Тема 3. Инфляция и её закономерности




1. Дайте определения новым терминам:

инфляция (ползучая, подавленная, гиперинфляция, импортируемая, стагфляция), базовая инфляция, инфляционная спираль, инфляционные ожидания, уровень и темп инфляции, индекс цен, индекс-дефлятор ВВП, денежные реформы, реальные доходы населения.

2. Составьте структурно-логические схемы и опишите взаимосвязь элементов:

 механизм раскручивания инфляции двух типов (инфляция спроса, инфляция издержек);

 типы и виды инфляции (классификация по различным критериям).

3. Найдите и проанализируйте фактические данные по вопросам:

 уровень и темпы инфляции в России, в других странах, в вашем регионе за последние 10 лет;

 динамика ставки рефинансирования в России – начиная с 1992 года по настоящее время;

 динамика реальных доходов населения в России (странах ближнего зарубежья) – начиная с 2000 года по настоящее время.

4. Найдите и прокомментируйте конкретные примеры из финансово-кредитной практики:

 проведение крупномасштабных денежных реформ в периоды гиперинфляции в различных странах;

 шоковая терапия – экономические реформы, сопровождающиеся взрывом цен.

5. Решите задачи:

А. Исходя из роста доходности (или риска обесценения) денежных средств определите, в какой форме населению выгоднее всего иметь сбережения при следующих условиях:

за год инфляция составила 11,5%, курс доллара вырос (с 23,75 до 25,35 руб.); максимальные ставки по рублевым вкладам в банках – 12,5% годовых, по вкладам в иностранной валюте – 7,5% годовых. Рассчитайте реальную доходность (в процентах) и выберите лучшую форму хранения сбережений: наличные доллары, рублёвый вклад, валютный вклад.

Б. Заёмщик получает от кредитора заём в размере 1 млн руб. под 4% годовых, при этом инфляция составляет 2,5%. Определите доход кредитора за год.

В. Базовая годовая сумма оплаты обучения в вузе равна 28000 руб., она повышается с учётом инфляции (9%). Срок обучения – 5 лет. Вуз предлагает внести сразу всю плату за обучение. Определите расчётным путём, выгодно ли это для обучаемого. Банковский процент на вклад составляет 12% годовых, сумма вклада – 100000 руб.

Тема 4. Денежный оборот и его структура.
Формы и принципы безналичных расчётов

1. Дайте определения новым терминам:

денежный оборот, безналичные расчёты, клиринг, овердрафт, аккредитив, акцепт, вексель (соло, тратта), аваль и индоссамент на векселе, учёт и переучёт векселя, факторинг, инкассовые поручения банку, платёжное поручение, электронные платёжные документы, электронная цифровая подпись, лимит кассы предприятия, оборотные кассы и резервные фонды РКЦ.

2. Составьте структурно-логические схемы и опишите взаимосвязь элементов:

 механизм осуществления безналичных расчётов – по формам (платёжными поручениями, аккредитивами, инкассо, чеками);

 механизм расчёта с помощью векселей (вексельная схема);

 организация Центральным банком налично-денежного оборота.

3. Найдите и проанализируйте фактические данные по вопросам:

 объёмы и соотношение наличного и безналичного денежного оборота за последние годы в России и за рубежом;

 участие ЦБ РФ в платёжном обороте России (объём, доля).

Тема 5. Элементы денежной системы
и механизм её функционирования

1. Дайте определения новым терминам:

денежная система государства, эмиссионный механизм, финансовая инфраструктура, финансовое законодательство, биметаллизм, устойчивость денежного обращения, международная ликвидность страны.

2. Составьте структурно-логические схемы и опишите взаимосвязь элементов:

 денежная система современного государства (элементы – блоки и управляющие органы);

 основные типы денежных систем и исторические этапы эволюции денежной системы.


Тема 6. Платёжные системы, их виды и принципы организации

1. Дайте определения новым терминам:

платёжная система, платёжные карты, банкомат, эквайеринг, расчёты в режиме on-line, корреспондентские счета Лоро и Ностро, финансовый мониторинг банков за платежами клиентов, RTGS, SWIFT, TARGET, Mondex, FedWire, Sagittaire, CHIPS, CHAPS, Diners Club, VISA International, Europay International, American Express, Interna-tional, Master Card International.

2. Составьте структурно-логические схемы и опишите взаимосвязь элементов:

 вексельная схема расчётов между предприятиями и банками;

 платёжная система на основе использования пластиковых карт;

 развитие и значение «зарплатных проектов» в России и за рубежом.

3. Найдите и проанализируйте фактические данные по вопросам:

 соотношение ведущих платёжных систем на денежных рынках;

 объём и динамика денежной эмиссии в РФ за последние годы.

4. Найдите и прокомментируйте конкретные примеры из финансово-кредитной практики:

 деятельность международной платёжной системы SWIFT;

 наиболее крупные платёжные системы расчётов с использованием пластиковых карт (международные и российские);

 крупные клиринговые центры и системы в России и за рубежом.

Тема 7. Денежно-кредитная политика государства

1. Дайте определения новым терминам:

ставка рефинансирования, учётная ставка, резервные требования, операции на открытом рынке, процентная политика Центрального банка, политика «дорогих денег», политика «дешёвых денег», процентная политика Центрального банка, учётная политики Центрального банка, инструменты рефинансирования (операции своп и РЕПО, учёт векселей), ломбардный кредит Центрального банка, межбанковские кредиты «овернайт» и внутридневные, фондовые индексы.

2. Найдите и проанализируйте фактические данные по вопросам:

 динамика ставки рефинансирования в России – начиная с 1993 года по настоящее время (объяснить резкие колебания, выявить тенденции);

 динамика учётной ставки ФРС (США), учётной ставки Европейского Центрального банка.

3. Найдите и прокомментируйте конкретные примеры из финансово-кредитной практики:

 изменение курса денежно-кредитной политики вследствие финансового кризиса или внешнеэкономических причин;

 процедура обсуждения и принятия Программы денежно-кредитной политики в России (другой стране) на любой год из последних 5–7 лет.

4. Составьте структурно-логические схемы и опишите взаимосвязь элементов:

 цели, меры, параметры денежно-кредитной политики государства; структура документа;

 порядок разработки и принятия денежно-кредитной Программы на очередной финансовый год в РФ;

 механизм рефинансирования банков в различных странах.

 

Тема 8. Денежная система Российской Федерации
и пути её совершенствования

1. Найдите и прокомментируйте конкретные примеры из финансово-кредитной практики:

 либерализация ценообразования в 1992 г. и её последствия для экономики и населения;

 крупные денежные реформы, проводимые в РФ с начала 1990-х годов: замысел и последствия.

Тема 9. Валютный рынок, его функции и участники

1. Дайте определения новым терминам:

валютный курс (фиксированный, плавающий, номинальный, реальный), валютные ценности, валютные операции, валютный коридор, наличные и срочные сделки с иностранной валютой, валютные интервенции, твёрдые и мягкие валюты, свободная и ограниченная конвертируемость валюты, кросс-курс, котировка валют, валютная биржа, международные расчёты, валютный арбитраж, рынок FOREX, валютные свопы, фьючерсы и опционы, валютный дилинг, неторговые операции банков, валютная позиция банка, валютные риски.

2. Составьте структурно-логические схемы и опишите взаимосвязь элементов:

 валютный рынок: структура, сегменты, участники;

 организация торгов на мировом рынке валют FOREX.

3. Найдите и проанализируйте фактические данные по вопросам:

 динамика обменного курса доллара США по отношению к российскому рублю за последние 10–15 лет;

 динамика обменного курса евро по отношению к российскому рублю за период с 2000 года по настоящее время.

4. Решите задачу:

Исходя из доходности (или риска обесценения) денежных средств определите, в какой форме населению выгоднее всего иметь сбережения при следующих условиях. За 2001 год инфляция составила 18,6%. Курс доллара за год вырос: с 27,45 до 30,15 руб. Максимальные ставки по рублевым вкладам в банках – 17,5% годовых, по вкладам в иностранной валюте – 9,5%.

Рассчитайте доходность (в процентах) и выберите лучшую форму сбережений (наличные доллары, рублевый вклад, валютный вклад).

Тема 10. Содержание валютной политики и её значение
для международного сотрудничества

1. Дайте определения новым терминам:

валютная политика, валютный паритет, бивалютная корзина, девальвация, текущие валютные операции, органы и агенты валютного контроля, валютное регулирование, чистые международные резервы, валютные ограничения, МВФ, МБРР, ЕВС.

2. Составьте структурно-логические схемы и опишите взаимосвязь элементов:

 валютная политика государства (стратегия и тактика: целевые ориентиры, меры, субъекты);

 структура платёжного, торгового и расчётного балансов, их взаимосвязь.

3. Найдите и проанализируйте фактические данные по вопросам:

 доля России в акционерном капитале МФВ и МБРР, предельные квоты России на кредиты международных организаций;

 сравните привлекательность рублёвых и валютных вкладов населения в банках, вложений в ценные бумаги, в наличные рубли или доллары – по текущей доходности этих активов. Какие виды сбережений росли по объёму быстрее всего в России за последние 3 года?

4. Решите задачу:

Номинальный курс доллара США к рублю в 2006 году снизился на 7,0% – до 26,78 руб. за доллар. Номинальный курс евро снизился за тот же период на 0,6% – до 33,98 руб. за евро. Сделайте расчёты, подтверждающие, что в результате происшедших изменений номинальный эффективный курс рубля в 2006 г. возрос на 3,2%.

Тема 11. Мировая валютная система.
Международные финансовые и кредитные институты

1. Дайте определения новым терминам:

международные валюты (условные, наличные), твёрдые валюты, валюты с ограниченной конвертацией, крупные международные центры торговли валютой, международная ликвидность, золотодевизный стандарт, платёжный баланс, расчётный баланс, мировая валютная система, европейская валютная система, МВФ.

2. Составьте структурно-логические схемы и опишите взаимосвязь элементов:

 исторические этапы развития мировой валютной системы;

 участие России в деятельности международных валютно-финансовых организаций.

3. Найдите и проанализируйте фактические данные по вопросу:

объём и структура золотовалютных резервов России и других стран (в динамике).

 

Тема 12. Валютная система Российской Федерации, её эволюция и современные особенности

1. Составьте структурно-логические схемы и опишите взаимосвязь элементов:

 валютная система Российской Федерации сегодня;

 исторические этапы формирования и совершенствования валютной системы России.

2. Найдите и прокомментируйте конкретные примеры из финансово-кредитной практики:

 функционирование СЭЛТ в России за последний год;

 введение или отмена валютных ограничений в России за последние годы, начиная с 2000 г.;

 валютные кризисы в РФ (крупные девальвации рубля).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: