Мантийная полость — это пространство между стенками туловища и мантией.




Органы моллюсков объединены в системы: пищеварительную, дыхательную, кровеносную, нервную, выделительную, половую.

Пищеварительная система Пищеварительная система зависит от типа питания моллюсков.

Ротовая полость переходит в глотку, а затем — в пищевод, который ведёт в желудок и кишечник. В него впадают протоки пищеварительной железы. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через анальное отверстие.

Дыхание. Дыхание у моллюсков, живущих в воде, осуществляется жабрами, а у наземных — с помощью лёгкого. Некоторые водные моллюски (например, прудовики) также дышат лёгкими, периодически поднимаясь к поверхности воды, чтобы вдохнуть.

Кровеносная система В кровеносную систему входят сердце (орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полостям тела) и сосуды. Сердце обычно состоит из трёх камер: одного желудочка и двух предсердий (у Брюхоногих — две камеры: предсердие и желудочек).

Моллюски имеют незамкнутую кровеносную систему (за исключением головоногих). Это означает, что кровь течёт не только по кровеносным сосудам, но и по специальным полостям между органами, а затем кровь вновь собирается в сосуды и поступает в жабры или лёгкие для обогащения кислородом.

Нервная система и органы чувств. Нервная система различается по степени сложности и наиболее развита у Головоногих моллюсков.

Она состоит из нескольких пар хорошо развитых нервных узлов, расположенных в разных частях тела, и отходящих от них нервов. Такая нервная система называется системой разбросанно-узлового типа.

Выделительная система. Органы выделения моллюсков — одна или две почки, выделительные отверстия которых открываются в мантийную полость.

Размножение. Моллюски размножаются только половым путём. Большинство из них раздельнополы, но встречаются и гермафродиты. Размножаются моллюски, откладывая оплодотворённые яйца. Оплодотворение у моллюсков бывает наружное (например, у устрицы и беззубки) и внутреннее (у виноградной улитки).
Из оплодотворённого яйца развивается или личинка, ведущая планктонный образ жизни (парусник), или сформировавшийся маленький моллюск.

Происхождение. Моллюски произошли от общих с Кольчатыми червями предков, у которых была слабо развита вторичная полость тела, имелись ресничные покровы и ещё не было расчленения тела на сегменты.

В эмбриональном (зародышевом) развитии Моллюсков можно наблюдать много общего с развитием Многощетинковых Кольчатых червей. Это указывает на древние исторические (эволюционные) связи между ними.

 

Типичная личинка морских моллюсков (парусник) очень похожа на личинку кольчатых червей, несущую большие лопасти, усаженные ресничками.

Личинка ведёт планктонный образ жизни, потом оседает на дно и принимает облик типичного брюхоногого моллюска.

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1В-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1513000 «Ветеринария»/ 151305 3 «Ветеринарный фельдшер»
Наименование модуля:   ПМ 04 «Осуществление племенной работы»  
Тема урока: «Тип Членистоногие»
Дата:   7 ноября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 307 аудитория
Цель урока: 1.Дать понятие типу членистоногие (класс ракообразные,класс паукообразные,класс насекомые) 2.Изучить,общую характеристику, дыхание, выделение, значение типа членистоногие.. 3. Совершенствование знаний будущих ветеринарных специалистов, повышение их интереса к учебе. 4. В ходе урока воспитывать у обучающихся любовь к выбранной профессии. 5.Воспитывать познавательную и творческую активность, ответственность.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты лекции
Ожидаемые результаты: 1. Определяет тип членистоногие (класс ракообразные,класс паукообразные,класс насекомые) 2. Составляет общую характеристику, дыхание, выделение, значение типа членистоногие.. 3. На основе полученных знаний формируют представление типа кишечнополостных. 4. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока: Комбинированный  
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка  
Необходимое оборудование и приборы:   тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Powerpoint
Дополнительные источники (литература): 1. Т.Е.Ещжанов «Биология». Шын-китап,2008 г 2. Н.П.Герчиков «Животноводство», Колос1971 3.А.В.Бакай «Животноводство» Колос 1977
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Воропааева Екатерина Ивановна   Тел.: 87476803356 E-mail:
               

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   метод фронтального опроса,метод игровой формы отвечают на вопросы преподавателя,задают вопросы друг другу,отвечают   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока, заострить внимание студентов на технике безопасности слушают цели урока, усваивают требования техники безопасности, при необходимости записывают   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     работа с карточками демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   карточки
7. Информирование о домашнем задании   читать конспект, составить вопросы, анаграммы, ребусы выполняют домашнее задание,работа с конспектом.   литература конспект
8. Подведение итогов занятия и рефлексия   рефлексия, комментирование и выставление оценок   участвуют в рефлексии   журнал группы

 

Тема:Тип членистоногие. К членистоногим относится более 1 млн. видов. Обилие форм объясняется хорошей приспособленностью членистоногих к жизни во всех средах обитания. Этому способствовало появление ароморфозов и идиоадаптаций, характерных для членистоногих. Вместе с тем у членистоногих имеется много общих признаков с кольчатыми червями, что указывает на их филогенетическое родство.

Для животных, относящихся к типу членистоногих, характерны следующие признаки:

Трехслойность, т.е. развитие трех зародышевых листков у эмбриона;

двухсторонняя симметрия тела;

неодинаковая членистость тела, выражающаяся в том, что сегменты тела имеют разное строение и выполняют различные функции;

слияние сегментов в отделы тела (голову, грудь, брюшко);

появление членистых конечностей, представляющих собой многоколенчатый рычаг;

дифференциация мышц и появление поперечно-полосатой мускулатуры;

наружный хитинизированный скелет, защищающий от внешних вредных воздействий и предназначенный для прикрепления мышц;

смешанная полость тела, образующаяся во время эмбрионального развития в результате слияния первичной и вторичной полостей тела;

кровеносной, нервной, эндокринной, половой.

Строение членистоногих Пищеварительная система состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося анальным отверстием. Средний отдел снабжен пищеварительными железами. Органы дыхания и выделения. Строение органов дыхания зависит от условий обитания. У водных форм — жабры, способные использовать кислород, растворенный в воде; у наземных — легкие и трахеи, приспособленные к использованию кислорода воздуха. Органы выделения представляют собой видоизмененные метанефридии. Кровеносная система членистоногих незамкнутая. Сердце расположено на спинной стороне тела. От сердца отходят только главные кровеносные сосуды — аорта и артерии, из которых гемолимфа изливается в синусы, представляющие собой участки смешанной полости тела (миксоцеля), а затем опять возвращается в сердце. Гемолимфа — жидкость, частично соответствующая крови кольчатых червей, а частично — целомической жидкости. Нервная система так же, как и у кольчатых червей, состоит из надглоточного ганглия, окологлоточных перемычек и брюшной нервной цепочки. Однако у членистоногих следует отметить усложнение этого общего типа строения нервной системы, заключающееся в слиянии нервных узлов, особенно в головном отделе, где образуется так называемый головной мозг. У типа Членистоногие более прогрессивное, чем у кольчатых червей, развитие центральной нервной системы, в том числе и головного мозга. Это обеспечило сложное поведение этих животных, а также способствовало успешному заселению ими разнообразных мест обитания. Органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и др.) также хорошо развиты у членистоногих. Кроме нервной системы функцию регуляции выполняют эндокринные железы. Размножение и развитие членистоногих. За редким исключением членистоногие являются раздельнополыми животными. Они размножаются только половым путем (с оплодотворением или партеногенетически). У членистоногих развитие чаще происходит со сложным метаморфозом. Значение членистоногих в природе и жизни человека Наибольшее медицинское и сельскохозяйственное значение имеют три самых богатых представителями класса: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. Роль членистоногих в природе, круговороте веществ, в биосфере огромна. Велико также их экономическое значение как вредителей и опылителей культурных растений, как животных, употребляемых в пищу, и т.д. Членистоногие представляют большой медицинский и ветеринарный интерес, так как среди них встречаются паразиты человека, животных, промежуточные хозяева паразитов, переносчики возбудителей различных болезней и ядовитые животные.

В связи с приспособлением к разнообразным условиям существования членистоногие отличаются необыкновенным богатством форм. Из классов, входящих в тип членистоногих, здесь будут рассмотрены только три, как наиболее многочисленные классы:

  • Класс Crustacea (ракообразные).
  • Класс Arachnoidea (паукообразные).
  • Класс Insecta (насекомые).

Сравнительная характеристика этих классов представлена в табл. 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика классов членистоногих
Признак Класс
Ракообразные Паукообразные Насекомые
Отделы тела Головогрудь, брюшко (у некоторых голова отделена от груди, у других отделы тела слиты) Головогрудь, брюшко (у клещей часто все отделы слиты) Голова, грудь, брюшко
Количество усиков Две пары Отсутствуют Одна пара
Количество ротовых конечностей Три пары Две пары Три пары
Количество ходильных ног Различное (у десятиногих - пять пар) Четыре пары Три пары
Крылья Отсутствуют Отсутствуют Две пары (реже одна пара или отсутствуют)
Органы дыхания Жабры Легкие и трахеи Трахеи

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1В-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1513000 «Ветеринария»/ 151305 3 «Ветеринарный фельдшер»
Наименование модуля:   ПМ 04 «Осуществление племенной работы»  
Тема урока: «Класс паукообразные, ракообразные, насекомые.»
Дата:   15 ноября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 307 аудитория
Цель урока: 1.Дать понятие класс ракообразные, класс паукообразные,класс насекомые 2.Изучить общую характеристику кровеносную и дыхательную систему, выделительную, нервную систему, значение. 3. Совершенствование знаний будущих ветеринарных специалистов, повышение их интереса к учебе. 4. В ходе урока воспитывать у обучающихся любовь к выбранной профессии. 5.Воспитывать познавательную и творческую активность, ответственность.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты лекции
Ожидаемые результаты: 1. Определяет и дает общую характеристику кровеносной и дыхательной системе, выделительную, нервную систему, значение. 2. Составляет сравнительную характеристику классов членистоногих. 3. На основе полученных знаний формируют представление типа кишечнополостных. 4. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков  
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка  
Необходимое оборудование и приборы:   тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Powerpoint
Дополнительные источники (литература): 1. Т.Е.Ещжанов «Биология». Шын-китап,2008 г 2. Н.П.Герчиков «Животноводство», Колос1971 3.А.В.Бакай «Животноводство» Колос 1977
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Воропааева Екатерина Ивановна   Тел.: 87476803356 E-mail:
               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: