Относительно таких историй мы приостанавливаемся, и не свидетельствует ни об их правдивости, ни о ложности. Ведь, если мы назовем их правдивыми, остается вероятность, что на самом деле они являются ложными. А если мы сочтем их ложными, остается вероятность, что на самом деле они являются правдивыми. Именно поэтому, следует приостановиться в этом вопросе.
Пользы из хадиса:
1 — Благодарность за милости Аллаха является одной из причин, по которой эти милости остаются у человека, а, быть может, даже увеличиваются. Аллах Всевышний сказал: «Вот ваш Господь возвестил: "Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки"» [654].
2 — Существование ангелов. Аллах Всевышний сотворил их из света, даровал им силу для выполнения Его повелений и желание поклоняться только Ему. Ангелы не ослушиваются Аллаха в том, что Он им приказал, и делают то, что им велено.
3 — Ангелы могут принимать человеческий облик, как и случилось в этой истории.
4 — Ангелы могут принимать облик какого-либо конкретного существующего человека.
5 — Ангел провел рукой по прокаженному, лысому и слепому, а Аллах Всевышний избавил их от недостатков. Поистине, когда Аллах Всевышний желает что-то, стоит Ему сказать: «Будь!», как оно тут же случается. Если бы Аллах Всевышний пожелал, Он бы исцелил их и без этого ангела, но Аллах посредством этого ангела подверг их испытанию.
6 — Поистине, Аллах Всевышний может дать такую благодать (барака) имуществу человека, что из малого количества его станет много.
7 — Сыны Адама различаются по степени своей благодарности за милости Аллаха. Когда Аллах Всевышний даровал прокаженному и лысому много имущества, они стали отрицать милость Аллаха. Прокаженный человек сказал ангелу: “Поистине, я унаследовал это богатство только от своих предков”. Что же касается слепого, то он, наоборот, благодарил Аллаха за Его милости.
|
8 — Утверждение таких атрибутов Аллаха Всевышнего, как довольство и гнев. Аллах Всевышний сказал: «Аллах доволен ими и они также довольны Аллахом» [655]. А также: «Аллах разгневался на них. Они будут мучаться вечно» [656]. Приверженцы сунны признают эти атрибуты, так как они утверждены Кораном и Сунной. Мы не уподобляем эти атрибуты Аллаха атрибутам творений.
66 — Абу Йа’ля Шаддад бин Аус передал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Умён тот, кто требует у своей души отчёта и совершает (праведные) дела ради того, что будет после смерти, слаб тот, кто позволяет своей душе следовать её страстям, надеясь на Аллаха» [657].
67 — Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Одним из признаков) хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от (всего) того, что его не касается» [658].
Ислам человека заключается в предании себя Аллаху внутренне и внешне. Внутреннее предание себя Аллаху заключается в исправлении своего вероубеждения и своего сердца. Внешнее же предание себя Аллаху заключается в исправлении своих деяний и речей.
Люди различаются в исповедании Ислама очень сильно, так же сильно, как они различаются в своем внешнем облике. Среди людей бывают высокие и низкие, полные и худые, красивые и неприятные. Точно так же люди различаются в своем Исламе. Аллах Всевышний сказал: «Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее» [659].
|
Одной из вещей, которые увеличивают красоту исповедания Ислама человеком, является то, что человек оставляет то, что его не касается, и не приносит пользы ни в религии, ни в мирской жизни. Если мусульманин желает сделать свой Ислам хорошим, ему следует оставить то, что его не касается. Оставь ту вещь, которая тебя не касается!
Например, есть какое-то деяние, и ты сомневаешься в том, делать его или нет? Посмотри, есть ли в этом деле польза для твоей религии или мирской жизни. Если польза есть, то делай, а если нет – оставь.
Сюда относятся такие ситуации, когда человек вмешивается в дела других людей, которые его не касаются. Как раз в наше время это очень распространено. Часто бывает такое, что два человека разговаривают между собой о чем-то, а третий незаметно приближается к ним, стараясь подслушать их разговор.
Оставь те вещи, которые тебя не касаются! Это будет украшением для твоего Ислама. Оставив эти вещи, ты обретешь спокойствие. Человек, который вмешивается в дела других людей, устает от этого, упускает огромное благо, и не получает никакой пользы. Сделай своей заботой собственную душу! Совершай то, что приносит тебе пользу, а иное – оставь. Если бы мы последовали за этим и заботились о своих душах, то обрели бы великое благо.
68 — Передается от ‘Умара что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует спрашивать мужчину о том, за что он побил свою жену» [660].
|
باب التقوى
6-ая глава
«Глава о богобоязненности (такуа)».
Слово «التقوى » - /ат-такуа/ - происходит от слова «الوقاية » - /аль-уикъая/.
«ат-Такуа» заключается в том, что человек совершает то, что защищает его от наказания Аллаха Всевышнего, то есть выполняет Его приказы и оставляет то, что Он запретил.
Аллах Всевышний сообщил в Коране о том, что Рай уготован для богобоязненных. Богобоязненные люди будут обитателями Рая. Поэтому, человек должен бояться Аллаха Всевышнего, выполняя Его повеления, желая Его награды и спасаясь от Его наказания.
В данной главе автор книги упомянул следующие аяты.
Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом» [661].
А также: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» [662].
Этот аят поясняет собой смысл предыдущего.
А также: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово» [663].
А также: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» [664].
А также: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью» [665].
Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом» [666].
Этот приказ обращен к верующим, ибо вера побуждает их бояться Аллаха Всевышнего. Как бояться Аллаха должным образом? Для разъяснения этого автор привел следующий аят.
Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» [667].
«Бойтесь Аллаха должным образом» ― то есть бойтесь Его по мере своих возможностей. Ведь, Аллах Всевышний не возлагает на человека того, чего он не способен сделать.
Слова «бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» не указывают на пренебрежение в отношении богобоязненности. Напротив, это побуждение проявлять богобоязненность в полной мере, насколько только способен человек. Однако при этом Аллах Всевышний не возлагает на человека невозможного. Аллах Всевышний сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» [668].
Если человек не может выполнять какой-либо приказ Аллаха в совершенном образе, пусть выполняет его так, как может. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ’Имрану ибн Хусайну: «Совершай намаз стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь делать и этого, то молись лёжа на боку» [669].
То же самое касается всех остальных приказов Аллаха. Например, если человек не может поститься в месяце Рамадан, ему следует возместить пост в другое время. Аллах Всевышний сказал: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [670]. То же самое касается хаджа: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» [671]. Если человек не может добраться до Каабы из-за отсутствия средств, то он не обязан совершать хадж.
Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово, тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи» [672].
Аллах Всевышний приказал в этом аяте две вещи: бояться Его и говорить правое слово.
Как мы уже сказали, богобоязненность (такуа) – это выполнение приказов Аллаха и оставление того, что Он запретил.
Что же касается правого слова, то слово истины. Например, поминание Аллаха, поиск знания, побуждение к одобряемому и порицание порицаемого, добрые слова, адресованные другому мусульманину, и так далее. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединил это все в хадисе: «Кто верит в Аллаха и в Последний день, пусть говорит благое или молчит» [673].
Если человек боится своего Господа и говорит правое слово, он обретает две пользы. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово, тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи» [674]. Посредством богобоязненности и правильных речей человек исправляет свои дела и получает прощение грехов. В этом аяте содержится побуждение к богобоязненности и указание на ее плоды!
Аллах Всевышний сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» [675].
Если человек выполняет то, что приказал Аллах, и оставляет то, что Он запретил, то Аллах даст ему выход из любого положения. Аллах даст ему выход из любой тяготы, будь то тяготы в его жизни, в его имуществе, в его детях, в обществе, в котором он живет.
Сколько людей, которые боялись Аллаха Всевышнего, и Он давал им выход! Достаточно вспомнить историю о тех троих, которые оказались в пещере, выход из которой перекрыла скала[676]. Подобных примеров много!
