Во-первых, он будет постоянно наказываться в могиле.
Во-вторых, он будет воскрешен в Судный День с Фараоном, Хаманом, Къаруном и Убей ибн Халяфом.
В-третьих, он войдет в Огонь и пребудет там вечно.
Некоторые ученые посчитали, что человек, оставивший молитву, не является неверующим. Они привели в свою пользу некоторые доводы. Эти доводы можно разделить на пять групп:
1 ― Доводы, в которых вообще нет указания на правильность их мнения.
Например, в качестве довода они приводят аят: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» [521]. То есть: оставивший намаз также попадает под прощение Аллаха Всевышнего.
Ответ: Поистине, оставивший намаз, является многобожником, согласно очевидному смыслу хадиса Джабира[522]. Даже если он не делает земной поклон идолу, он все равно следует за своей страстью. Аллах Всевышний сказал: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания» [523].
2 ― Доводы, в которых содержится указание на такие условия, которые не могут применяться к человеку, оставившему намаз.
Например, они приводят слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах сделает запретным для Огня того, кто скажет: “Ля иляха илля Ллах”, стремясь к лику Аллаха!» [524] Однако, в хадисе ведь сказано: «…стремясь к лику Аллаха!» Может ли человек стремиться к Лику Аллаха, не совершая даже намаз?! Ведь, намаз является одним из самых великих дел, с помощью которых можно достигнуть довольства Аллаха Всевышнего. В этом хадисе нет довода на то, что оставивший намаз не становится неверующим.
3 ― Доводы, в которых упоминается такая ситуация, когда у человека есть оправдание для оставления намаза.
|
Например, они приводят хадис Хузейфы о людях, которые не знают ничего об Исламе, кроме слова «Ля иляха илля Ллах»[525]. Но эти люди будут оправданы по причине того, что исчезло знание об обязательных предписаниях религии. И мы говорим это! Если, например, какой-то народ живет в пустыне вдали от знания, и ничего не знает об Исламе, кроме «Ля иляха илля Ллах», то конечно этот народ не является неверующим.
4 ― Общие доводы.
А в науке “Усуль аль-Фикх” есть правило о том, что общие доводы конкретизируются частными. Они приводят общие хадисы о том, что сказавший «Ля иляха илля Ллах» войдет в Рай. Но мы скажем, что эти общие хадисы конкретизируются хадисами о том, что оставивший молитву является неверующим.
5 ― Слабые хадисы.
Слабые хадисы не могут противостоять достоверным хадис, указывающим на то, что оставляющий намаз является неверующим.
Но знай, что если разногласие в общине возникло по причине хорошего намерения ученого, приложившего все усилия для поиска истины, то за это разногласие не порицается этот ученый и не обвиняют его в заблуждении! Ведь, он является “муджтахидом”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда» [526].
Человек не имеет права порочить своего брата, если тот противоречит ему в каком-то мнении, следуя за своими доводами. Другое дело, когда человек отрицает доводы только по причине своего упрямства. В таком случае он действительно заслуживает порицания.
|
Столпы Ислама 3. Закят
Закят следует давать тем категориям людей, на которых указал Аллах Всевышний. Аллах Всевышний сказал: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» [527].
“Закят” ― (الزكاة) ― это определенная шариатом доля из определенного имущества, которая выдается определенным категориям людей.
В качестве закята выдается только часть имущества, а не все имущество целиком. Закят выдается из определенных видов имущества, которые разъяснены посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Кораном. И закят выдается не в любых ситуациях, а только при определенных условиях.
Выплатив небольшую долю из своего имущества, человек выполняет столп из столпов Ислама. Выдавая закят, человек очищает свою душу от скупости и жадности. Выдавая закят, человек очищает страницы своих свитков от грехов! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостыня тушит грехи подобно тому, как вода тушит огонь» [528]. Самой лучшей милостыней является закят. Аллах Всевышний сказал в хадисе аль-къудси: «Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность» [529]. Например, один ракаат обязательной молитвы лучше, чем один ракаат желательной молитвы.
Закят искупает грехи человека. Закят содержит в себе благодеяние к людям. Выплачивая закят, человек делает добро другому человеку, и входит в число творящих добро! Аллах Всевышний сказал: «И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» [530].
|
Закят также приводит к сплочению людей. Когда бедные получают что-то из имущества богатых, из их сердец исчезает злоба по отношению к богатой части населения.
Закят приводит к тому, что люди получают блага с небес. Передано в хадисе: «Если люди перестанут давать закят со своего имущества, то обязательно лишатся осадков с небес» [531].
Важно то, что в закяте содержится много пользы, именно поэтому он является столпом из столпов Ислама!
Ученые разошлись во мнении относительно того человека, который не выплачивает закят. Более правильное мнение, что такой человек не становится неверующим, если признает обязательность закята. Доводом является хадис Абу Хурейры, который сказал: «Однажды посланник Аллаха сказал: “В День воскресения для любого обладателя золота или серебра, не отдающего должного со своего имущества, из этого золота или серебра обязательно сделают огненные пластины, раскалят их в пламени Геенны и станут прижигать ими его бок, лоб и спину, и по мере их остывания всё это будет для него повторяться в течение Дня, равного по продолжительности пятидесяти тысячам лет, пока не завершится Суд над рабами Аллаха и не покажут такому рабу его дорогу либо в Рай, либо в Огонь”» [532]. В этом хадисе указание на то, что такой человек не является неверующим. Если бы он был неверующим, то у него не было бы возможности попасть в Рай.
Передается от имама Ахмада, да помилует его Аллах, в одном из его мнений, что тот, кто не выдает закят из-за жадности, становится неверующим. Ведь, закят является столпом Ислама, а если исчезает столп, то рушится и строение.
Но все равно более правильное мнение, что такой человек не становится неверующим, хотя и находится в величайшей опасности.
Перечислим имущество, из которого обязательно выплачивать закят:
1 ― Золото и серебро (2,5 %) ― закят обязательно выплачивать с любого золота и серебра, будь то монеты (динары, дирхамы), или слитки, или украшения, и так далее. То есть, с этих двух металлов обязательно выплачивать закят в любом случае. Но закят с них становится обязательным только тогда, когда они достигают определенного количества (нисаб) и сохраняются в таком количестве в течение лунного года.
“Нисаб” золота – это приблизительно 85 грамм. “Нисаб” серебра – это приблизительно 595 грамм.
Если золото или серебро у человека достигло этого количества (нисаба) и не уменьшается ниже этого уровня в течение целого года, он обязан выплатить закят. Например, если у человека 80 грамм золота, он не обязан выплачивать закят. Или же у человека есть 590 грамм серебра, он не обязан выплачивать закят.
Закят выплачивается также с бумажных денег, если их количество достигает стоимости “нисаба” серебра. То есть, здесь оценка производится по серебру.
Что касается других драгоценностей, помимо золота и серебра, например, жемчуг, изумруды, алмазы, и так далее, то с них не выплачивается закят, даже если у человека их много. Исключением является тот случай, когда человек торгует этими драгоценностями. В таком случае человек обязан выплачивать закят, ибо драгоценности уже будут товаром.
2 ― Домашний скот ― а именно верблюды, коровы (быки), козы и овцы (бараны). С этих видов животных выплачивается закят, если их количество достигает “нисаба”. “Нисаб” верблюдов – 5, “нисаб” коров – 30, “нисаб” коз, овц, баранов – 40.
Но здесь расчет закята не подобен расчету закята с золота и серебра.
Если у человека от 40 до 120 овц, то закят с них составляет одну овцу. Если у человека от 121 до 200 овц, то закят с них составляет две овцы. Если у человека от 201 до 300 овц, то закят с них составляет три овцы, а затем на каждую сотню добавляется одна овца. Например, если у человека 399 овц, то он выплачивает три овцы, так как сотня к трестам еще не добавилась. А если уже 400, тогда четыре овцы.
Если у человека от 5 верблюдов до 14-ти, то с каждой пятерки верблюдов выплачивается одна овца в качестве закята. А если у человека уже 25 верблюдов и более, то закят уже выплачивается определенными видами верблюдов[533].
Еще что касается скота, то помимо “нисаба” есть еще одно условие, а именно то, что скотина должна весь год или большую часть года пастись сама. Если же человек пасет их большую часть года или весь год сам, то закят не выплачивается[534].
3 ― То, что произрастает из земли ― например, финики, пшеница, рис, ячмень и так далее. Закят с урожая становится обязательным только тогда, когда урожай достигает “нисаба”. “Нисаб” здесь составляет 300 са’. Люди, собирающие закят с земледельцев, знают, сколько весят 300 са’.
Если урожай человека достиг уровня “нисаба”, он обязан выплачивать закят. Сборщик закята должен брать средний по качеству урожай. Нельзя брать самый лучший урожай, нельзя брать самый худший урожай. Следует выбрать средние плоды из всего урожая и взять их в качестве закята.
Если урожай поливался без участия человека, например, посредством дождя или протекающего рядом ручья, то человек обязан выплачивать в качестве закята десятую часть урожая. Если же урожай поливается человеком с помощью специальных машин, моторов, и так далее, то человек обязан выплатить пятую часть. В этом содержится мудрость Аллаха Всевышнего, Который облегчил человеку, если тот прилагает усилия и трудится, поливая свой урожай.
4 ― Товар ― это всё, что человек приготовил для торговли, будь то недвижимость, ткани, посуда, автомобили, и так далее. Здесь нет определенных видов имущества, а охватывается все, чем человек торгует.
Величина закята здесь составляет 2,5 процента (1/40 часть). Если у тебя есть имущество и ты желаешь узнать размер своего закята, то сделать это очень легко. Раздели свой товар на сорок частей, и выплати в качестве закята одну часть.
Кому выплачивать закят?
Аллах Всевышний повелел выплачивать закят следующим категориям людей, сказав: «Пожертвования (закят) предназначены только для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый» [535].
1-2 ― Нищие и бедные ― это те, кто не находит пропитания для себя и своей семьи, хватившего бы им на год[536].
Например, человек работает и получает зарплату четыре тысячи (рублей), а для содержания семьи требуется шесть тысяч. В таком случае человек считается нищим (факъиром), ибо ему недостаточно средств для содержания семьи. Получается, что в год ему не хватает 24000 (рублей), следовательно, их следует выплатить для него из средств закята.
3 ― Люди, занимающиеся сбором и распределением закята ― это люди, которых руководитель государства назначил ответственными за сбор и распределение закята. Руководитель государства назначает им определенную зарплату из средств закята, даже если они являются богатыми людьми.
4 ― Люди, чьи сердца хотят завоевать ― это те, чьи сердца привлекаются к Исламу! Например, человек недавно принял Ислам, нуждается в укреплении своей веры (имана). Ему дается имущество из закята, чтобы укрепить его любовь к Исламу и мусульманам. Он должен знать, что Ислам является религией помощи и связей между людьми.
5 ― Рабы ― это включает в себя три вида. Во-первых, можно на средства закята купить раба и освободить его. Во-вторых, можно помочь рабу, который выкупает себя у хозяина. В-третьих, средства закята можно направить для выкупа пленных мусульман у неверующих.
6 ― Должники ― то есть, люди, на которых висит долг, а они не в состоянии его оплатить. Долг мог возникнуть по двум причинам: либо человек залез в долги, решая проблемы мусульман, либо человек залез в долги, решая свои собственные проблемы.
а) Должник, решающий проблемы мусульман ― если человек залез в долги, решая проблемы мусульман, то ему дается имущество закята, даже если он богат и способен выплатить долг самостоятельно. И это по той причине, что он решал проблемы мусульман, а не преследовал свои личные интересы.
б) Должник, решающий свои личные проблемы ― например, человеку негде жить, и он снимает жилье за пять тысяч (рублей), соответственно, становится должником тому, у кого снимает. Но это касается только тех людей, которые не в состоянии сами выплатить этот долг. Если же он в состоянии самостоятельно отплатить свой долг, то ему не дается имущество из средств закята.
7 ― Расходы на пути Аллаха ― то есть, на сражение ради того, чтобы слово Аллаха Всевышнего было превыше всего.
Ученые говорят, что в эту категорию также входят люди, посвятившие себя требованию шариатского знания. Требующему знания даются деньги из закята в той мере, в которой он нуждается. Ведь, требование знания является джихадом на пути Аллаха! Что же касается человека, который решил посвятить себя поклонению, то ему не даются деньги из закята. Из этого мы понимаем превосходство знания над поклонением.
Например, к нам придет религиозный человек и скажет: «Я могу работать и обеспечивать себя, но я мечтаю посвятить себя только поклонению: совершать намазы, поститься, поминать Аллаха, читать Коран, поэтому прошу вас дать мне денег из закята, чтобы я смог не работать и целый день поклоняться Аллаху». Мы ответим: «Нет, ты должен работать!»
Но, если придет другой и скажет: «Я мечтаю посвятить себя требованию знаний, но мне нужно себя обеспечивать. Однако, если я пойду работать, то не смогу требовать знания». Мы ответим: «Вот, возьми то, в чем нуждаешься».
8 ― Путники ― речь идет о путнике, который оказался в чужих землях, у которого закончились все деньги, поэтому он не может вернуться домой. Такому человеку следует дать денег из закята, чтобы он смог вернуться домой.
Необязательно, что этот путник является бедным, ибо у себя на родине он может быть очень богатым. Но получилось так, что во время путешествия у него закончились все деньги. Поэтому ему следует дать денег из закята, чтобы он смог вернуться домой.
Это те восемь категорий людей, которым выплачивается закят. Нельзя выплачивать закят никому, кроме этих восьми категорий. Например, нельзя выдавать закят на строительство мечети или школы, на ремонт дорог, и так далее. Ведь, Всевышний Аллах ограничил закят только перечисленными группами, сказав: «Пожертвования (закят) предназначены только для нищих и бедных…», и так до конца аята.
Столпы Ислама 4. Пост (саум) в месяце Рамадан
Рамадан – это месяц между месяцем Ша’бан и месяцем Шаууаль. Этот месяц известен всем мусульманам. Аллах Всевышний упомянул его в Своей Книге: «В месяц рамадан был ниспослан Коран» [537].
Пост в месяце Рамадан является столпом Ислама! Не будет Ислам человека совершенным без соблюдения этого столпа. Но пост в месяц Рамадан становится обязательным только при соблюдении следующих условий:
1 ― Человек должен быть мусульманином;
2 ― Человек должен быть совершеннолетним;
Если человек является еще маленьким, ему необязательно держать пост.
3 ― Человек должен быть разумным;
Если человек является сумасшедшим (маджнун), он не обязан держать пост.
4 ― Человек должен иметь возможность держать пост;
Если человек не имеет возможности держать пост, то в таком случае могут быть две ситуации:
а) Человек не имеет возможности держать пост лишь на некоторое время, например, из-за болезни (допустим простуды). В такой ситуации он обязан возместить посты, когда выздоровеет.
б) Человек не имеет возможности держать пост и уже не надеется, что такая возможность появится. Например, старый человек или больной, который уже не надеется выздороветь. Таким людям следует накормить одного бедняка за каждый пропущенный пост.
5 ― Человек должен находиться дома, а не в путешествии;
Путник не обязан держать пост. Если он решил не держать пост, то должен возместить пропущенные дни тогда, когда вернется домой.
6 ― У человека не должно быть препятствующих обстоятельств для поста.
Например, женщины, у которых менструации (хайд) или послеродовые кровотечения (нифас), не должны держать пост. Они возмещают его тогда, когда очистятся.
Столпы Ислама 5. Хадж к дому Аллаха
Хадж к дому Аллаха является столпом Ислама! К хаджу также относится ’умра, которую пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал малым хаджем. У хаджа также есть условия:
1 ― Совершеннолетие;
2 ― Разум;
3 ― Ислам;
4 ― Свобода[538];
5 ― Наличие возможности.
Если нет хотя бы одного из условий, хадж не является обязательным для человека!
Если человек не может совершить хадж из-за отсутствия денежных средств, то обязанность хаджа спадает с него полностью, то есть он не обязан ехать сам, и не обязан отправлять кого-либо вместо себя.
Если человек не может физически (например, из-за болезни) совершить хадж, но ожидает того, что скоро эта неспособность исчезнет, то он ждет этого момента[539]. Если же у человека такая неспособность, которая уже не уйдет (например, старость), то он должен отправить в хадж кого-либо вместо себя. Ибо, однажды, женщина спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, Аллах обязал Своих рабов совершать хадж в то время, когда мой отец достиг уже глубокой старости и был не в состоянии твёрдо держаться в седле, так могу ли я совершить хадж за него?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да» [540].
Затем Джибриль (мир ему) сказал: “А теперь поведай мне о вере”.
Место веры (имана) в сердце, а Ислам проявляется в деяниях органами. Поэтому, мы говорим: «Ислам – это внешние деяния, а вера (иман) – это скрытая сторона, ибо она находится в сердце».
Вера (الإيمان) - /иман/ - это убеждение человека в чем-то твердой убежденностью, которая не допускает никаких сомнений и колебаний. То есть, человек верит во что-то так, как он верит в существование солнца, видя его в летний день.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “(Суть веры заключается в том) чтобы ты веровал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) веровал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного”.
Это и есть шесть столпов веры!
Столпы веры 1. Вера в Аллаха
Ты должен верить в то, что Аллах существует, в то, что Он – Живой, Знающий и Всемогущий. Ты должен верить в то, что Он – Господь миров, и нет господа, кроме Него. Ты должен верить в то, что Он – абсолютный Царь, и Ему принадлежит абсолютная хвала! К Нему возвращается всякое дело. Ты должен верить в то, что Он заслуживает поклонения, и никто не заслуживает поклонения, кроме Него. Только на Него надлежит уповать, ибо только от Него приходит помощь и поддержка! Ты должен верить в то, что Он обладает всеми атрибутами совершенства, и никто из творений не подобен Ему в этом! Аллах Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему» [541].
Следовательно, ты должен верить в существование Аллаха, в Его господство (рубубийа), в Его божественность (улюхийа), в Его имена и атрибуты. Это обязательные составляющие веры в Аллаха! Кто отрицает существование Аллаха, тот является неверующим, обреченным на вечное пребывание в Огне! Кто сомневается в существовании Аллаха, тот является неверующим, ибо вера – это твердое убеждение!
Кто сомневается в господстве (рубубийа) Аллаха, также является неверующим. Кто придает Аллаху сотоварищей в господстве, также является неверующим. Поэтому, тот, кто говорит, что “аулия” управляют этим миром, является неверующим.
Также тот, кто посвящает свое поклонение кому-либо помимо Аллаха, является неверующим, ибо он не уединяет Аллаха в божественности (улюхийа). Если человек поклоняется солнцу, луне, дереву, реке, морю, горе, какому-нибудь царю, или какому-либо пророку, то он является неверующим, вышедшим из Ислама!
Если человек уверовал в Аллаха должным образом, он станет выполнять Его приказы и остерегаться Его запретов. Ибо в сердце человека, уверовавшего должным образом, обязательно будет возвеличивание Аллаха и любовь к Нему. Если человек любит Аллаха Всевышнего несравнимой ни с чем любовью, если возвеличивает Его несравнимым ни с чем возвеличиванием, то обязательно станет выполнять Его приказы и сторониться Его запретов.
Человек должен верить в то, что Аллах Всевышний находится над всем сущим, возвышен над Своим Троном. Трон (’арш) является самым великим творением из всех, что нам известны. Сообщается в хадисе: «Поистине, семь небес и семь земель по отношению к Престолу (курсий) подобны колечку, брошенному в огромной пустыне. А превосходство ’Арша над аль-Курсий (Престолом) подобно превосходству пустыни над этим колечком» [542].
Брось колечко, из которого плетут кольчугу, в огромной пустыне и посмотри, что оно представляет по отношению к этой пустыне! Абсолютно ничего! Посмотри же затем на величие Трона (’арша)! Именно поэтому, Аллах Всевышний описывает Свой Трон (’арш) величием и славой. Аллах Всевышний сказал: «Он - Господь великого Трона» [543]. А также: «Владыка славного Трона» [544].
И над этим Троном возвысился Аллах Всевышний! Всевышний Аллах над Троном, а Трон над всеми творениями. А Престол (аль-Курсий), хоть и мал по отношению к Трону, но объемлет небеса и землю. Аллах Всевышний сказал: «Его Престол объемлет небеса и землю» [545].
Также ты должен верить в то, что Аллах Всевышний объял всякую вещь Своим знанием. Аллах Всевышний знает о предательском взгляде и о том, что скрывают сердца. Аллах Всевышний знает обо всем, что творится на небесах и земле, будь оно великим или малым. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах» [546].
Также ты должен верить в то, что Аллах Всевышний над всякой вещью мощен. Если Он пожелает что-то, то говорит: «Будь!», и оно случается. Посмотри на создание людей и их воскрешение, а ведь их миллиарды. Аллах Всевышний сказал: «Сотворение и воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека» [547]. Также Он сказал о воскрешении: «Но раздастся лишь один глас, и все они окажутся на поверхности земли» [548].
Также ты должен верить в то, что Аллах – Слышащий, Видящий. Он слышит всё, что мы говорим, даже наши тайные беседы. Аллах Всевышний сказал: «Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет! При них находятся Наши посланцы, которые записывают» [549]. А также: «Ему известно тайное и сокрытое» [550]. А также: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа» [551].
Всевышний Аллах – Видящий! Он видит, как черный муравей ползет по черной скале во мраках ночи.
Если ты уверуешь в то, что Аллах – Знающий, Могущественный, Слышащий, Видящий, то будешь ощущать контроль Аллаха над собой. Ты не захочешь, чтоб Он слышал или видел от тебя то, чем Он недоволен. Когда ты говоришь, Аллах слышит, а когда ты делаешь, Он видит! Ты будешь бояться Аллаха Всевышнего. Ты будешь бояться того, что Он увидит тебя делающим то, что Он запретил.
Также ты должен верить в то, что решение (хукм) принадлежит Аллаху Возвышенному и Великому! Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо - в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь"» [552].
Сколько было царей, потерявших власть за один день! Сколько простых людей стали царями за один день! Поистине, все дела в Руке Аллаха! Сколько великих людей считали себя непобедимыми, но Аллах низвергал их за один день! Сколько людей, презираемых в обществе, становились великими за один день! Поистине, власть и решение (хукм) принадлежат Аллаху!
Только Аллах Всевышний делает что-то запретным, а что-то разрешенным! Никто из творений не имеет такой прерогативы. Поэтому Аллах Всевышний запретил людям объявлять что-то дозволенным, а что-то запретным, без Его позволения. Аллах Всевышний сказал: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это - дозволено, а то - запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха. Недолго им пользоваться благами, ведь им уготованы мучительные страдания» [553].
Следует заметить, что вопрос веры в Аллаха является очень широким. Если начать о нем говорить, то уйдет много дней, однако здесь мы осветили этот вопрос в общих чертах.
Столпы веры 2. Вера в ангелов
Ангелы относятся к скрытому миру. Аллах Всевышний сотворил их из света и определил для них деяния. Каждый из них делает то, что приказал ему Аллах Всевышний. Например, Аллах Всевышний сказал об ангелах Ада: «Над Огнем есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» [554]. У них нет высокомерия перед приказами Господа. И это в отличие от человека, который может проявить высокомерие перед Его приказами. Ангелы созданы для того, чтобы воплощать приказанное Аллахом.
Например, Джибриль (мир ему) является самым почетным из ангелов, и на него возложено донесение откровения. Он нисходит с откровением от Аллаха к посланникам и пророкам. Джибриль – ангел, обладающий мощью, надежный, и тот, кому подчиняются среди ангелов! Аллах Всевышний сказал: «Научил его (пророка) обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он (Джибриль) вознесся на наивысшем горизонте» [555]. А также: «Это - слова благородного посланца (Джибриля), обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, которому там (на небесах) повинуются, доверенного» [556].
Среди ангелов есть такие, которые отвечают за жизнь земли и растений. Например, Микаиль (мир ему), которому поручена забота об осадках и жизни растений.
Среди ангелов также есть ангел Исрафиль, мир ему, который является одним из носителей Великого Трона. Ему будет поручено дуновение в Рог, после которого люди умрут от ужасов этого звука. Аллах Всевышний сказал: «Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» [557].
Среди ангелов есть ангел смерти, который забирает души во время смерти. У него есть помощники, которые помогают ему в этом деле. Они нисходят к духу умершего человека с саваном и благовониями из Рая, если он был из верующих людей. Просим Аллаха сделать нас из их числа! Если же человек был из обитателей Огня, они нисходят к нему с бальзамами и саваном из Огня. Они садятся рядом с умирающим человеком и извлекают его дух, когда тот подступает к горлу. Посмотри же на заботу Аллаха! Ангелы заворачивают в саван душу человека, а люди – его тело. Аллах Всевышний сказал: «Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений» [558].
Аллах Всевышний даровал ангелу смерти такую мощь, что тот может забирать людские души на востоке Земли и её западе, даже если те умирают в одно мгновенье. Не удивляйся этому, ибо ангелов не сравнивают с людьми. Аллах Всевышний даровал им огромную мощь. Они сильнее джиннов, а джинны сильнее людей. Взгляни на историю Сулеймана, мир ему, когда он сказал: «О знать! Кто из вас принесет мне ее (царицы Савской) трон до того, как они предстанут предо мною покорными?» [559] Далее Аллах Всевышний говорит: «Силач из числа джиннов сказал: "Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого"» [560]. Трон ее находился в Йемене, а Сулейман – в Шаме, а между ними расстояние в месяц пути. Этот джинн сказал: «Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места». А Сулейман, мир ему, обычно вставал со своего места в определенные часы. Далее Аллах Всевышний говорит: «А тот, который обладал знанием из Писания, сказал: "Я принесу его тебе во мгновение ока"» [561]. Ученые говорят, что тот, который обладал знанием из Писания, воззвал к Аллаху посредством Его самого великого имени, и тогда ангелы принесли этот трон из Йемена в Шам за одно мгновение. Следовательно, ангелы сильнее джиннов.
Поэтому не удивляйся тому, что люди умирают в разных концах света в одну минуту, а один ангел смерти забирает их души. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу"» [562].
Среди ангелов есть Малик – хранитель Огня. Всевышний Аллах упомянул его, рассказывая об обитателях Ада: «Они воззовут: "О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами". Он скажет: "Вы останетесь здесь навечно"» [563].
Среди ангелов есть хранитель Рая. В некоторых преданиях (асарах) сообщается, что его зовут Ридуан.
Кто-то может спросить: «Если ангелы относятся к скрытому миру, возможно ли их увидеть?!»
Да, их можно увидеть либо в их истинном облике, либо в таком облике, в котором пожелает Аллах Всевышний.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля в его истинном облике два раза: один раз на Земле, второй – на небе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел его на Земле около пещеры Хира недалеко от Мекки. А второй раз – у Лотоса крайнего предела на небесах. Аллах Всевышний сказал: «Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела» [564]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел его в его истинном облике, и у Джибриля было шестьсот крыльев.
Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел в Джибриля в другом облике. Например, в разбираемом нами сейчас хадисе сказано: «(Человек) в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду его нельзя было сказать, что он находится в пути, и никто из нас его не знал». Аллах над всякой вещью мощен! Он даровал ангелам возможность принимать человеческий облик.
Мы обязаны верить во все те подробности, которые пришли относительно ангелов в Коране и Сунне. Мы верим, что ангелы обладают мощной силой. Аллах Всевышний сказал им в день битвы при Бадре: «Я - с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы» [565]. Они сражались в одном ряду со сподвижниками в день битвы при Бадре. Аллах Всевышний сказал им: «Рубите им головы и рубите им все пальцы! Это - потому, что они воспротивились Аллаху и Его Посланнику. А если кто противится Аллаху и Его Посланнику, то ведь Аллах суров в наказании» [566].
Такая вера в ангелов является одним из шести столпов веры!
Столпы веры 3. Вера в Писания
Имеются в виду Писания, которые Аллах Всевышний ниспосылал Своим посланникам. Писание было ниспослано каждому посланнику! Аллах Всевышний сказал: «Аллах - Тот, Кто ниспослал Писание с истиной и Весы» [567]. А также: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» [568]. Среди Писаний есть такие, которые нам известны, и такие, о которых мы не знаем.
Тора (التوراة) была ниспослана Мусе, мир ему. Евангелие (الإنجيل) было ниспослано ’Исе, мир ему. В Коране также упоминаются свитки, которые были ниспосланы Ибрахиму, мир ему. Также в Коране упоминается Забур (زبور) Дауда, мир ему.
Но это не значит, что, например, ’Исе было ниспослано именно то Евангелие, которое сейчас находится среди христиан. Сегодняшнее Евангелие искажено и изменено. Священнослужители поиграли с этой книгой: что-то добавили, что-то убавили, что-то исказили. Поэтому сегодня среди христиан существует четыре (или пять) разных версий Евангелия.
Аллах Всевышний возложил на себя сохранение Благородного Писания, ниспосланного Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, ибо не будет пророка после него. Если не будет пророка, не будет того, кто разъяснит людям, что в Писании искажено, а что нет. Именно поэтому, Аллах Всевышний хранит это Писание.
Мы должны верить во всякое сообщение, о котором говорится в ниспосланных Писаниях. Например, всё, что сообщено в Коране, является истиной! Мы должны верить в то, что всякое постановление (хукм), ниспосланное в этих Писаниях, является истиной. Ведь, все эти постановления от Аллаха Всевышнего, Который обязал ими Своих рабов.
Столпы веры 4. Вера в посланников
Имеются в виду люди, которых Аллах Всевышний отправил к творениям, сделав их посредниками между Ним и рабами в донесении шариата. Они являются обычными людьми, имеющими отцов и матерей. Исключением является ’Иса, сын Марьям, которые имел мать, но не имел отца.
Аллах Всевышний послал посланников в качестве милости для рабов и для предъявления им довода. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айубу (Иову), Йунусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону). Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтырь). Мы отправили посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали. Аллах вел беседу с Мусой (Моисеем). Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» [569].