Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого – либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. В анализе хозяйственной деятельности используются следующие виды относительных величин.
а) Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году.
б) Относительная величина выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя отчетного года, выраженное в процентах.
в) Относительная величина структуры – это относительная доля (удельный вес) части в целом, выраженная в процентах или коэффициентах.
г) Относительные величины динамики (темп роста) – бывают:
- базисные – показатель текущего периода сравнивается с базисным годом;
- цепные – показатель текущего года сравнивается с предыдущим годом:
д) Относительная величина координации – представляет собой соотношение частей целого между собой.
е) Относительная величина эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами.
Средние величины используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объектов. В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин: простая и взвешенная средняя арифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая, средняя хронологическая и др.
1.3. Прием группировки. Группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются:
|
а) типологические группировки – это разделение исследуемой качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц.
б) структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей.
в) аналитические группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.
1.4. Балансовый прием – служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Данный метод используется:
а) при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми, материальными ресурсами;
б) при определении платежеспособности предприятия;
в) при проверке правильности определения влияния факторов на прирост величины результативного показателя;
г) при проверке исходных данных, на основе которых выполняется анализ;
д) для контроля правильности собственно аналитических расчетов.
Балансовый прием может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. В анализе можно встретить модели, построенные на основе товарного баланса.
где - остаток нереализованной продукции на начало года;
ВП – выпуск продукции за отчетный год;
РП – реализованная продукция в отчетном году;
- остаток нереализованной продукции на конец года.
1.5.Ээвристические методы – это так называемые интуитивные методы, которые основаны на профессиональном опыте и интуиции специалистов при решении задач прогнозного характера. Наиболее часто применяется метод экспертных оценок. Сущность его заключается в организованном сборе предложений и суждений экспертов по исследуемой проблеме с последующей обработкой полученных ответов. Основными разновидностями метода экспертных оценок являются:
|
- метод «мозговой атаки», или конференции идей, где генерирование идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов;
- метод «мозгового штурма», когда одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;
- синектический метод предполагает при генерировании идей использование аналогий из других областей знаний;
- метод Дельфи предусматривает анонимный опрос специалистов по заранее подготовленным вопросам с последующей статистической обработкой информации. После обобщения результатов запрашивается повторно мнение специалистов по спорным вопросам. В итоге обеспечивается переход от интуитивных форм мышления к дискуссионным.
1.6 Способы табличного и графического представления данных облегчают проведение анализа и способствуют усилению его оперативности и наглядности.