«…и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» ― это еще одна великая польза богобоязненности! Например, человек зарабатывал имущество запретным путем (обманом или же ростовщичеством), а потом решил оставить этот заработок ради Аллаха Всевышнего. В таком случае Аллах создает ему выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Только не спеши! Не думай, что если приход удела задержался, значит, он не придет. Аллах Всевышний может испытывать Своего раба, немного задерживая награду, чтобы проверить, вернется человек к грехам или нет. Например, человек занимался ростовщичеством, а затем оставил это дело, после того, как праведные люди разъяснили ему опасность такого заработка. Проходит месяц или два, но человек не получает больше никакого заработка. Не нужно отчаиваться! Не следует говорить: «Где же мое пропитание?! Почему оно не приходит оттуда, откуда я не ожидаю?!» Жди и верь в обещание Аллаха, ибо Он не нарушает Своего обещания. Как передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), но не получил ответа!”» [677] Посему терпи, оставь то, что запретил Аллах, и жди просвета и удела оттуда, откуда даже не ожидаешь.
Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, очистит от прегрешений и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью» [678].
В аяте указание на три великие пользы богобоязненности:
«Он одарит вас способностью различать истину и ложь» ― поистине, богобоязненность укрепляет человека в следовании по прямому пути, увеличивает его знание, укрепляет память. Как сказал имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах:
شَكَـوتُ إلـى وَكِيــعٍ سُـوءَ حِفْظِـــي
فـأَرشَـدَني إلـى تَـْركِ المعــاصـي
وقـال اعلَــمْ بــأنَّ العِلْـــمَ نُــــــورٌ
ونُــورُ الله لا يُــؤتَــاه عَــاصـي
«Я пожаловался Уаки’у на плохую память,
Он указал мне на то, что нужно оставить прегрешения.
И сказал: “Знай, что знание – свет,
А свет Аллаха не дается грешнику”».
Посредством богобоязненности, увеличивается знание человека, увеличивается его способность различать между истиной и ложью, между полезным и вредным. Также богобоязненность становится причиной того, что Аллах увеличивает человеку понимание (фахм). Например, два человека выучили один и тот же аят из Корана, однако первый смог извлечь из аята только три полезных вывода, а второй – пять, десять или даже больше, и это по причине того понимания, которое даровано ему Аллахом.
Также богобоязненный человек получает от Аллаха проницательность (фираса), при помощи которой он может отличать людей друг от друга. Всего лишь увидев человека, он может понять является ли этот человек лжецом или правдивым, благочестивым или грешником.
Также богобоязненный человек может получить от Аллаха способность творить чудеса (караматы). Такие способности были даны многим сподвижникам и таби’инам. Однажды, ’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, произнося проповедь в Медине, вдруг сказал: «О Сария, укройся у горы! О Сария, укройся у горы!» Люди удивились тому, что ’Умар произносит эти слова во время проповеди. Аллах Всевышний открыл его взору в этот момент то, что происходило в Ираке, куда был отправлен военный отряд под руководством Сарии ибн Зунейма. Отряд был окружен врагами, и в этот момент Аллах Всевышний открыл эту ситуацию взору ’Умара, который стал говорить: «О Сария, укройся у горы! О Сария, укройся у горы!» Сария услышал слова ’Умара, находясь в Ираке, и укрылся у горы. Все это является плодом богобоязненности! Чудеса (караматы), дарованные праведникам, являются воздаянием за их богобоязненность.
«…очистит от прегрешений…» ― очищение от прегрешений происходит благодаря праведным деяниям. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершение пяти ежедневных молитв и участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей послужат искуплением прегрешений, совершённых между этими молитвами, если не будет среди них тяжких грехов, и соблюдение поста в каждый следующий рамадан после предыдущего послужит искуплением прегрешений, совершённых между ними, если человек не совершит тяжких грехов» [679]. А также: «Совершение каждой следующей умры после предыдущей служит искуплением совершённых между ними грехов» [680].
Аллах Всевышний облегчает человеку совершений праведных деяний тогда, когда человек богобоязнен.
«…простит вас» ― то есть: облегчит вам возможность просить у Него прощения и каяться за свои грехи. Поистине, это является милостью Аллаха Всевышнего, ибо Он облегчает человеку дорогу к этим двум деяниям.
Несчастьем для раба является та ситуация, когда он совершает грехи, думая, что это вовсе не грехи, и упорствует в этом. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?» [681] Многие люди не желают оставлять грехи, так как грехи кажутся им чем-то незначительным. Но если человек будет бояться Аллаха Всевышнего, Аллах облегчит ему отход от грехов и простит ему их.
Аллах Всевышний может простить человеку грехи по причине богобоязненности. Так случилось с участниками битвы при Бадре, как сказано в хадисе: «Аллах обратился к участникам битвы при Бадре и сказал: “Делайте что хотите, ибо вам прощено!”» [682]
«Воистину, Аллах обладает великой милостью» ― с Его милостью не сравнится ничто. Если Аллах Всевышний обладает великой милостью, то тебе следует искать эту милость.
69 — Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Однажды пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “О посланник Аллаха, кто является самым благородным из людей?”. Он сказал: “Самый богобоязненный из них”. (Люди) сказали: “Мы спрашиваем тебя не об этом”. Он сказал: “Тогда - Юсуф, пророк Аллаха, сын пророка Аллаха, сына пророка Аллаха, сына возлюбленного Аллаха”. (Люди снова) сказали: “Мы спрашиваем тебя не об этом”. Он сказал: “Значит, вы спрашиваете меня о предках арабов? Лучшие из них во времена джахилиййи (остались) лучшими и в исламе, если усвоили (установления религии)” » [683].
«Однажды пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “О посланник Аллаха, кто является самым благородным из людей?” Он сказал: “Самый богобоязненный из них”» ― этот ответ соответствует словам Аллаха Всевышнего: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный» [684]. Аллах Всевышний не смотрит на людей с точки зрения их происхождения, положения в обществе, имущества, красоты. Поистине, Аллах смотрит на деяния человека! Самый почитаемый перед Аллахом среди людей - наиболее богобоязненный. Поэтому Аллах Всевышний поддерживает богобоязненных людей различными чудесами (караматами), скрытыми и явными. Ведь, богобоязненные самые почитаемые из людей перед Аллахом. Это побуждает человека к богобоязненности! Чем больше человек боится Аллаха, тем он более почитаем перед Ним.
Но сподвижники спрашивали о другом, поэтому сказали: “Мы спрашиваем тебя не об этом”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тогда - Юсуф, пророк Аллаха, сын пророка Аллаха, сына пророка Аллаха, сына возлюбленного Аллаха”. Юсуф был сыном Йа’къуба, Йа’къуб был сыном Исхакъа, а Исхакъ был сыном Ибрахима, мир им всем и благословение Аллаха. Йусуф был пророком из рода пророков, и был самым благородным среди людей.
(Люди снова) сказали: “Мы спрашиваем тебя не об этом”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Значит, вы спрашиваете меня о предках арабов? Лучшие из них во времена джахилиййи (остались) лучшими и в исламе, если усвоили (установления религии)”
Например, бану Хашим были лучшими из числа курайшитов, и остались лучшими во времена Ислама, при условии, если они усвоили установления религии. Если же они не понимают религию, то не будут самыми почитаемыми перед Аллахом, даже несмотря на свою родословную.
В этом указание на то, что происхождение человека может оказывать влияние на его статус, при условии, что он имеет понимание в религии. Например, бану Хашим имеют самое почетное происхождение среди людей, поэтому среди них появился пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Аллах лучше знает, кому доверить Свое послание» [685].
Если ты желаешь быть самым почитаемым перед Аллахом, то придерживайся богобоязненности! Чем больше ты будешь бояться Аллаха, тем более почитаемым будешь перед Ним!
أسال الله أن يجعلني وإياكم من المتقين
70 — Передается от Абу Са’ида аль-Худри, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мир этот сладок и зелен и, поистине, Аллах сделал вас преемниками в нём, чтобы посмотреть, как вы будете поступать. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин, ибо, поистине, первое искушение сынов Исраиля было (связано) с женщинами» [686].
«Поистине, мир этот сладок и зелен…» ― то есть: сладок на вкус и приятен взору. Если какая-то вещь является сладкой и красивой, то сначала глаз желает наслаждаться ею, а затем к этому же стремится и душа. Если какая-то вещь приятна и глазу, и душе, то есть опасение, что человек погрязнет в этой вещи.
Мир этот сладок на вкус и красив! Человек может обмануться этим миром, погрузиться в него, и сделать мирскую жизнь своей главной заботой.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах сделал вас (Своими) преемниками в нём, чтобы посмотреть, как вы будете поступать». Будете ли вы покорны или станете следовать за своими страстями?! Будете ли вы выполнять то, чем обязал вас Аллах, или обманетесь этим миром?!
Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь же мира этого…». То есть: выполняйте то, что вам приказано, оставьте то, что вам запрещено, и не обольщайтесь сладостью мирской жизни и ее красотой. Аллах Всевышний сказал: «Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (сатана) не обольщает вас относительно Аллаха» [687].
Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и остерегайтесь женщин».
Во-первых, остерегайтесь хитростей женщин, направленных ими в адрес своих мужей.
Во-вторых, остерегайтесь искушений, которые несут в себе женщины.
Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…ибо, поистине, первое искушение сынов Исраиля было (связано) с женщинами».
Они впали в искушение, связанное с женщинами, заблудились и ввели в заблуждение других. Поэтому, ты можешь увидеть, как враги религии сосредотачивают свои усилия на вопросе женщин, чтобы женщины сняли хиджаб, общались с мужчинами, работали с ними, и люди стали бы подобными ослам. Людей бы не заботило ничего, кроме живота и полового органа, а женщины станут куклами, от которых нужна только их внешность.
71 — Передается от ибн Мас’уда что пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, богобоязненности, воздержанности и достатке».
اللهم إني أسألك الهدى والتقى والعفاف والغنى
(Аллахумма, инни ас'алюкаль-худа, уа-т-тукъа, уаль-’афафа уаль-гъина)
«…я прошу Тебя о руководстве…» — то есть: о знании. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нуждался в знании так же, как и остальные люди. Аллах Всевышний сказал: «Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено, и говори: "Господи! Приумножь мои знания"» [688]. А также: «Аллах научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» [689]
«…богобоязненности…» — пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просит своего Господа о богобоязненности, ибо всё в Его руках. Если раб будет вверен своей душе, он пропадет и не получит никакого блага. Если же Аллах Всевышний направит его и даст ему богобоязненность, то человек станет богобоязненным.
«…воздержанности…» — то есть, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просит даровать ему воздержанность от всего того, что запретил Аллах Всевышний.
«…достатке…» — то есть: прошу Тебя сделать так, чтобы я не нуждался ни в ком, кроме Тебя!
Если Аллах Всевышний поможет человеку не нуждаться в творениях, то человек станет великим. Ведь, нужда в творениях обрекает человека на унижения. Нужда же в Аллахе является величием. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просит своего Господа о достатке.
Пользы из хадиса:
1 — Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не владел для себя ни вредом, ни пользой. Вредом и пользой владеет только Аллах Всевышний!
2 — Указание на несостоятельность убеждений тех, кто связывает свои сердца с праведниками, думая, что те могут принести пользу или отвести вред. Так поступают некоторые невежды, которые взывают к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находясь у его могилы. Также они взывают вместо Аллаха к тем, кого считают святыми. Эти люди заблудились в своей религии, а разум их ослаб. Поистине, те, к кому они взывают, не владеют ничем даже для себя. Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Скажи: "Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом"» [690]. А также: «Скажи: "Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах"» [691]. А также: «Скажи: "Не в моей власти навредить вам или наставить вас на прямой путь". Скажи: "Никто не защитит меня от Аллаха, и мне не найти убежища, кроме как у Него"» [692].
72 — Сообщается, что Абу Тариф ’Ади ибн Хатим ат-Таи сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Пусть поклявшийся (сделать что-либо), а потом увидевший, что ближе к богобоязненности нечто иное, сделает (то, что ближе к) богобоязнености” » [693].
Поклясться можно либо Аллахом Всевышним, либо одним из Его имен, либо одним из Его атрибутов. Нельзя клясться кем-либо, кроме Аллаха Всевышнего, нельзя клясться ни пророком, ни Джибрилем, ни кем-то еще из творений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто клянется, пусть клянется Аллахом, а иначе пусть молчит» [694]. А также: «Кто поклялся не Аллахом, тот впал в неверие или многобожие» [695].
Также человеку не следует клясться много, ибо Аллах Всевышний сказал: «Оберегайте же свои клятвы» [696]. Если ты клянешься, то следует связать свою клятву с желанием Аллаха. Говори: «Клянусь Аллахом, я сделаю так, если пожелает Аллах». В такой клятве заключено две пользы:
Во-первых, Аллах Всевышний может облегчить тебе выполнение того, в чем ты поклялся.
Во-вторых, если ты не сможешь выполнить то, в чем поклялся, то не будешь обязан искуплением клятвы[697].
В этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что если человек поклялся сделать что-то, а затем увидел, что нечто иное ближе к богобоязненности, то ему следует искупить свою клятву и сделать то, что ближе к богобоязненности.
73 — Сообщается, что Абу Умама Судайй ибн ‘Аджлян аль-Бахили сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносивший проповедь во время прощального паломничества, сказал: “Бойтесь Аллаха, совершайте свои пять молитв, поститесь во время вашего месяца, выплачивайте закят со своего имущества, повинуйтесь вашим правителям и вы войдёте в рай Господа вашего” » [698].
Проповеди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делились на два вида: регулярные проповеди и проповеди, связанные с определенными случаями.
1 — Регулярные проповеди — это проповеди (хутбы) в пятничный день и в день праздников. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к людям с проповедью каждую пятницу и во время каждого праздника.
2 — Проповеди, связанные с определенными случаями — эти проповеди произносятся тогда, когда в них есть нужда. Например, проповедь, произнесенная тогда, когда Усама ибн Зейд заступился за женщину из племени Бану Махзум, которая брала у людей вещи, а затем присваивала их себе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел отрубить ей руку. Курайшиты расстроились из-за этого и попросили Усаму ибн Зейда заступиться за эту женщину, что он и сделал. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Неужели ты пришел заступаться там, где речь идет о наказании Аллаха?!» Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал и обратился к людям с проповедью, сказав: «Поистине тех, которые были до вас, погубило то, что, когда у них воровал знатный человек, они не трогали его. Когда же у них воровал слабый человек, они применяли наказание. Клянусь Аллахом, если бы украла Фатима, дочь Мухамада, то я обязательно отрубил бы руку и ей!» [699]
Что касается прощального хаджа, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал во время него проповедь два раза: в день ’Арафа и в день жертвоприношения. Во время этих проповедей он увещевал людей и напоминал им об Аллахе. Эти две проповеди относятся к регулярным проповедям, поэтому тот, кто руководит паломниками во время хаджа, должен прочитать эти две проповеди.
Во время этих проповедей пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в частности сказал: «Бойтесь Аллаха». И это подобно словам Аллаха: «О люди! Бойтесь вашего Господа» [700]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел всем людям бояться их Господа, Который их сотворил и одарил многочисленными милостями.
Также он сказал: «…совершайте свои пять молитв…». Имеются в виду те пять молитв, которые Аллах Всевышний сделал обязательными.
Также он сказал: «…поститесь во время вашего месяца…». Имеется в виду месяц Рамадан.
Также он сказал: «…выплачивайте закят со своего имущества…». То есть: выплачивайте закят тем, кто его заслуживает, и не скупитесь.
Также он сказал: «…повинуйтесь вашим правителям…». То есть: повинуйтесь тем, кого Аллах поставил управлять над вами. Здесь имеются в виду как руководители отдельных областей, так и правитель всего государства. Поистине, подданные обязаны подчиняться правителю во всем, кроме того, в чем есть ослушание Аллаха. Если же они приказывают ослушаться Аллаха, то не следует подчиняться им в этом, ибо подчинение творению не может стоять перед подчинением Творцу. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» [701].
باب اليقين والتوكُّل
7-ая глава
«Глава о глубокой убежденности (йакъин) и уповании (тауаккуль)».
Аллах Всевышний сказал: «Когда верующие увидели полчища, они сказали: "Это - то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду". Это приумножило в них лишь веру и покорность» [702].
А также: «Люди сказали им: "Народ собрался против вас. Побойтесь же их". Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: "Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!" Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью» [703].
А также: «Уповай на Живого, Который не умирает» [704].
А также: «Пусть же верующие уповают только на Аллаха!» [705]
А также: «Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха» [706].
А также: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» [707].
А также: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» [708].
Автор книги объединил в одной главе глубокую убежденность (йакъин) и упование (тауаккуль), ибо упование является плодом глубокой убежденности!
Глубокая убежденность (йакъин) ― это непоколебимая вера и стойкость. Человек, который глубоко убежден, будто бы видит своими глазами то, о чем сообщают Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Глубокая убежденность – это вера, при которой у человека не возникает даже мельчайших сомнений. Это и есть высочайшая степень веры (имана)!
Такая убежденность приносит великие плоды, к которым относится и упование (тауаккуль) на Аллаха Всевышнего.
Упование (тауаккуль) заключается в том, что человек опирается на Аллаха Всевышнего внешне и внутренне в том, что касается получения пользы и отведения вреда.
Затем автор, да смилуется над ним Аллах, упомянул некоторые аяты.
Аллах Всевышний сказал: «Когда верующие увидели полчища, они сказали: "Это - то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду". Это приумножило в них лишь веру и покорность» [709].
«Когда верующие увидели полчища…» ― речь идет о многочисленных племенах, которые собрались для того, чтобы воевать против посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Их набралось около десяти тысяч воинов, которые взяли в осаду Медину. Это было большим испытанием для сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал, описывая их состояние: «Вот они напали на вас сверху и снизу, и тогда взоры замерли, сердца достигли горла, и вы стали делать предположения об Аллахе. Там верующие подверглись испытанию и сильному потрясению» [710].
Когда случилось это испытание, люди разделились на две группы:
Первая группа, о которой сказал Аллах: «Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: "Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением"» [711]. Лицемерами являются те, кто внешне показывают себя верующими, скрывая свое неверие.
«… и те, чьи сердца поражены недугом» ― речь идет о верующих, имеющих недостатки в своей убежденности.
Лицемеры и верующие со слабой убежденностью сказали: «Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением». То есть: как Мухаммад говорит, что мы завоюем земли Хосроя, земли Цезаря, земли Йемена, когда сейчас мы окружены этими полчищами?!
Вторая группа – верующие, о которых сказал Аллах Всевышний: «Когда верующие увидели полчища, они сказали: "Это - то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду"» [712]. Это предел убежденности! В такой тяжелый момент они остались твердыми и убежденными в своей вере, в отличие от тех, чье упование и убежденность были слабыми. Когда таких слабых верующих постигают трудности, у них все переворачивается. Аллах Всевышний сказал: «Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани (между верой и неверием). Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!» [713]
Таково положение многих людей! Когда у них все хорошо, они спокойны. Но если вдруг их постигает испытание, у них все переворачивается, и может даже дойти до вероотступничества.