Анализ отгрузки и реализации продукции




Анализ объема продаж проводится за каждый месяц, квартал и год. В процессе анализа выявляется динамика объема продаж и рассматривается влияние факторов на его изменение рис. 2.4).

Если выручка на предприятии определяется по моменту отгрузки товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

(2.8)

 

Отсюда (2.9)

 

Если выручка определяется по моменту оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

 

(2.10)

, (2.11) где

 

ГПН, ГПК - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции; РП - объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТК- остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, неоплаченные покупателями.

 

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.

 

Рис.2.4. Факторы, влияющие на изменение объема продаж

 

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован в разрезе отдельных договоров (контрактов), видов продукции, сроков поставки. При этом выполнение договорных обязательств оценивается нарастающим итогом с начала года.

Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического, бухгалтерского и статистического учета, материалы наблюдений.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

 

, (2.12) где

 

Кд – процент выполнения договорных обязательств.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.

Контрольные вопросы

1. Назовите объекты анализа производства и реализации продукции.

2. Перечислите источники информации для анализа производства и реализации продукции.

3. Для чего рассчитываются показатели динамики продукции?

4. Назовите методы анализа выполнения плана по ассортименту.

5. Что значит «выполнить план по структуре»?

6. Какие факторы оказывают влияние на изменение структуры и ассортимента продукции?

7. С помощью, каких показателей анализируется качество продукции предприятия?

8. Как оценивается выполнение договорных обязательств по поставкам продукции?

9. Перечислите факторы, оказывающие влияние на изменение объема продаж.

10. Какие способы обработки информации используются для факторного анализа выручки от реализации продукции?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: