизм, видным представителем которого был Василий Андреевич Жуковский,

2) «идейный» («гражданский» или «революционный») романтизм, видным представителем которого был Константин Федорович Рылеев. Представители первого течения, погружаясь в тайны «души и сердца», стремились пробудить в человеке его лучшие чувства через идеализацию прошлого и мистические размышления о потустороннем мире.

 

А представители второго течения, напротив, побуждали своих читателей к героической борьбе и подвигам, воспевая беспримерную смелость, отвагу и готовность к самопожертвованию своих героев в борьбе с тиранами.

 

 

Основоположником национального романтизма в литературе традиционно называют выдающегося русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783–1852), самыми яркими произведениями которого стали эталонные романтические баллады «Людмила» (1808) и «Светлана» (1808;1812).

 

 

К числу выдающихся представителей этого направления относились многие известные поэты, поскольку в этот период именно поэзия становится ведущим жанром всего литературного творчества.

 

Яркими произведениями русской романтической поэзии были: ода «Дума» и поэмы «Войнаровский» и «Наливайко» Константина Федоровича Рылеева; поэма «Смерть Байрона» Вильгельма Карловича Кюхельбекера; элегия «Фрегат “Надежда”» Александра Александровича Бестужева-Марлинского; стихотворения «Мои Пенаты» и «Вакханка» Константина Николаевича Батюшкова; элегии «Признание», «Две доли» и «Разуверение» Евгения Абрамовича Баратынского; стихотворения «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек» Антона Антоновича Дельвига; поэма «Василько» Александра Ивановича Одоевского и стихотворения «Тройка» и «Узник» Федора Никитовича Глинки.

 

Заметный вклад в развитие художественно-эстетических принципов романтизма внесли и «деревенские» поэты, в частности Иван Иванович Козлов, автор поэмы «Чернец» и знаменитого стихотворения «Вечерний звон», Иван Саввич Никитин, автор поэмы «Кулак», и Алексей Васильевич Кольцов, перу которого принадлежали многие стихотворения, проникнутые поэтикой деревенской жизни: «Не шуми ты, рожь», «Песня пахаря», «Косарь» и многие другие.

 

Совершенно не замеченный современниками прошел великий русский поэт Федор Иванович Тютчев (1803;1873), которого впервые открыл А.С. Пушкин, напечатав в 1836 г. в своем журнале «Современник» его подборку стихов.

 

Трагическое мироощущение великого философа-поэта в период заката романтизма не было понято публикой, и известность к нему пришла только на закате жизни, а на рубеже XIX;XX вв. о нем заговорили, как о «предтече» символистов.

 

Кроме того, эстетикой романтизма были проникнуты и ранние стихотворения Дениса Васильевича Давыдова, Петра Андреевича Вяземского, Александра Сергеевича Пушкина, Николая Михайловича Языкова, Дмитрия Владимировича Веневитинова, Михаила Юрьевича Лермонтова и Алексея Константиновича Толстого.

 

После подавления восстания декабристов в романтической поэзии стали преобладать «охранительные» и «реакционные» тенденции, что наиболее ярко проявилось в творчестве Нестора Васильевича Кукольника, автора известной исторической драмы «Рука всевышнего Отечество спасла» (1834).

Эти же тенденции частично проявились и в других жанрах литературного творчества, в частности в известных и популярных в то время исторических романах Михаила Николаевича Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году» (1829) и «Рославлёв, или русские в 1812 году» (1831), и Ивана Ивановича Лажечникова «Последний Новик» (1831–1833) и «Ледяной дом» (1835).

 

Этот же период стал и временем заката романтизма, на смену которому стремительно пришло новое литературное направление — реализм, сыгравший исключительно важную роль в развитии всей национальной культуры.

 

С развитием нового литературного направления основными жанрами литературного творчества становятся повесть и роман.

 

В отечественной исторической науке возникновение и становление реализма традиционно связывают с именами трех великих классиков национальной культуры: Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя и Михаила Юрьевича Лермонтова.

 

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в старинной дворянской семье 6 июня 1799 г. В сентябре 1811 г., выдержав вступительный экзамен, он был зачислен в привилегированный Царскосельский лицей, где вскоре раскрылось поэтическое дарование молодого лицеиста, который в 1814 г. опубликовал первое свое стихотворение «К другу стихотворцу».

 

В январе 1815 г. на публичном экзамене при переходе в старший класс А.С. Пушкин прочитал свое знаменитое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», которое вызвало настоящий восторг у председателя комиссии Г.Р. Державина, что и предопределило всю его дальнейшую судьбу.

 

Всего же, по подсчетам пушкинистов, в период своей учебы в Лицее (1813;1817) он написал более ста сорока стихотворений, поэм, элегий и эпиграмм.

В 1817 г., после окончания лицея, молодой А.С. Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, однако он скорее числился на службе, нежели служил престолу, посвятив себя литературному творчеству.

 

 

В этот период, наряду с блестящими образцами поэтической лирики и первой поэмой «Руслан и Людмила», выходят его знаменитые поэтические творения и едкие эпиграммы, которые не остались без внимания властей: ода «Вольность», стихотворения «Деревня» и «К Чаадаеву», эпиграммы на Н.М. Карамзина, графа А.К. Разумовского, князя А.Н. Голицына, графа А.А. Аракчеева и других влиятельных персон.

 

В 1820 г. он покидает Петербург и отправляется в первую «политическую» ссылку в Кишинев — на службу в канцелярию генерал-губернатора Бессарабской губернии И.Н. Инзова.

 

Здесь, на южной окраине Российской империи, он создает более девяноста поэтических произведений, в том числе знаменитую «Песнь о вещем Олеге», стихотворения «Узник» и «К цензору», а также первые поэмы «Кавказский пленник» (1820;1821), «Братья-разбойники» (1821;1822) и «Бахчисарайский фонтан (1821;1823).

 

В 1823 г. А.С. Пушкин переезжает в Одессу и поступает на службу в канцелярию новороссийского генерал-губернатора князя М.С. Воронцова. Отношения между ними сразу не сложились, и летом 1824 г. он получает отставку и отправляется в новую ссылку, в родовое имение Михайловское Псковской губернии под надзор тамошнего предводителя губернского дворянства и настоятеля Святогорского монастыря.

 

Этот период в творчестве поэта оказался одним из самых плодотворных. Здесь он создает около девяноста стихотворений, в том числе знаменитые «Пророк» и «К няне», поэмы «Цыгане» (1824) и «Граф Нулин» (1825), знаменитую драму «Борис Годунов» (1825), а также начинает работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

 

После подавления восстания декабристов в июле 1826 г. А.С. Пушкин направил новому императору Николаю I верноподданническое письмо, после которого был приглашен им на коронацию в Москву, где имел продолжительную беседу с государем, который вызвался быть личным цензором поэта, и позволил ему поселиться в любом уголке империи.

 

В 1827 г. он переезжает в Москву, где продолжает плодотворно работать, создав около ста тридцати различных поэтических произведений, в том числе «Во глубине сибирских руд», «Анчар», «Талисман», «Поэт и толпа», «О, сколько нам открытий чудных» и знаменитую поэму «Полтава» (1829). В середине 1829 г. он совершает поездку на Кавказ, в результате чего появляется замечательный цикл его стихотворений «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Кинжал», «Кавказ», «Монастырь на Казбеке» и многие другие.

 

В первой половине 1830 г., параллельно с написанием новых стихотворений, А.С. Пушкин завершает работу над своими «маленькими трагедиями» — «Скупым рыцарем», «Моцартом и Сальери», «Каменным гостем», «Пиром во время чумы» и первым крупным прозаическим произведением — «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина».

 

А уже в августе 1830 г., после помолвки с Натальей Николаевной Гончаровой, он уехал в родовое поместье Болдино Нижегородской губернии, где через три месяца закончил «Евгения Онегина», который полностью был опубликован в 1831 г.

 

В мае 1831 г., после окончания всех свадебных церемоний А.С. Пушкин окончательно вернулся в Петербург, где создал огромное количество новых замечательных произведений, написанных в совершенно разных жанрах: блестящие стихотворения «Клеветникам России» (1831) и «Памятник» (1836), поэму «Медный всадник» (1833), детские поэтические поэмы «Сказка о попе и его работнике Балде» (1831), «Сказка о царе Салтане» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833) и «Сказка о золотом петушке»(1834), и прозаические повести «Дубровский» (1831), «Пиковая дама» (1833) и «Капитанская дочка» (1836).

