и если Аллах Всевышний пожелает за первым томом последует второй.




 

اللهم أعز الإسلام والمسلمين ، اللهم أعز الإسلام والمسلمين ، اللهم أعز الإسلام والمسلمين ، وأذل الشرك والمشركين ، ودمر أعداء الدين ، واحم حوزة الدين يا رب العالمين

 

اللهم آمنا في أوطاننا وأصلح أئمتنا وولاة أمورنا يا رب العالمين.

 

 

اللهم آت نفوسنا تقواها ، زكها أنت خير من زكاها أنت وليها ومولاها

 

اللهم اغفر لنا ذنبنا كل دقه وجله ، أوله وآخره ، سره وعلنه

 

اللهم اغفر لنا ولوالدينا وللمسلمين والمسلمات والمؤمنين والمؤمنات الأحياء منهم والأموات.

اللهم اغفر ذنوب المذنبين من المسلمين وتب على التائبين واكتب الصحة والعافية والسلامة لعموم المسلمين

اللهم أصلح ذات بيننا وألِّف بين قلوبنا واهدنا سبل السلام وأخرجنا من الظلمات إلى النور وبارك لنا في أسماعنا وأبصارنا وقواتنا وأموالنا وأزواجنا وذرياتنا واجعلنا مباركين أينما كنا

 

И в заключении – Хвала Аллаху, Господу миров!

 


[1] Сура аз-Зарийат, аяты 56-57

[2] Сура Йунус, аят 24

[3] Сура аль-Маида, аят 2

[4] Муслим, 2699.

[5] Муслим, 1893.

[6] Муслим, 2674.

[7] аль-Бухари, 4210; Муслим, 2406.

[8] Сура аль-Беййина, аят 5

[9] Сура аль-Хадж, аят 37

[10] Сура али ‘Имран, аят 29

[11] Сура али ‘Имран, аят 29

[12] Сура аль-Беййина, аят 5

[13] Сура аль-Беййина, аят 5

[14] Сура ат-Тарикъ, аяты 8-10

[15] Сура аль-‘Адийат, аяты 9-10

[16] Муслим, 2985.

[17] аль-Бухари, 1; Муслим, 1907.

[18] Сура аль-Исра, аят 18

[19] Сура аль-Исра, аят 19

[20] Муслим, 1718; аль-Бухари, 2697.

[21] Сура ат-Тауба, аят 120

[22] аль-Бухари, 6484; Муслим, 41.

[23] аль-Бухари, 2118; Муслим, 2884.

[24] Сура аль-Бакара, аят 127

[25] аль-Бухари, 2731.

[26] аль-Бухари, 2731.

[27] Сура аль-Филь, аят 5

[28] Сура аль-Хадж, аят 25

[29] аль-Бухари, 1; Муслим, 1907.

[30] Сура аль-Анфаль, аят 25

[31] аль-Бухари, 2783; Муслим, 1864.

[32] Абу Дауд, 2479; Ахмад, 4/99. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами‘», 7469.

[33] Сура ат-Тауба, аяты 38-39

[34] Муслим, 1911.

[35] аль-Бухари, 2839.

[36] аль-Бухари, 2996.

[37] аль-Бухари, 843; Муслим, 595.

[38] ат-Тирмизи, 2325; ибн Маджах, 4228.

[39] Сура ат-Тауба, аяты 120-121

[40] аль-Бухари, 1422.

[41] аль-Бухари, 2742; Муслим, 1628.

[42] Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) имеет в виду слова Всевышнего Аллаха: “Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху”. (Сура аль-Анфаль, аят 41)

[43] аль-Бухари, 5675; Муслим, 2191.

[44] аль-Бухари, 5752; Муслим, 220.

[45] Сура аль-Къалям, аяты 1-4

[46] аль-Бухари, 126; Муслим, 1333.

[47] Сура аль-Ан‘ам, аят 108

[48] Сура али ‘Имран, аят 159

[49] Муслим, 2564.

[50] Сура аль-Худжурат, аят 13

[51] Сура ат-Тарикъ, аят 9

[52] аль-Бухари, 6967; Муслим, 1713.

[53] Сура аль-‘Адиййат, аяты 9-11

[54] Сура али ‘Имран, аят 190

[55] Сура аль-Джасийа, аяты 3-4

[56] Сура аль-Маида, аят 41

[57] аль-Бухари, 2810; Муслим, 1904.

[58] аль-Бухари, 6875; Муслим, 2888.

[59] Сура ан-Ниса, аят 93

[60] Абу Дауд, 4772; ат-Тирмизи, 1421. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 6445.

[61] Муслим, 2937.

[62] аль-Бухари, 647; Муслим, 649.

[63] Сура ан-Ниса, аят 102

[64] аль-Бухари, 6491; Муслим, 131.

[65] Сура аль-Къамар, аят 49

[66] Сура аль-Къамар, аят 53

[67] Муслим, 129.

[68] Сура аль-Ан‘ам, аят 160

[69] аль-Бухари, 3465; Муслим, 2743.

[70] аль-Бухари, 660; Муслим, 1031.

[71] Муслим, 2985.

[72] Сура аль-Анфаль, аят 38

[73] аль-Бухари, 6069; Муслим, 2990.

[74] Сура аш-Шура, аят 40

[75] Сура аль-Бакара, аят 194

[76] Сура ан-Ниса, аят 18

[77] Сура Гъафир, аяты 84-85

[78] Абу Дауд, 2479; Ахмад, 4/99. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами‘», 7469.

[79] Сура аль-Ан‘ам, аят 158

[80] Сура ан-Нур, аят 31

[81] Сура Худ, аят 3

[82] Сура ат-Тахрим, аят 8

[83] Сура ан-Нур, аят 31

[84] Сура ан-Нур, аяты 30-31

[85] аль-Бухари, 5096; Муслим, 2740, 2741.

[86] Муслим, 2742.

[87] аль-Бухари, 304; Муслим, 79.

[88] Сура ан-Нур, аят 31

[89] Сура аль-Анфаль, аят 55

[90] аль-Бухари, 6307.

[91] Муслим, 2702.

[92] аль-Бухари, 6309; Муслим, 2747.

[93] Сура аш-Шура, аят 11

[94] Сура аль-Бакара, аят 225

[95] Сура ат-Тауба, аяты 65-66

[96] Муслим, 2759.

[97] Муслим, 2703.

[98] ат-Тирмизи, 3537; ибн Маджах, 4253; Ахмад, 2/132. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами‘», 1903.

[99] Сура аль-Маида, аят 64

[100] Сура аш-Шура, аят 11

[101] Сура ан-Ниса, аят 18

[102] Сура аль-Муджадиля, аят 11

[103] Сура аль-Маида, аят 6

[104] Муслим, 274.

[105] Муслим, 274

[106] Муслим, 276.

[107] Сура аль-Худжурат, аят 2

[108] аль-Бухари, 3688; Муслим, 2639.

[109] аль-Бухари, 3470; Муслим, 2766.

[110] Сура ан-Ниса, аят 48

[111] Сура ан-Ниса, аят 93

[112] Сура аз-Зумар, аят 53

[113] Сура аль-Фуркан, аяты 68-70

[114] Сура ат-Тауба, аяты 117-119.

[115] Сура ат-Тауба, аяты 95-96.

[116] Сура ат-Тауба, аят 118.

[117] аль-Бухари 4418, Муслим 2769.

[118] “ад-Духа” — так называется период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.

[119] Сура аль-Анфаль, аят 47

[120] Сура аль-Анфаль, аят 12

[121] аль-Бухари, 1370; Муслим, 2873-2875.

[122] Сура аль-Анфаль, аят 41

[123] Сура али ‘Имран, аят 123

[124] Сура ат-Тауба, аят 25

[125] аль-Бухари, 4274; Муслим, 2494.

[126] Сура аль-Ан‘ам, аят 110

[127] аль-Бухари, 1283; Муслим, 926.

[128] Сура ат-Тауба, аят 79

[129] Муслим, 438.

[130] аль-Бухари, 1410; Муслим, 1014.

[131] аль-Бухари, 6023; Муслим, 1016.

[132] Сура аз-Зальзаля, аяты 7-8

[133] Сура ат-Тауба, аят 80

[134] аль-Бухари, 2097; Муслим, 715.

[135] Сура аль-Муджадаля, аят 1

[136] Сура аль-‘Анкабут, аят 10

[137] Сура аль-Мунафикун, аят 9

[138] аль-Бухари, 1; Муслим, 1907.

[139] Абу Дауд, 5229; ат-Тирмизи, 2755; Ахмад, 4/93.

[140] аль-Бухари, 4121; Муслим, 1768.

[141] Сура ат-Тауба, аят 119

[142] Сура ат-Тауба, аят 117

[143] Сура ат-Тауба, аят 118

[144] Сура ат-Тауба, аят 118

[145] Сура ат-Тауба, аят 95

[146] Сура ат-Тауба, аят 96

[147] аль-Бухари, 3209; Муслим, 2637.

[148] Сура Марйам, аят 96

[149] См. “Сильсиля ас-Сахиха”, 2311.

[150] Сура Худ, аят 114

[151] аль-Бухари, 6069; Муслим, 2990.

[152] аль-Бухари, 6436, 6437; Муслим, 1049.

[153] аль-Бухари, 2826; Муслим, 1890.

[154] Сура аль-Фуркан, аяты 68-70

[155] Сура али ‘Имран, аят 200

[156] Сура аль-Бакара, аят 155

[157] Сура аз-Зумар, аят 10

[158] Сура аш-Шура, аят 43

[159] Сура аль-Бакара, аят 153

[160] Сура Мухаммад, аят 31

[161] Сура али ‘Имран, аят 200

[162] ибн Маджах, 3803; Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 4727.

[163] Сура али ‘Имран, аят 200

[164] Муслим, 251.

[165] Сура аль-Бакара, аят 155

[166] Сура аз-Зумар, аят 10

[167] Сура аш-Шура, аят 43

[168] Сура аш-Шура, аят 40

[169] Сура аш-Шура, аят 40

[170] Сура аль-Бакара, аят 153

[171] Ахмад, 1/293.

[172] См. «Сахих аль-Джами‘», 4703.

 

[173] Сура аль-Хадид, аят 4

[174] Сура аль-Муджадаля, аят 7

[175] Сура ан-Нахль, аят 128

[176] Сура Мухаммад, аят 31

[177] Сура Хадж, аят 70

[178] Муслим, 223.

[179] Сура аль-А‘раф, аят 180

[180] Сура ан-Нахль, аят 60

[181] Сура ад-Духан, аят 38

[182] Сура ат-Тин, аят 8

[183] См. “Сахих аль-Джами‘”, 4640.

[184] Ахмад, 2/169.

[185] Сура Йунус, аят 5

[186] Сура аль-Ан‘ам, аят 60

[187] Сура али ‘Имран, аят 190

[188] аль-Бухари, 1469; Муслим, 1053.

[189] Муслим, 2999.

[190] Сура Ибрахим, аят 7

[191] аль-Бухари, 4462.

[192] аль-Бухари, 4463.

[193] Муслим, 384.

[194] аль-Бухари, 401; Муслим, 572.

[195] Сура аль-Ан’ам, аят 50.

[196] Сура аль-Джинн, аяты 21-23.

[197] Сура аш-Шу’ара, аят 214.

[198] аль-Бухари, 2753; Муслим, 204.

[199] аль-Бухари 1284, Муслим 923.

[200] Сура ан-Нур, аят 33.

[201] Сура ар-Ра’д, аят 8.

[202] Сура Йунус, аят 49.

[203] Муслим, 3005.

[204] Ибо Всевышний Аллах ответил на мольбу этого юноши.

[205] Как сказал Всевышний Аллах: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей». (Сура аль-’Анкабут, аят 65)

[206] Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто (намеренно) бросится с горы и погубит себя, будет всё время лететь вниз в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно; тот, кто (намеренно) выпьет яд и погубит себя, будет держать в руке этот яд и всё время пить его в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно; тот, кто убьёт себя железом, будет держать это железо в руке, поражая им себя в живот в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно». аль-Бухари, 5778; Муслим, 109.

 

[207] аль-Бухари, 1283; Муслим, 926.

[208] Как говорил ибн уль-Къаййим в книге «Зад аль-Ма‘ад»: «Также человек должен знать то, что как бы сильно он ни возмущался, все равно, в конце концов, он вынужден будет терпеть. Но это терпение уже не будет похвальным и за него не будет награды. Поэтому, некоторые мудрецы говорили: “Разумным является тот, кто делает в начале бедствия то, что невежда делает лишь по прошествии дней! А кто не хочет терпеть благородным терпением, тот все равно успокоится, как успокаиваются животные”. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Терпение проявляется при первом потрясении”. аль-Аш‘ас ибн Къайс сказал: “Необходимо проявлять терпение с верой и надеждой на награду Аллаха, а иначе ты все равно успокоишься, как успокаиваются животные”».

[209] Ат-Тирмизи, 320; ан-Насаи, 2043; Абу Дауд, 3236. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим из-за подкрепляющих цепочек.

[210] аль-Бухари, 6424.

[211] Так как люди избежали засухи, дождь полил посевы, и люди ожидают обильного урожая, и так далее.

[212] аль-Бухари, 5734.

[213] аль-Бухари, 5730.

[214] Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не знаешь о тех, которые покинули свои жилища, опасаясь смерти, хотя их были тысячи? Аллах сказал им: «Умрите!». Затем Он оживил их. Воистину, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны». (Сура аль-Бакара, аят 243)

Сказал шейх ас-Саади: «Разве ты не слышал удивительную историю, произошедшую с сынами Исраила, селение которых было поражено чумой? Они покинули свои жилища, спасаясь от гибели, однако бегство не помогло им спастись от того, чего они опасались. Аллах определил им судьбу, которая была диаметрально противоположна их желаниям, умертвив их всех до одного. Но потом Аллах смилостивился над ними и вернул их к жизни. Возможно, это произошло благодаря молитве одного из пророков, как считали многие комментаторы Корана, но, может быть, это произошло по другой причине. В любом случае, произошедшее событие было милостью Аллаха, Который никогда не прекращает осенять людей Своей милостью. Это событие обязывало сынов Исраила возблагодарить Его, признать оказанную им милость и воспользоваться ею для того, чтобы снискать Его благоволение. Однако большинство людей не стало благодарить Его надлежащим образом».

[215] аль-Бухари, 5653.

[216] аль-Бухари, 2892.

[217] аль-Бухари, 5652; Муслим, 2576.

[218] Сура аль-Бакара, аят 133.

[219] Сура аль-Беййина, аяты 7-8.

[220] Передается со слов ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауфа и Са’ида ибн Зейда, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Абу Бакр в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Усман в Раю, ‘Али в Раю, Тальха ибн ‘Убайдуллах в Раю, аз-Зубайр ибн аль-‘Ауам в Раю, ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф в Раю, Са’д ибн Аби Уаккъас в Раю, Са’ид ибн Зейд в Раю и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах в Раю». Этот хадис приводят Ахмад 1/188, ат-Тирмизи 3747, Ибн Маджах 132 и др. Его достоверность подтвердили хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль. См. «аль-Имта’» 1/104, «Сахих аль-джами’» 50, “Сахих Даляиль ан-нубууа” 203.

[221] Ахлю-Сунна уаль-джама’а убеждены в том, что джины могут входить в тела людей и сводить их с ума, и в этом вопросе они единогласны. А отрицали это только различные философы, которые считали, что подобное не соответствует здравому смыслу. Первыми отрицать начали данный факт сторонники му’тазилитского течения. Имам ас-Суюты сказал: “Отрицала группа из числа му’тазилитов вхождение джина в тело человека”. См. “Люкъат аль-марджан” 134.

[222] Сура аль-Бакара, аят 275.

[223] Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил в отношении этого аята: “Занимавшийся ростовщичеством будет воскрешен в Судный день как пораженный джином”. Ибн Аби Хатим 2/544, Ибн аль-Мунзир 1/26.

Имам Ибн Джузий аль-Кальби сказал: “Все толкователи Корана единогласны, что смысл аята в том, что подобные люди воскреснут как пораженные джинами”. См. “ат-Тасхиль” 1/94.

Имам аль-Къуртуби сказал: “В этом аяте доказательство на несостоятельность заявления тех, кто отрицает поражение со стороны джинов, говоря, что это следствие естественных окружающих вещей”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 4/391.

[224] Ахмад 4/170, аль-Хаким 2/617, ад-Дарими 1/10. Хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим, а имам аль-Бикъа’и назвал хадис достоверным. См. “Назм ад-дурар” 4/113, “аль-Бидая уа-ннихая” 6/159, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/875.

[225] См. «Зад уль-Ма’ад», 4/68-69.

[226] аль-Бухари, 2311.

[227] Однако в разбираемом нами хадисе говорится о великом достоинстве того, кто проявляет терпение во время эпилепсии. Хафиз Ибн Хаджар в отношении этого хадиса сказал: “В этом хадисе указание на достоинство поражения, и что терпение трудностей мира этого влекут награду Рая. И в нем указание на то, что выбрать сложное лучше, чем облегчение для того, кто знает о себе способность это выдержать и устоять перед этой трудностью. Также в этом хадисе доказательство на дозволенность оставления лечения. Также в нем указание на то, что лечение любой болезни с помощью мольбы (ду’а) и поиска убежища у Аллаха лучше и полезнее, чем лечение с помощью лекарств и зелий”. См. “Фатхуль-Бари” 10/143.

[228] аль-Бухари, 3477; Муслим, 1792.

[229] Сура аль-Ан‘ам, аят 124.

[230] Сура аль-Ан‘ам, аяты 34-35.

[231] Сура Йусуф, аят 111.

[232] аль-Бухари, 2802; Муслим, 1796.

[233] аль-Бухари, 5641; Муслим, 2573.

[234] аль-Бухари, 5648; Муслим, 2571.

[235] аль-Бухари, 5645.

[236] аль-Бухари, 5671; Муслим, 2680.

[237] Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто (намеренно) бросится с горы и погубит себя, будет всё время лететь вниз в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно; тот, кто (намеренно) выпьет яд и погубит себя, будет держать в руке этот яд и всё время пить его в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно; тот, кто убьёт себя железом, будет держать это железо в руке, поражая им себя в живот в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно». аль-Бухари, 5778; Муслим, 109.

[238] Сура аль-Бакара, аят 104.

[239] Речь идёт об отборных финиках.

[240] аль-Бухари, 2201, 2202; Муслим, 1593.

[241] Сура ан-Намль, аят 65.

[242] Сура Лукман, аят 34.

[243] Сура Марйам, аят 23.

[244] Сура Йусуф, аят 101.

[245] Муслим, 2999.

[246] Имеется в виду религия Ислам!

[247] аль-Бухари, 3612.

[248] Сура ан-Ниса, аят 166.

[249] аль-Бухари, 3150; Муслим, 1062.

[250] Сура аль-Ан‘ам, аят 34.

[251] ат-Тирмизи, 2396. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 308.

[252] Сура Худ, аят 107.

[253] Сура аль-Хадж, аят 18.

[254] Речь идет о новорожденном.

[255] аль-Бухари, 5470; Муслим, 2144.

[256] Под номером 1301.

[257] Под номером 2144.

[258] Имам ан-Науауи говорил: “Знай, что под отговорками и двусмысленностями подразумевается использование понятных слов, когда имеется в виду нечто противоположное их очевидному смыслу, что можно выразить с помощью этих слов. Это является одним из видов обмана и введения в заблуждение. Ученые указывали, что в использовании отговорок нет ничего плохого, если это необходимо для достижения того, что одобряется шариатом, когда собеседника предпочтительнее обмануть, или если то, что обязательно нужно сделать, можно осуществить только с помощью лжи. В иных случаях прибегать к отговоркам и говорить двусмысленные вещи нежелательно, но не запретно, если только это не приведет к совершению несправедливости, ибо тогда использование отговорок становится запретным”. См. “аль-Азкар” 380.

[259] Шейх Ибн аль-Къайим упоминал о трех видах хитрости и уловках:

«1. Разрешенная хитрость, проявляющаяся в подчинении и приближении к Господу.

2. Разрешенная хитрость, за совершение или несовершение которой нет греха и упрека. Бывает ситуация когда лучше применить хитрость, а также, когда от нее лучше отказаться, и поэтому следует исходить из ситуации.

3. Запрещенная хитрость. К этому виду относится попытка обмануть Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) увиливая от совершения обязанностей; отказываясь от того, что пришло в шариате и, разрешая то, что в нем запрещено; не признавая слова наших праведных предшественников, имамов и ученых мухаддисов». См. “Игъасату-лляхфан” 1/384.

[260] Муслим, 2132.

[261] Абу Дауд, 4031; Ахмад, 2/50.

[262] Имам аш-Шатыби передал единогласное мнение сподвижников, что после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) нельзя искать благословение посредством какого-либо человека! Имам аш-Шатыби говорил: “Нельзя искать благословение посредством кого-либо после пророка (мир ему и благословение Аллаха), а кто будет это делать, подражая пророку (мир ему и благословение Аллаха), тот совершит нововведение! Это все равно, что если бы человек взял в жены больше, чем четыре жены, говоря, что он следует в этом примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “аль-И’тисам” 2/11.

[263] аль-Бухари, 6114; Муслим, 2609.

[264] аль-Бухари, 6115; Муслим, 2610.

[265] аль-Бухари, 6116.

[266] Передают, что Абу Бакра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Никто не имеет права судить двух людей, будучи разгневанным». Этот хадис передали аль-Бухари (7158) и Муслим (1717).

 

[267] Абу Дауд, 4777; ат-Тирмизи, 2021; ибн Маджах, 4186; Ахмад, 3/440. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан). См. «Сахих аль-Джами‘», 6518.

[268] аль-Бухари, 6116.

[269] ат-Тирмизи, 2399.

[270] См. стр. 153.

[271] Сура аль-А‘раф, аят 199.

[272] аль-Бухари, 4642.

[273] Сура аль-А‘раф, аят 199.

[274] аль-Бухари, 6108; Муслим, 47.

[275] الجهل – «аль-джахль».

[276] Сура Фуссылят, аят 34.

[277] аль-Бухари, 7052; Муслим, 1843.

[278] аль-Бухари, 7057; Муслим, 1845.

[279] Сура аль-Ан’ам, аят 129.

[280] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ждал появления прохлады и тени, чтобы люди были более бодрыми.

[281] аль-Бухари, 2965, 2966; Муслим, 1742.

[282] Сура али ‘Имран, аяты 169-171.

[283] Сура аль-Ахзаб, аят 25.

[284] Сура аль-Анфаль, аяты 45-46.

[285] Сура ат-Тауба, аят 119.

[286] Сура аль-Ахзаб, аят 35.

[287] Сура Мухаммад, аят 21.

[288] Сура ат-Тауба, аят 119.

[289] Хадис об этом случае уже разбирался в данной книге под номером 21.

[290] Сура ат-Тауба, аяты 95-96.

[291] Сура ат-Тауба, аят 118.

[292] Сура ат-Тауба, аят 119.

[293] Сура аль-Ахзаб, аят 35.

[294] Сура аль-Ахзаб, аят 35.

[295] Сура Мухаммад, аят 21.

[296] Сура аль-Ахзаб, аят 24.

[297] аль-Бухари, 6094; Муслим, 2607.

[298] Сура али ’Имран, аят 185.

[299] Сура ан-Ниса, аят 69.

[300] Сура аль-Маида, аят 75.

[301] Ночное перенесение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Йерусалим и вознесение его на небеса. Аллах Всевышний сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение». (Сура аль-Исра, аят 1)

[302] Сура аль-Инфитар, аят 14.

[303] Абу Дауд, 4990.

[304] ат-Тирмизи, 2518; ан-Насаи, 5711; Ахмад, 1/200.

[305] Сура ат-Тауба, аят 74.

[306] аль-Бухари, 7; Муслим, 1773.

[307] Сура аль-Анбийа, аят 25.

[308] Сура ан-Нахль, аят 36.

[309] ат-Тирмизи, 2621; ан-Насаи, 463; ибн Маджах, 1079; Ахмад, 5/346, 355.

[310] ат-Тирмизи, 2622. Шейх аль-Альбани назвал иснад сообщения достоверным. См. «аль-Мишкат», 579.

[311] Муслим, 82.

[312] Сура ат-Тауба, аят 119.

[313] аль-Бухари, 33; Муслим, 59.

[314] Абу Дауд, 4990.

[315] Сура аль-Исра, аят 32.

[316] Сура аль-Ахзаб, аят 33.

[317] Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети, однако пусть они выходят неукрашенными». Абу Дауд, 565; Ахмад, 2/438. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «аль-Ируа», 515.

[318] Сура аль-Бакара, аят 273.

[319] Муслим, 1909.

[320] Сура ан-Ниса, аят 69.

[321] От Джабира ибн ‘Атика сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помимо убитых в сражении на пути Аллаха, мученичество (бывает) семи (видов): заболевший (и умерший) от чумы - шахид; утонувший – шахид; заболевший (и умерший) от плеврита – шахид; (умерший из-за болезни) живота – шахид; погибший в огне – шахид; и тот, который умер под обломками – шахид; и женщина, умершая по причине беременности – шахид». Этот хадис передали Малик 554, Ахмад 5/446, Абу Дауд 3111, Ибн Маджах 2803, Ибн Хиббан 3189. Ибн Хазм, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз Ибн Хаджар, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аль-Мунзири, ас-Суюты и шейх аль-Альбани, подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Мухалля» 11/108, «аль-Истизкар» 2/591, «ат-Тамхид» 19/202, «Базль аль-ма’ун» 104, «аль-Ахкам ас-сугъра» 481, «ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2/291, «Джами’ ас-сагъир» 4952, «Ахкамуль-джанаиз» 54.

Со слов Рашида ибн Хубайша сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Смерть на пути Аллаха – это причина шахады; чума – шахада; утонуть – шахада; смерть от живота – шахада; сгореть – шахада; а также смерть во время послеродового кровотечения, ее ребенок введет ее за пуповину в Рай». Ахмад 3/489. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 4439.

Со слов Раби’а аль-Ансари сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Быть заколотым насмерть, умереть от чумы, под обломками, быть съеденным дикими животными, утонуть, сгореть, умереть от болезни живота и плеврита – все это шахада!» Ибн Къани’ в «аль-Му’джам». Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Мунауи и шейх аль-Альбани. См. «Файдуль-Къадир» 5339, «Сахих аль-джами’» 3953.

 

[322] Муслим, 140.

[323] Абу Дауд 4772, ат-Тирмизи 1421. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6445.

[324] Со слов Сууайда ибн Мукъаррина сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто был убит по несправедливости, тот шахид». ан-Насаи 4096. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6447.

[325] Сура али ‘Имран, аяты 169-171.

[326] аль-Бухари, 3124; Муслим, 1747.

[327] Сура аш-Шарх, аят 7.

[328] Муслим, 560.

[329] Сура Йа Син, аят 38.

[330] Сура али ’Имран, аят 146.

[331] Аллах Всевышний сказал: «Когда Талут (Саул) отправился в путь с войском, он сказал: "Аллах подвергнет вас испытанию рекой. Кто напьется из нее, тот не будет со мной. А кто не отведает ее, тот будет со мной. Но это не относится к тем, кто зачерпнет пригоршню воды". Напились из нее все, за исключением немногих из них. Когда же он и уверовавшие вместе с ним перебрались через нее, они сказали: "Сегодня мы не справимся с Джалутом (Голиафом) и его войском". Но те, которые твердо знали, что встретятся с Аллахом, сказали: "Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!" Аллах - с терпеливыми. Когда они показались перед Джалутом (Голиафом) и его войском, то сказали: "Господь наш! Пролей на нас терпение, укрепи наши стопы и помоги нам одержать победу над неверующими людьми". Они разгромили их по воле Аллаха. Давуд (Давид) убил Джалута (Голиафа), и Аллах даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему пожелал. Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам». (Сура аль-Бакара, аяты 251)

[332] Сура аль-Къамар, аяты 1-2.

[333] Сура Йунус, аяты 96-97.

[334] То есть: творения получат вознаграждение за добро и наказание за зло.

[335] Сура аль-Къамар, аяты 2-3.

[336] Передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было отдано предпочтение перед другими пророками в шести вещах: мне была дарована способность говорить с людьми, произнося немного слов, в которые вкладывается много смысла; мне была оказана помощь страхом, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня на расстоянии месяца пути; мне было дозволено брать военную добычу; вся земля была сделана для меня местом совершения молитв и средством очищения; я был направлен ко всем людям и я стал последним пророком». аль-Бухари, 438; Муслим, 521.

[337] Сура ат-Тахрим, аят 3.

[338] Сура аль-Джинн, аяты 26-27.

[339] аль-Бухари, 2082; Муслим, 1532.

[340] аль-Бухари, 2112; Муслим, 1531.

[341] Сура аш-Шу’ара, аяты 218-219.

[342] Сура аль-Хадид, аят 4.

[343] Сура али ’Имран, аят 5.

[344] Сура аль-Фаджр, аят 14.

[345] Сура Гъафир, аят 19.

[346] Сура аль-Ахзаб, аят 52.

[347] Сура аш-Шу’ара, аяты 217-219.

[348] Муслим, 482.

[349] Сура аз-Зухруф, аят 80.

[350] Сура Къаф, аят 18.

[351] аль-Бухари, 6108; Муслим, 47.

[352] Сура Къаф, аят 16.

[353] Муслим, 8.

[354] Сура аш-Шу’ара, аяты 217-219.

[355] Сура аль-Хадид, аят 4.

[356] Сура Та Ха, аят 5.

[357] Сура аль-Ан’ам, аят 18.

[358] Сура аль-Мульк, аят 16.

[359] Сура аль-Бакъара, аят 255.

[360] Сура аль-А’ля, аят 1.

[361] Сура аль-Бакъара, аят 186.

[362] Сура аль-Бакъара, аят 255.

[363] Этот хадис упомянул хафиз ибн Касир в своем тафсире, 1/332. Также его передал ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире, 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 109.

[364] Сура аль-Хадид, аят 4.

[365] Сура аль-Хадид, аят 4.

[366] Сура аль-Муджадаля, аят 7.

[367] Сура ан-Ниса, аят 108.

[368] Сура ан-Нахль, аят 128.

[369] Сура Мухаммад, аят 35.

[370] Сура али ’Имран, аят 5.

[371] Сура аль-Ан’ам, аят 59.

[372] Сура аль-Фатиха, аяты 5-7.

[373] Сура аль-Фаджр, аят 14.

[374] Сура аль-Фаджр, аяты 6-14.

[375] Сура Фуссылят, аят 15.

[376] Сура Фуссылят, аят 15.

[377] Сура аль-Ахкъаф, аят 24.

[378] Сура аль-Ахкъаф, аяты 24-25.

[379] Сура Фуссылят, аят 16.

[380] Сура Худ, аят 62.

[381] Сура аз-Зариййат, аят 52.

[382] Сура Худ, аят 65.

[383] Так сказал Аллах Всевышний: «Воистину, Мы наслали на них всего лишь один вопль, и они уподобились сену хозяина загона». (Сура аль-Къамар, аят 31) Шейх ас-Саади сказал: «На четвертый день после убийства верблюдицы ангел Джибриль издал один-единственный вопль, в результате чего самудяне уподобились хворосту, из которого делали ограды. Существует мнение, что речь идет о хворосте, т.е. иссохших мелких стволах и сучьях деревьев, которые арабы использовали при строительстве оград для загонов. Согласно второму толкованию, речь идет о сене, которое хозяева загонов собирают для своего скота на зиму. Так или иначе, всего одного вопля было достаточно, чтобы самудяне попадали на землю, словно иссохшие деревья и сучья, которые в прежние времена собирали хозяева загонов».

[384] Аллах Всевышний сообщил об этом: «Фараон сказал: "А что такое Господь миров?"» (Сура аш-Шу ‘ара, аят 23)

[385] Как сказал Аллах Всевышний: «Фараон сказал: "О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня"». (Сура аль-Къасас, аят 38)

[386] Сура Гъафир, аяты 36-37.

[387] Сура аль-Исра, аят 102.

[388] Сура ан-Намль, аят 14.

[389] Сура Та Ха, аят 59.

[390] Сура Та Ха, аят 68-69.

[391] Шейх ас-Саади сказал: «Веревки и посохи чародеев не превратились в живых змей, а были все лишь иллюзией, которая не смогла противостоять истинному знамению, которое Всемогущий Аллах явил посредством своего пророка Мусы. Увидев это величайшее знамение, чародеи, которые прекрасно разбирались в колдовстве, поняли, что Муса не был колдуном и что его чудо является одним из доказательств его правдивости и правдивости его пророческой миссии. Поэтому они уверовали в Аллаха и тотчас поклонились Всевышнему Господу. Ложь была разгромлена, и ее предводители признались в собственном заблуждении. Истина же восторжествовала, и целый народ стал свидетелем ее триумфа».

[392] Сура аш-Шу‘ара, аяты 46-48.

[393] Сура Та Ха, аят 71.

[394] Сура Та Ха, аят 71.

[395] Сура Та Ха, аят 72.

[396] Сура Та Ха, аяты 72-73.

[397] Сура аш-Шу‘ара, аят 61.

[398] Сура аш-Шу‘ара, аят 62.

[399] Сура Та Ха, аят 77.

[400] Сура Йунус, аят 92.

[401] Имея в виду Мусу, мир ему.

[402] Сура аз-Зухруф, аяты 51-53.

[403] Сура аль-Фаджр, аят 14.

[404] Сура Гъафир, аят 19.

[405] Сура аль-Хадж, аят 46.

[406] Сура аль-Хадж, аят 46.

[407] Сура аль-Хадж, аят 46.

[408] Сура аль-Хадж, аят 46.

[409] аль-Бухари, 52; Муслим, 1599.

[410] Муслим, 8.

[411] Сура аль-Мумминун, аяты 99-100.

[412] Сура ан-Наджм, аяты 4-9.

[413] Сура ан-Наджм, аяты 13-14.

[414] Сура ан-Нур, аят 63.

[415] Сура аль-А‘раф, аят 180.

[416] Сура аль-Анбийа, аят 25.

[417] Сура ан-Нахль, аят 36.

[418] Абу Дауд, 3116; Ахмад, 5/247; аль-Хаким, 1/35.

[419] Сура али ‘Имран, аят 85.

[420] Сура аль-Фуркъан, аят 1.

[421] Сура аль-А‘раф, аят 158.

[422] Здесь под общиной имеется в виду всё человечество.

[423] Муслим, 153.

[424] Сура аль-Анбийа, аят 107.

[425] Сура аль-Ахзаб, аят 40.

[426] Сура аль-Маида, аят 3.

[427] аль-Бухари, 1010.

[428] Здесь имеется в виду то, что покойный завещал раздавать бедным после своей смерти, или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели.

[429] Муслим, 1631.

[430] Сура аль-Фатиха, аят 2.

[431] Сура аль-Фатиха, аят 3.

[432] Сура аль-Фатиха, аят 4.

[433] Сура аль-Фатиха, аят 5.

[434] Сура аль-Фатиха, аяты 6-7.

[435] Муслим, 395.

[436] Сура аль-‘Анкабут, аят 45.

[437] аль-Бухари, 3207; Муслим, 163.

[438] Намаз, совершенный до наступления положенного времени, недействителен по единогласному мнению всех мусульман. См. «аль-Мугъни», 2/45.

[439] Сура ан-Наса, аят 103.

[440] Например, больные или путники.

[441] То есть: совершай утреннюю молитву «фаджр».

[442] Сура аль-Исра, аят 78.

[443] Эта заря также называется действительной зарей. Действительная заря – это светлая полоска на горизонте, которая тянется вдоль горизонта. Это вторая утренняя заря, так как бывает еще и первая. Первая заря бывает раньше времени утренней молитвы и полоска в это время тянется не вдоль горизонта, а просекает небо вертикально. Это первая утренняя заря, и она не считается временем начала утреннего намаза.

[444] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время полуденной (зухр) молитвы начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени человека станет равна его высоте». Муслим 612.

[445] То есть, если солнце идет ровно посередине неба, то ровно в полдень предметы не будут давать тени, так как солнце прямо над ними, а когда солнце начинает отклоняться, тень предмета начинает расти, и именно в это время наступает время обеденной молитвы.

[446] Понять это немного сложно, потому объясню на примере. Например, у нас на глазах предмет высотой 1 метр. Солнце потихоньку поднимается, а тень предмета уменьшается, уменьшается и вот наступил полдень, но тень предмета не исчезла совсем, а, допустим, осталось 40 сантиметров тени. Солнце достигло середины неба, и тень предмета перестала уменьшаться. И вот когда эти 40 сантиметров начнут увеличиваться, наступает время обеденной молитвы. А заканчивается оно тогда, когда тень предмета будет равна самому предмету, плюс тому остатку, который оставался в полдень. Тень предмета – 1 метр, а остаток был 40 сантиметров, следовательно, время обеденной молитвы длится до тех пор, пока тень нашего предмета не достигнет 1 метра 40 сантиметров.

[447] От Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте послеобеденную (‘аср) молитву тогда, когда тень предмета равна ее длине». ан-Насаи 1/91, ат-Тирмизи 1/281. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани.

[448] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте вечернюю (магъриб) молитву, как только зайдет солнце». ат-Табарани 4058. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1915.

Длится же время молитвы магъриб до полного исчезновения красноты, т.е. вечерней зари. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время вечерней (магъриб) молитвы длится до исчезновения вечерней зари». Муслим 1/427.

Имам ас-Сан’ани сказал: “В арабском словаре сказано: «Шафакъ (вечерняя заря) – это краснота на небе, которая появляется после захода солнца и исчезает с наступлением ночи или незадолго до этого»“. См. “Субулю-Ссалям” 1/162.

[449] Когда ангел Джибриль (мир ему) обучал временам молитв пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: «Совершай ночную (‘иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря». ан-Насаи, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 250.

[450] То есть, если заход солнца в 21:00, а рассвет в 5:00, значит между ними восемь часов. Разделив, это время пополам, получаем 4 часа. Следовательно, полночь наступает в 01:00.

[451] Муслим, 612.

[452] аль-Бухари, 597; Муслим, 684.

[453] Муслим, 1718. Также похожий хадис есть у имама аль-Бухари, 2697.

[454] аль-Бухари, 135; Муслим, 225.

[455] Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что справление малой и большой нужды нарушают омовение”. См. «аль-Иджма’» 17.

[456] Абу Хурайра сказал: “Тот, кто крепко уснул, обязан взять омовение”. аль-Байхакъи, см. “аль-Аусат” 1/145. Достоверность подтвердил имам ад-Даракъутни.

Также Ибн 'Аббас сказал: “Омовение обязательно для каждого, кто уснул, кроме того, кто слегка задремал”. 'Абдур-Раззакъ 479. Иснад хороший.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: