CXXVII
Каждое существо человеческое имеет рядом с собою некоторого незримого друга, коий его поддерживает, утешает, направляет по хорошему пути, если оно соглашается следовать его вдохновению. Чаще всего это те, кого мы любили на земле: отшедшие отец и мать, преждевременно скончавшаяся супруга. Многие существа бдят над нами и силятся противодействовать нашим инстинктам, страстям, влияниям, толкающим нас ко злу. И назвать ли их нашими «дружественными гениями», как то делали греки, или «ангелами-хранителями», как это принято у христиан, названье, которое им дадут, не имеет особого значения. В действительности, все мы имеем своих оккультных направников и вдохновителей; всем нам слышен их голос.
Но тогда как для особо одарённых медиумов голоса эти внешни, объективны, восприемлемы органами чувств, у большинства из нас они внутренни, интуитивны и звучат лишь в области совести.*
* «Чистая совесть человека ─ это не пустая фраза. Есть люди, которые высоко ценят её и которым её сладостный шёпот дарует новые силы и утешения». Т.Майн-Рид. / Примеч.Й.Р. /
Разве среди вас, читатели, есть такие, которые б не слышали этих голосов? Они говорят нам в тишине и сосредоточеньи; они говорят, какие битвы нужно провести, какие усилия сделать, дабы возвысить себя, возвышая других. Конечно же, все вы слышали его, голос, коий в святилище души зовёт нас к долгу и добровольному отказу. И когда вы пожелаете вновь услышать его, сосредоточьтесь, возвысьте мысли свои. Просите ─ и будет дано вам. Обратитесь с призывом к силам божественным. Ищите, изучайте, размышляйте, чтоб приобщиться к тайнам великим, и мало-помалу вы почувствуете, как силы новые пробуждаются в вас; некий неведомый свет потоками войдёт в существо ваше; в вас распустится прелестный цветок надежды, и вы будете проникнуты тою энергией, коию дают уверенность в мире загробном, вера в справедливость вечную. Тогда всё станет для вас более лёгким. Мысль ваша, вместо того чтоб мучительно влачиться в мрачном лабиринте земных сомнений и противоречий, устремится ввысь; будет оживлена, освещена, напоена вдохновеньями свыше.
|
Помнить следует, что в каждом из нас бесполезно, непроизводительно дремлют сокровища бесценные, неисчерпаемые. Отсюда наше кажущееся убожество, наша печаль и, порою даже, отвращение к жизни. Но раскройте сердце своё, пропустите туда луч, возрождающее дыханье ─ и тогда жизнь более полная и более прекрасная пробудится в вас. Вы почувствуете вкус к тысяче вещей, коие прежде были вам безразличны, а отныне составят очарованье ваших дней. Вы почувствуете, как вы растёте, вы будете итти по жизни поступью более твердой, более уверенной, и душа ваша станет словно храм, наполненный светом, великолепьем и гармонией.
CXXVIII
Миссия нового спиритуализма ─ это миссия борьбы, сопряжённой с тяжкими испытаньями. Она отмечена указаньями, предзнаменованиями, носит на себе оттиск божественной печати. Дело его ─ это биться со врагом и изгонять его, а враг сегодня ─ это неантизм, пессимизм, материализм, это холодная и мрачная философия, коия только и может производить что прожигателей жизни или людей, отчаявшихся и потерявших всякую надежду.
Поначалу суждено ему пройти путь мучительный. Эта участь определена всякой новой идее. В этот миг, час суда над ним пробил. Как и Жанна перед своими расследователями в Пуатье, Откровение Новое поставлено пред верами и системами прошлого, перед теологами, представителями узкой науки и буквы. Пред ним высятся все авторитеты, полномочные представители идеи устаревшей или неполной, идеи, ставшей недостаточной и коия должна уступить дорогу слову новому, требующему своего места в мире под великим солнцем жизни.
|
В настоящий час, этот торжественный час, суд вершится пред ликом человечества, зрителя заинтересованного и само будущее коего под вопросом. Каков будет результат, каков приговор? Никакое сомненье невозможно. В выборе между молодой и плодотворной идеей, полной жизни, поднимающейся и идущей вперёд, и старостью немощной, ослабшею, опускающейся и оседающей ─ какие могут быть колебания? Человечеству нужно жить, процветать, расти, и не на развалинах найдёт оно убежище для своего разума и сердца.
Новый спиритуализм стоит перед трибуналом общественного мнения. Он обращается к Церквям и властям земным, говоря им: «Вы обладаете всеми средствами действия, какие доставляет вековой авторитет, и вы не можете ничего против материализма и пессимизма, против преступленья и безнравственности, кои зияют словно некая рана огромная. Вы бессильны спасти человечество от опасности. Не останьтесь же глухи к призывам Нового Духа, ибо он приносит вам, вместе с истиною и жизнью, ещё и возможности, необходимые чтоб возвысить, возродить общество. Взовите к тому, что есть великого и прекрасного в душе человеческой, и вместе со мною скажите ей: «Взлети, поднимись, душа человеческая! Двигайся вперёд с чувством силы, поддерживающей тебя; продвигайся с верою в будущее твоё прекрасное. Бесконечные силы споспешествуют тебе; Природа присоединяется к делу твоему, звёзды, в беге своём, освещают путь твой! Иди, душа человеческая, сильная помощью, поддерживающей тебя! Иди сквозь миры материи и битвы страстей; при звуке голоса твоего общества преобразятся, устарелые формы исчезнут, чтобы дать место формам новым, организациям более молодым, более богатым светом и жизнью».
|
CXXIX
Знайте это: началась революция более великая, нежели все те, что совершились в мире прежде ─ революция мирная и возрождающая; она вырвет общества человеческие из объятий рутины и косности и подымет взгляд человека к великолепным судьбам, его ожидающим.
Великие души, прежде жившие в мире этом, вновь появляются; оне призывают человека поторопиться в движении своём, воздействуют на мир, трудятся над подготовленьем новой эры для человечества. И через поддержку и помощь духов великих, любивших и спасавших человечество в эпохи минувшие, надежды тех, кто хотят добра и ищут справедливости, сбудутся!
Лучезарный легион духов этих, имена коих словно пылающие факелы отмечают этапы истории: великие посвящённые прошлого, пророки всех народов, посланцы Истины, все те, кто создали человечество веками труда, размышления, жертвы ─ все они ныне за делом и зовут нас к труду, к усилию. Все возглашают нам: «Встаньте, пробудитесь! не для ударов шпаг, но для плодотворных битв мысли. Поднимитесь на битву с более ужасным нашествием, нежели нашествия чужеземцев ─ на битву с материализмом, сенсуализмом и всеми их последствиями: злоупотребленьем наслаждениями, разрушеньем всякого идеала; со всем тем, что медленно, постепенно вас заполоняет, вас истощает и расслабляет, готовит ваш упадок и крушенье! Встаньте! трудитесь и бейтесь за спасенье разума и возрожденье расы нашей и человечества!»
CXXX
Человек свободен. Верховный закон требует, чтобы он сам строил свою судьбу сквозь время посредством своих бесчисленных существований. Без этого каковы были бы права его на счастье, на могущество и блаженство? Блага эти, если бы он мог получить их, не прилагая к тому усилия, не имели бы цены в его глазах. Он даже бы не понял их ценности. Ибо человек ценит вещи лишь в зависимости от труда, коего оне ему стоили. Но когда препятствия труднопреодолимы, мысль его соединяется с Волею Божественной, силы и помощи свыше снисходят к нему ─ и он торжествует над самыми большими трудностями. Таково правило Божественного вмешательства в историю. Таково плодотворное единенье Неба и Земли, коие расчищает пути наши и даёт нашим душам в часы отчаянья возможность спасения.
Странное дело! человек не знает и зачастую пренебрегает тем, что ему всего более необходимо. Без этой помощи и вне тесной общности, связующей немощь человеческую с силами небесными, как могли бы мы, своею собственною силою, вести своё невообразимо-огромное восхождение, поднимающее нас из глубины бездн жизненных к Богу? Одной перспективы пути беспредельного, коий надо пройти, хватило бы, чтобы нас обескуражить и удручить. Отдалённость цели, необходимость постоянного усилия, парализовали бы нашу активность. Вот почему на первых ступенях чудесной лестницы, на первых перегонах пути далёкая цель остаётся от нас сокрытой, а перспективы нашей жизни ограниченными. Но на тяжком пути, на опасных переходах, незримые руки протягиваются к нам, чтоб поддержать нас. Мы вольны оттолкнуть их. Если же, напротив, мы отдадимся помощи, коия нам предложена, то самые невозможные предприятия наши могут удаться. Дело красоты и величия, которое созидают жизни наши, не могло бы осуществиться без сопряжённого действия человека и его братьев незримых.
CXXXI
В действительности, каждая душа имеет в этом мире своё назначенье. Удел большинства ─ назначенья скромные, тёмные, неприметные; другие имеют задачи более высокие, соразмерные их склонностям, качествам, приобретённым в эволюции сквозь века. Одним лишь благородным душам отведены назначенья высокие, увенчивающиеся мученичеством. Каждое земное существованье, мы знаем это, есть составляющая необозримого прошлого труда и испытаний.
CXXXII
Мы говорим о душах иссохших, чёрствых. Число их у нас велико. В течение целого века скептицизм делал тёмную свою работу. Он всё более силится обеднить источники жизни и мысли. Скептицизм ─ далеко не сила, не достоинство, это скорее болезнь ума. Он разрушает, уничтожает доверие, которое мы должны питать к самим себе, к нашим сокрытым ресурсам, веру в возможности нашего развития, роста, совершенствованья с помощью постоянного усилия на великолепных планах Вселенной, веру в тот верховный закон, коий влечёт существо из глубины жизненных бездн и открывает его почину, его стремленью беспредельные перспективы времени и необозримого театра миров.
Скептицизм мало-помалу ослабляет пружины души, размягчает характеры, погашает плодотворное и созидательное действие. Могучий чтобы разрушать, он ни разу не породил ничего великого. Возрастая, он может стать бедствием, причиною упадка и смерти народа.
Критицизм ─ это продукт скептического духа нашего времени. Он совершил медленную работу разложения; он превратил в пыль всё то, что составляло силу и величье духа человеческого. Литература есть главное средство его влияния. В этой области Ренан был творцом школы и как бы моделью жанра. Анатоль Франс в настоящее время наиболее знаменитый представитель этой школы, каждый день набирающей среди нашей молодёжи многочисленных сторонников.* Новое поколенье позволяет соблазнить себя изяществом слога и магией выражения своих предшественников, а также тем зловредным обстоятельством, что критиковать, высмеивать легче, чем глубоко изучать какой-либо предмет и делать логично выводы. Мало-помалу, таким образом отказываются от всякого убежденья, от всякой высокой веры, чтобы замкнуться в некоем роде туманного и бесплодного дилетантизма. Хорошим тоном считается позировать в роли людей трезвых, разочарованных, лишённых каких-либо иллюзий, любое усилие почитать тщетным, истину недостижимой, избегать всякого тяжёлого дела, довольствуясь сопоставленьем мнений и идей, для того чтоб обработать их иронией и превратить в нелепую шутку.
* «Голая ложь может быть привлекательна, а потому и соблазнительна только в аду, а не в мире человеческом. Здесь требуется прикрыть её чем-нибудь благовидным, связать её с чем-нибудь истинным, чтобы пленить нетвёрдый ум и оправдать зло для немощной воли. Соблазны, от которых горе миру, производятся только полуистинами, а соблазняют эти полуистины только «малых сих», из которых однако состоит почти весь мир». Вл.С.Соловьёв. / Примеч.Й.Р. /
Метода столь же недостойная, сколь и зловещая, ибо она ослабляет ум и способность суждения. Из этого, с течением времени, следует чувствительное ухудшение мужественных качеств нашей расы, пренебрежение серьёзными обязанностями существования, незнание цели жизни, коие постепенно вытесняет всё, проникает вплоть до сердца народа и стремится истощить, иссушить источники национальной энергии.
Успехи скептицизма сказываются и в том смысле, что у нас формы веры более не отвечают требованиям современного духа и закона эволюции. Религия лишена рациональных основ, на коих может быть построена сильная убеждённость. Но исследовательский экспериментализм приходит заполнить этот пробел и предложить современной душе широкое поле наблюдений, совокупность доказательств и фактов, составляющих надёжную опору для вер и взглядов будущего.
Как и во времена Жанны д’Арк и Христа, дыханье Незримого проносится над миром. Оно вновь оживит ослабшую смелость, пробудит души, кажущиеся мёртвыми. Никогда не надо отчаиваться и терять надежду на будущее нашей расы. Росток воскресения содержится в нас самих, в умах наших, в наших сердцах. Просвещённая вера, доверие и любовь суть рычаги души; когда они вдохновляют её, поддерживают, увлекают, нет вершины, коей бы она не могла достигнуть!
CXXXIII
Из жизни великих посланцев незримого, нёсших крест мученичества на земле, в чертах света выходят три великих урока. Вот они:
1. Человечество в годины перелома и испытаний не покинуто, не предоставлено самому себе; помощи, силы, вдохновения свыше приходят поддержать его и направить в его движении. Когда зло торжествует, когда бедствие обрушивается на народ, Бог вмешивается чрез своих посланников.
2. Некая могучая общность соединяет все уровни жизни, видимые и невидимые. Для душ восприимчивых и развитых, в коих внутренние чувства, психические способности достаточно проявлены, эта общность устанавливаеся уже в этом мире, в жизни земной. Общность эта тем более тесна и плодотворна, чем души эти более чисты, свободны от низких влияний, лучше подготовлены к назначеньям, кои выпадают им на долю. Таково большинство медиумов.
Каждый из нас, чрез свою психическую эволюции и моральное совершенствованье, призван участвовать в этой общности и единстве живых и умерших, обитателей Земли и обитателей Пространства, до той поры, покуда оба человечества, земное и небесное, не сольются в одну единую и великую семью, составившуюся в мысли Божественной.
Отныне существует связь между людьми и отшедшими. Все души, встретившиеся на Земле, соединены таинственными нитями. Настоящее сопричастно прошлому и будущему, и судьба существ раскручивается по восходящей спирали, от нашей обездоленной планеты до глубин звёздного неба.
3. Оттуда, с тех высот, спускаются мессии, посланцы Провидения. Их появленье среди нас составляет целое откровение. Изучая их, научаясь опознавать их, мы приподнимаем уголок лежащего на нас покрывала, скрывающего от нас высшие и божественные миры, к коим светочи эти принадлежат, миры, о существованьи которых люди едва подозревают, сдавленные в большинстве своём под тяжестью материальной оболочки.
В великие мгновения истории Бог дарует такие жизни примером и уроком человечеству. К этим-то ликам героев и мучеников должны обратиться взоры тех, кто сомневается и страдает.
CXXXIV
Когда мы говорим об обновлении «религиозном», то было бы вернее сказать «научном» и «философском». Верования человечества постоянно обновляются и нуждаются в обновлении. Но разве это означает, что чувство религиозное должно погибнуть? Без всякого сомнения, нет; оно только преобразуется, чтобы принять новый облик. Вера не может угаснуть в сердце человеческом. Она на мгновенье исчезает лишь затем, чтоб дать место вере более высокой. Ведь нужно же, чтоб наше солнце скрылось за горизонт, для того чтоб зажглись солнца ночи и чтоб звёздная беспредельность открылась нашим глазам? Когда день клонится к закату, кажется, будто Вселенная скрывается под покрывалом тьмы, а жизнь угасает. И однако, не погасни свет дневной, разве смогли бы мы увидеть скопленье звёзд во глубине небес? То же самое и с нынешними формами религии и веры. Оне умирают в видимости лишь для того, чтобы вновь возродиться ─ более объемлющими и прекрасными. Действие великих душ пространства подготовляет это возрожденье, над которым, со своей стороны и на земном уровне, мы непрестанно трудимся с давних пор, под защитою славной и вдохновенной пророчицы,* в советах и указаниях коей у нас никогда не было недостатка.
* Автор имеет в виду Жанну д’Арк. (Й.Р.)
CXXXV
Аллан Кардек, вдохновлённый великими духами, восстановил по более расширенному плану верования наших предков.* Воистину религиозный дух Галлии проявляется в этом главе школы. Всё в нём: его псевдоним, совершенно кельтский, памятник, коий по его воле высится на его могиле, его строгая жизнь, степенный, созерцательный характер, всё дело его напоминают друида. Аллан Кардек, приготовленный своими прошлыми существованьями к великой миссии, коию он недавно исполнил, есть не кто иной, как воплощенье одного видного кельта. Он сам утверждает это в следующем послании, полученном в 1909 году:
* Речь идёт о галлах, предшественниках французов. (Й.Р.)
«Я был жрецом, главою жриц на острове Сэн (l’isle de Sein), и жил на берегу яростного моря, на крайней оконечности той земли, которую вы называете Бретанью.
Не забывайте Великого Духа Жизни, того, коий заставляет омелу расти на дубах, коий освящает древние камни ваших предков. Я счастлив заверить вас, что у ваших отцов всегда была вера; храните её, как они, ибо кельтский дух не угас во Франции, он выжил и сообщит сынам волю верить и приближаться к Богу.
Не забывайте своих любимых, кои вокруг вас, словно звёзды небесные, которые вы не видите днём, хотя оне всегда там.
Сила божественная бесконечна; она светит вам сквозь туманы земли, и на вас падают её рассеянные и ослабшие лучи.
Слушайте голос своего сердца, когда пред океаном, где яростные волны преследуют друг друга, вы чувствуете себя охваченными страхом и надеждою. Он громко говорит тем, кто хочет его услышать. Вы должны понимать его, ибо для этого вы имели соединёнными все учения Земли.
Любите нас, древних людей, нам нужно ваше воспоминанье, возлюбленные мои. Пусть души ваши приходят посещать нас во время сна, даваемого вам Богом!
Вы хотите знать, кто я есмь: я скажу вам своё имя, но какое значенье имеют имена? Мы оставили на земле, вместе с нашим телом, память об именах и вещах, чтобы вспоминать лишь о волях Бога и чувствах, несущих нас к Нему, чтобы знать там лишь Его любовь и славу, ибо в бесконечном свете всякое пламя кажется погасшим: солнце божественное делает его менее зримым и сливает его в вечном лучении.
Земля ─ место всего только переходное, дремучий и тёмный лес, в котором отзвуки жизни миров звучат лишь приглушённо.
Мы всегда будем там, великие направники, ведущие страждущее человечество к цели, неведомой людям, но намеченной Богом; она горит для нас в ночи времён словно яркий факел.
Мы ожидаем мига, когда, наконец, свободные, вы сможете вернуться к нам, чтобы вместе с нами петь вечный гимн, прославляющий Создателя.
Души Франции, вы дочери Галлии. Помните веру ваших предков, коия была также вашей верою. Поднимайтесь иногда мыслию к целебным водам наших истоков, к сильным традициям и высотам нашей истории, чтобы найти там энергию и веру, чтобы оживить ваш дух и согреть сердце ваше в чистом воздухе и красоте вершин и в бесконечном свете».
Аллан Кардек
CXXXVI
Бог, говорят «Триады», наделяет каждую новую душу «авеном», частицею гения, которую та призвана развить в последовательности времён таким образом, чтобы мало-помалу возжечь из этой первоначальной искры лучезарное пламя, которое озарит дух нетленным светом.
CXXXVII
В друидическую эпоху природа ещё не была затронута вредоносными влияниями, разрушительным потоком страстей. Она была как бы огромным медиумом, могучим посредником между небом и землёй. Друиды, под сводом вековых дерев, коих вершины служили антеннами, уловляющими излучения пространства, с большею лёгкостью получали наития, вдохновения и наставления свыше. Но ведь ещё и сегодня, не взирая на претерпленные опустошения, разве лес не вызывает в нас эманациями своими целительного и живительного ощущения, некоего чувства расширения и всеобъятности души? Это, по крайней мере, то, что я сам ощущал столько раз.
Некоторые люди, лишённые посреднических (медиумических) способностей, меня порою спрашивают, как в таком случае быть, как войти в соприкосновение с незримым. На этот вопрос я отвечу только одно: «Удалитесь от шума городского, углубитесь в лес: в уединении больших лесов лучше судится о суете дел человеческих и безумии страстей. В эти часы сосредоточенности кажется, будто некая сокровенная беседа завязывается между душой человеческой и силами потустороннего. Все голоса природы соединяются, сливаются, и в шептаниях, которые Земля и Космос посылают внимательному слуху, всё говорит нам о вещах божественных, подаёт нам советы мудрости и учит нас долгу».
Так же обстоит дело и с наукою о мирах: наука эта ─ неиссякаемый источник возвышения души, ибо она открывает нам весь гений Создателя.
CXXXVIII
(Из спиритического послания Аллана Кардека): «Жизнь планет, как и жизнь людей, должна пройти через последовательные фазы, и, в зависимости от этих фаз, однородность флюидов оказывается более или менее нарушенной или сохранённой. Ваша Земля в своём движении вошла в соприкосновенье с одним из величайших потоков, представляющих собою артерии вселенской жизни. Этот поток чрезвычайно силён и произведёт разные следствия в зависимости от природы существ.* Духи низшего порядка, помещающиеся между вашей планетой и этим потоком, не могут вынести флюидического притяжения, из него исходящего, отсюда автоматическое устремление этих существ к материи. Их влияние повлечёт за собой обострение низких страстей.
* Здесь и далее см. для сравнения Рериховскую «Агни-Йогу. Мир Огненный», где предмет этот рассматривается особо. (Й.Р.)
Что же касается тех Землян, которые предаются размышлению (медитации) и обращаются к высшим силам и влечениям, то эманации этого потока достигнут их, благодаря чему у них будут интуитивные предчувствия и способность получать сообщения.
Я добавлю ещё, что этот жизненный поток обладает свойством поддерживать в Космосе периспритальную и духовную жизнь и просвещать на Земле развитые сознания.
Вы, таким образом, можете констатировать, что в настоящее время на вашей планете наблюдается, с одной стороны, ослабление всех высоких верований, и с другой стороны ─ прилив мистицизма...»
CXIL
Надо, однако, признать, что поскольку планета наша стоит на довольно невысокой ступени эволюционной лестницы, то человек здесь хотя, с одной стороны, и пользуется достаточной свободой, чтоб та повлекла за собою ответственность за свои поступки, но, с другой, никак не может обладать тут свободою воли в смысле абсолютном. Друиды с самой первой «Триады» утверждают это, когда среди трех изначальных единств выводят и определяют ту «точку свободы», в коей сходятся и уравновешиваются все противоположности.
CXL
Какое доверье могли бы мы питать к будущему, если б мы чувствовали себя всего лишь слепыми игрушками в руках неведомой силы, игрушками, лишёнными воли, лишёнными нравственного стержня?
CXLI
Свобода воли есть не что иное, как индивидуальное приложение принципа свободы. Свобода есть главнейшее условие развития, прогресса, эволюции человека. Закон эволюции, предоставляя нам заботу созидать во времени самих себя, нашу личность, наше сознание и, следовательно, нашу судьбу, должен предоставить нам и средства, обеспечивающие нам свободу выбора между добром и злом, поскольку достоинства, приобретённые нами, и есть награда нам за возвышение наше.
CXLII
Что касается до забвения воспоминаний о предшествующих наших жизнях, то оно, как мы видели, не настолько полно, как то утверждают, и если бы большинство людей отдалось более внимательному изучению своей собственной психики, то они без труда нашли бы там следы прошлых своих жизней.
Как то убедительно показывает г-н Бергсон в своей прекрасной книге «Созидающая Эволюция», доводы, которые приводят в качестве возражения на это, ничего не могут доказать. Даже в нынешней жизни человека, и особенно в сомнамбулическом состоянии, противостоящем состоянию обычного бдения, наблюдаются затмения памяти, делающие понятным стирание более далёких воспоминаний. Всем спиритам хорошо известно, что подобное забвение нашего прошлого лишь временно и случайно.
Как бы мало ни был дух развит, полное воспоминание о прожитом прошлом восстановится для него в мире загробном, и восстанавливается даже и в ходе данного существования ─ во время сна. В состоянии высвобождения он сможет восстановить связь причин и следствий, составляющих ткань его судьбы. И только лишь в пору материальной борьбы воспоминание это стирается, и стирается оно как раз для того, чтоб оставить нам полноту нашей волевой свободы, необходимой нам дабы преодолеть трудности, выдержать испытания земные и пожать все плоды этого.
В общем, забвение прошлых жизней для большинства человеческих душ на недостаточно высокой ступени их развития должно рассматриваться как благо. Слишком часто ведь воспоминания эти были бы для них полны унизительных откровений и неразрывно связаны с сожалениями, опаляющими словно огонь. Не парализовывать себя, устремив взор на скверное прошлое своё, но намечать цели усилий своих и направлять полёт способностей наших в будущее надлежит нам.
Ведь разве не говорит поговорка, что коль скоро кто взялся пахать, то ему не должно оглядываться? В самом деле, дабы вполне прямо провести борозду, т.е. встречать и проводить бои жизненные с каким-либо толком, не следует быть осаждаемым вереницею дурных воспоминаний.
Лишь позднее, в космической жизни, и в особенности на более высоких уровнях эволюции, душа человеческая, освобождённая от ига плоти, скинувшая с себя тяжкое покрывало материи, ограничивающей и сковывающей её восприятия, может неуклонно, бесстрашно объять взором своим беспредельную панораму своих планетных существований. И тогда она достигла зрелости, необходимой чтобы прозреть умом своим и знанием ту связь, что объединяет их все, оценить завоевания свои и понять содержащийся в них урок. Это и сказано в 19-ой «Триаде»:
«Есть три главных необходимости, прежде чем достичь полноты знания: пересечь Абрэд, пересечь Гвинфид и вспомнить обо всём во всех подробностях вплоть до самого Аннуфна».*
* Абрэд, по взглядам друидов, ─ круг блужданий и переселений, где всё рождается из смерти; означает жизнь и развитие на лоне человечеств; отличительная черта этого состояния ─ самосознание и свобода воли; соответствует настоящему положению человека, его жизнь на Земле ─ частный случай этого периода.
Гвинфид ─ наслаждение полнотою бытия и всеми его свойствами, освобождение от смерти и материальных форм; дух поднимается к самому высшему совершенству и достигает круга блаженства, где всё рождается из жизни и человек путешествует по небу.
Аннуфн ─ царство необходимости, бездна бездн, зарождение жизни, постепенное и невообразимо медленное переселение души из мира минералов в мир растений, а затем ─ в мир животных с перспективой перехода в мир человеческий. (Й.Р.)
Таково суждение развитой души о самой себе, нравственная опись её, когда она на выходе из своих существований делает смотр длинной веренице странствий своих по разным мирам. Чрез посредство несравненной своей чувствительности, с высоты возросшего своего опыта, мудрости, разума ─ она судит обо всём. И в воспоминаниях этих, в зависимости от характера их, вновь она обретает причины для радости или страдания. Утончённая совесть её исследует малейшие уголки в глубинах своей памяти. Став судьёю непогрешимым, она произносит окончательный приговор, одобряет или осуждает, и иногда, во имя искупления, побуждаемая вдохновением свыше, она принимает решение воплотиться вновь в мирах материи и боли, что и утверждает 18-я «Триада»: «Суть три изначальных бедствия в Абрэде: необходимость, забвение, смерть».
CXLIII
После некоторого времени пребывания и отдыха в пространстве душа, говорят нам духи, должна вновь родиться в человечестве. Она приносит с собой всё наследие прошлого, хорошее и дурное, и возвращается, дабы приобресть новые качества, новые достоинства, которые облегчат её восхождение, её продвиженье вперёд. Так от рождения к рожденью дух развивается, поднимается, устремляется к идеалу совершенства, коий есть цель всей вселенской эволюции.
Земля ─ это мир испытаний и исправления ошибок, мир, где души приготовляются к более высокой жизни. Нет посвящения без испытаний, нет искупления вины без боли. Лишь они могут очистить душу, освятить её, сделать её более достойной того, чтоб вступить в счастливые миры. Эти миры, или системы миров, располагаются во Вселенной по последовательным уровням или ступеням; условия жизни на них тем более совершенны и гармоничны, чем дальше прошла эволюция населяющих их существ. Подняться на более высокую ступень возможно лишь тогда, когда на ступени ей предшествующей приобретены все соответствующие её уровню совершенства.