 

Кроме того, в 1833;1836 гг. он активно работал над «Историей Пугачевского бунта», совершив поездку в Казань, Симбирск, Оренбург и другие города Поволжья и Урала, а по возвращении в Петербург не менее активно занялся издательской деятельностью и возглавил редакцию нового литературно-художественного журнала «Современник».

 

 

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье потомственных малороссийских шляхтичей. В 1821 г. он закончил уездное училище и поступил на учебу в Нежинский лицей, в стенах которого создал свое первое литературное произведение «Ганц Кюхельгартен» (1827), написанное в лучших традициях позднего романтизма.

 

После окончания лицея в декабре 1829 г. он приезжает в Петербург, где поступает на службу в Министерство юстиции. А уже 1830 г. в журнале «Отечественные записки» выходит его первая повесть «Басаврюк, или вечер накануне Ивана Купалы», которая была благосклонно встречена столичной публикой и ввела Н.В. Гоголя в литературный мир северной Пальмиры, где он познакомился с А.С. Пушкиным, А.А. Дельвигом, В.А. Жуковским и другими известными литераторами.

 

В 1831 г. были опубликованы два сборника его рассказов и повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые получили восторженный отзыв читающей публики, и особенно его собратьев по перу, в том числе самого А.С. Пушкина. В первом сборнике были собраны такие известные повести, как «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота», а во второй сборник вошли его повести «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место» и другие.

 

В 1835 г. выходит новый сборник его повестей «Миргород», включавший в себя такие знаменитые произведения, как «Тарас Бульба», «Старосветские помещики, «Вий» и другие. А уже через полгода был напечатан еще один литературный сборник «Арабески», куда вошли его повести «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего».

 

По мнению историков литературы, эти сборники стали рубежными в творчестве Н.В. Гоголя, который окончательно покончил с юношеским увлечением романтизмом и перешел на позиции реализма. Более того, многие историки и литературоведы (В. Кожинов, Н. Проскурякова, Н. Троицкий), вслед за В.Г. Белинским именно его считают основоположником критического (социально-критического) реализма, или так называемой «натуральной школы». Хотя сам В.Г. Белинский писал, что «между Гоголем и натуральной школой — целая бездна».

 

В 1836 г. выходит знаменитая комедия Н.В. Гоголя «Ревизор», принесшая ему общероссийскую славу. И в том же году на страницах пушкинского «Современника» печатаются две его повести «Коляска» и «Нос», поражающие своим одновременным трагизмом и бесподобной сатирой на русскую действительность того времени.

 

Наконец, в 1842 г. выходят в свет два самых знаменитых гоголевских сочинения, которые поставили его в первый ряд выдающихся классиков мировой литературы — повесть «Шинель» и первый том поэмы «Мертвые души», над которым мастер работал более семи лет. Оценка этого самого значительного сочинения писателя до сих пор остается очень неоднозначной, что отчетливо видно при анализе работ целого ряда исследователей его творчества, в частности, профессора В.В. Кожинова («К методологии истории русской литературы» 1968) и его современных сторонников А.В. Михайлова и В.В. Федорова.

 

 

К большому сожалению, последние годы своей жизни Н.В. Гоголь, страдавший психическим заболеванием, практически полностью отошел от литературной деятельности и значительную часть времени проводил в Европе.

 

Самыми заметными его работами этого периода стали религиозно-философский трактат «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), который был встречен в штыки либеральной публикой, и второй том поэмы «Мертвые души», который был уничтожен самим автором незадолго до своей кончины.

 

Еще в седьмой главе первого тома «Мертвых душ» Н.В. Гоголь, сопоставляя творца «искусства ради искусства» и «писателя-обличителя» человеческих пороков и общественных порядков, безоговорочно причислил себя именно ко второму типу «врачевателей душ».

 

В своей «Переписке с друзьями» от идей самосовершенствования личности, как главного инструмента улучшения общественной жизни, он приходит к проповеди «патриархальной идиллии» и «теократической утопии». Именно за это В.Г. Белинский в своем знаменитом «Письме Н.В. Гоголю» (1847) назвал его «проповедником кнута, апостолом невежества и поборником обскурантизма».

 

Хотя проблема авторства этого «Письма» до сих пор вызывает споры, и ряд современных ученых, все тот же профессор В.В. Кожинов, полагают, что эта редакция «Письма Н.В. Гоголю», принадлежит не В.Г. Белинскому, а какому-то другому лицу.

 

В 1849 г. он вернулся в Россию и попытался вновь заняться литературным творчеством, однако тяжелая болезнь окончательно подкосила силы писателя и 21 февраля 1852 г. Николай Васильевич Гоголь скончался и был погребен на кладбище Данилова монастыря в Москве.

 

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве в старинной дворянской семье, но уже через год его перевозят в родовое имение Тарханы Пензенской губернии, где вскоре после смерти матушки он поступает на попечение своей бабки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. В 1828 г. он был зачислен на учебу в Московский университетский благородный пансион, где пишет свои первые поэмы и стихи «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Осень», «Заблуждение Купидона» и другие. В том же году увидела свет и первая редакция его знаменитой поэмы «Демон».

 

В 1830 г. после успешного окончания пансиона М.Ю. Лермонтов был зачислен на факультет нравственных и политических наук Московского Императорского университета, где он проучился два года и написал около тридцати стихотворений и поэм, в том числе «Благодарю», «Нищий», «Глупой красавице», «Редеют бледные туманы» и «Измаил-Бей» и первое драматическое произведение «Странный человек».

 

В 1832 г. он уезжает в Петербург и поступает на учебу в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую заканчивает в 1834 г. в звании корнета лейб-гвардии Гусарского полка.

 

Во время учебы в военном пансионе у М.Ю. Лермонтова было не очень много свободного времени, но, тем не менее, и здесь он продолжает заниматься любимым делом.

 

Из-под его пера выходит знаменитое стихотворение «Белеет парус одинокий» и первые главы романа «Вадим», посвященного временам пугачевского бунта. Став уже гвардейским прапорщиком, он работает над драмой «Маскарад», которую несколько раз не пропускает цензурный комитет, и романом «Княгиня Лиговская».

 

В феврале 1837 г., сразу после гибели А.С. Пушкина, потрясенный его смертью М.Ю. Лермонтов пишет свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», за которое был сразу арестован и заключен под стражу в Главный штаб.

 

На личном донесении шефа Корпуса жандармов генерала А.Х. Бенкендорфа об этом происшествии государь-император Николай I собственноручно начертал: «Старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он».

Через несколько дней приказом военного министра князя А.И. Чернышева прапорщик М.Ю. Лермонтов был переведен на службу в Нижегородский драгунский полк, который вел боевые действия на Кавказе.

 

В мае 1837 г. было опубликовано его знаменитое стихотворение «Бородино», однако это не спасло опального поэта от «расправы», и он едет в Тифлис в расположение нового места своей службы.

 

В 1838 г. по высочайшему приказу по кавалерии в звании корнета М.Ю. Лермонтов переезжает в Новгородскую губернию в расположение лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, а затем опять переводится в Петербург в родной ему лейб-гвардии Гусарский полк. К этому времени относится создание его знаменитой поэмы «Песнь про купца Калашникова» и не менее знаменитых стихотворений «Дума», «Поэт» и «Русалка».

 

В 1839 г. он начинает работу над романом «Герой нашего времени» и создает его первую часть, состоящую из двух новелл — «Бэла» и «Максим Максимович». А в начале 1840 г. выходят его знаменитые стихотворения: «Как часто, пеструю толпою окружен…», «И скучно, и грустно…», «Узник», «Ангел» и другие. Тогда же были напечатаны и его новые повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», вошедшие в «Дневник Печорина» и вторую часть его романа «Герой нашего времени».

 

В марте 1840 г. М.Ю. Лермонтов был привлечен к ответственности за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом и в чине армейского поручика отправлен в Тенгинский пехотный полк опять на Кавказ. Перед отъездом из Петербурга он пишет еще одно знаменитое стихотворение «Тучки небесные, вечные странники…». А уже в июне — ноябре 1840 г. принимает активное участие в боевых действиях против горцев Шамиля в Чечне и Северном Дагестане, за что по личному распоряжению императора вместо боевого ордена, к которому его представил командир корпуса, был «удостоен» двухмесячного отпуска.

 

В это же время вышел в свет первый сборник «Стихотворения М.Ю. Лермонтова» тиражом тысяча экземпляров. В начале 1841 г. были опубликованы его роман «Герой нашего времени», знаменитая поэма «Мцыри» и не менее знаменитое стихотворение «Родина».

 

В канонической биографии М.Ю. Лермонтова, известной каждому образованному человеку еще со школьной скамьи, утверждается, что в апреле 1841 г., перед своим очередным отъездом на Кавказ, он пишет еще одно знаменитое стихотворение «Прощай, немытая Россия», поразившее современников и потомков своей явной русофобией.

 

Однако в 2005 г. кандидат философских наук А.А. Кутырева опубликовала очень любопытную статью «О патриотизме Лермонтова и об авторстве стихотворения "Прощай, немытая Россия"», где убедительно доказала, что истинным автором пресловутого восьмистишия был известный в свое время журналист и поэт-пародист Д.Д. Минаев, который в 1860-х гг. активно печатался в либеральных русофобских журналах «Современник», «Русское слово», «Искра» и несколько месяцев редактировал известный сатирический журнал «Гудок».

 

 

Новый приезд М.Ю. Лермонтова на Кавказ оказался для него последним путешествием, поскольку всего спустя два месяца по прибытии в Пятигорск, 15 июля 1841 г. у подножья горы Машук состоялась его роковая дуэль с майором Н.С. Мартыновым, в ходе которой он получил смертельное ранение и погиб.

 

Важное место в становлении нового реалистического направления в русской литературе занимали и многие другие видные поэты и писатели.

 

Иван Андреевич Крылов (1769–1844) — выдающийся русский баснописец и поэт, создавший в своих многочисленных баснях («Квартет», «Волк на псарне», «Лебедь, рак и щука», «Попрыгунья стрекоза», «Ягненок и волк») блестящую плеяду типических аллегорических образов животных и насекомых, столь похожих своими повадками и поведением на людей;

 

Александр Сергеевич Грибоедов (1790–1829) — выдающийся русский драматург, ставший автором целого ряда реалистических комедий, написанных в 1817–1818 гг.: «Студент», «Молодые супруги» и «Своя семья». Но, бесспорно, в полной мере его талант раскрылся в знаменитой комедии «Горе от ума», созданной им в 1822;1824 гг.

 

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859) — выдающийся русский писатель, перу которого, помимо разного рода «охотничьих» и «рыбацких» рассказов, принадлежала знаменитая «Семейная хроника», написанная в 1830-х гг., которую многие литературоведы расценили как исток и сердцевинное явление русской классической прозы всего XIX века.

 

Значительный вклад в развитие критического реализма внесли и видные идеологи революционно-демократического движения 1830—1840-х гг. — Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, Дмитрий Васильевич Григорович и Тарас Григорьевич Шевченко.

 

Первый вошел в историю литературы как автор романа «Кто виноват?» (1841;1846) и повестей «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848), второй — как основоположник русской литературной критики и автор знаменитых критических и публицистических статей «Бородинская годовщина» (1839), «Горе от ума» (1839) и «Письмо Н.В. Гоголю», третий — как автор известных антикрепостнических повестей «Деревня» (1846) и «Антон-Горемыка» (1847) и, наконец, четвертый — как автор стихотворного сборника «Кобзарь» (1840), ряда поэм — «Катерина» (1838), «Гайдамаки» (1841), «Сон» (1844), «Наймичка» (1845), «Неофиты» (1857) и «Мария» (1859), а также драматической пьесы «Назар Стодоля» (1843).

 

Дальнейшее развитие критического реализма связано с именами многих выдающихся классиков отечественной и мировой литературы, которые в 1840;1850-х гг. начинали свой творческий путь.

 

Именно тогда увидели свет первая повесть Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (1846), первый роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история» (1847), первые повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «Противоречие» и «Запутанное дело» (1847–1848) и первый цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» (1847;1852).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: