Томас Карлейль (1795-1881) родился в Шотландии и после окончания Эдинбургского университета в 1834 г. переехал в Лондон, где и прожил до своей смерти, став одним из наиболее талантливых и оригинальных историков, журналистов и общественных деятелей средневикторианской Великобритании.
Среди обширного творческого наследия Карлейля следует выделить такие работы, как «История Французской революции» (1836), «Герои и героическое в истории» (1840), «Прошлое и настоящее» (1843).
Т. Карлейль вошел в историю британской и европейской политико-правовой мысли как автор теории ценностного консерватизма. В сравнении со структурным консерватизмом Э. Берка консерватизм Карлейля допускает общественные изменения при условии сохранения общественной стабильности, что, в первую очередь, проявляется в сохранении общественной морали и системы ценностей.
Это связано с тем, что Карлейль жил значительно позже Берка, когда Великобритания преодолела трудности войн с наполеоновской Франци ей и в основном завершила промышленный переворот. В середине XIX века Великобритания превратилась в мирового экономического гегемона в качестве «мастерской мира», обеспечила высокий уровень социального и политического развития, сумела достичь значительных успехов в решении «рабочего вопроса», ликвидации трущоб и т. д.
Но Карлейль как консерватор не прославляет, а критикует состояние современного ему общества. По его мнению, промышленное развитие Великобритании достигается за счет сильнейшего духовного кризиса, роста прагматизма, конформизма и эгоизма, ведущего к социальной и экономической дифференциации и к потере национального единства. Экономическое лидерство Великобритании достигается за счет недопустимого загрязнения окружающей среды, что ведет к ухудшению физического и нравственного здоровья нации, к ее деградации и вырождению.
|
Карлейль как философ вслед за Берком продолжает критику метафизического материализма Просвещения XVIII и либерализма XIX века. Его философскую позицию можно определить, как органический интуитивизм. Карлейль заимствует и популяризирует в Великобритании концепцию «органического» государства одного из представителей немецкой классической философии Иоганна Готлиба Фихте.
г Неоидеализм Карлейля стал одной из основ формирования «философии жизни», которое позже продолжили Ф. Ницше и А. Бергсон.
Карлейль заимствует у Канта понимание человека как источника непознаваемых до конца внутренних сил и противопоставляет его просветительскому пониманию человека как точки пересечения и объекта приложения внешних сил. Он не принимает определение человека как машины, находящейся в однозначной причинно-следственной зависимости от механических сил внешнего мира, Мыслитель противопоставляет идеальные феномены материальным объектам, а созерцание и спонтанные озарения («инсайты», от английского - insight) — формальным «школам логики».
В то же время Карлейль избегает механического копирования немецких концепций. В соответствии с традицией британского «практического разума» он критикует «вертеризм» Гете, изложенный в его романе «Страдания молодого Вертера», как чрезмерное и бессмысленное самоуглубление. Для Карлейля идеи — это средство решения конкретных задач, а не абстрактного теоретизирования.
|
Карлейль как протестантский мыслитель переводит идею удаленности мира от Бога в прагматический культ активности человека в мире. Для него Бог или Провидение - это движущая сила истории, реализующаяся в человеческой деятельности. Человек познает божественную волю через органическое объединение в своей душе умственного и нравственного начал. Таким образом, человек сочетает в себе статичную нравственную сущность как область «вечных ценностей» и динамическое практическое поведение как сферу, регулируемую разумом.
Карлейль как консервативный мыслитель утверждает примат обязанностей человека над его правами. Он считает, что основное право человека — это не его свобода, а труд во искупление первородного греха. Труд у Карлейля является не экономической, а этической категорией и проявляется не в производстве материальных благ, а в способности индивида подчинять свои желания социальной иерархии, закону и общественному благу, в способности отказаться от личных корыстных интересов ради служения обществу.
Труд является критерием социальной иерархии, т. к. на его основе управляющие «трудолюбивые» верхи естественным образом подчиняют «ленивые» низы. Равенство Карлейль считает бессмысленным, т. к. только гениальное меньшинство способно открыть истину, которую большинство обречено принимать на веру. Таким образом, элита создает в обществе органическое единство культуры на основе ценностного консенсуса.
Карлейль вошел в историю политико-правовой мысли как автор теории Героев как исторических типов элиты. Герой Карлейля - это человек, способный освободиться от влияния физической и социальной среды, способный на своем жизненном пути предпочесть долг «самопожертвования» эгоистическому «счастью». Герой в отличие от не-героя способен руководствоваться в своей жизни волей Провидения и верой в свое религиозное предназначение.
|
Только Герои способны и достойны руководить обществом для его же блага. Но такое руководство нельзя отождествлять с господством и эксплуатацией. Взаимодействие Героев и не-героев Карлейль определяет, как «worship of heroes» или как «поклонение героям». Каждый индивид должен выбрать себе образец для подражания, следовать примеру данного героя, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Карлейль выделяет следующие исторические типы Героев:
1) Герой-бог - примером которого является скандинавский бог Один, - это тот, кто впервые отделил космос от хаоса, а внутреннюю религиозную веру - от внешних магических ритуалов и табу; Карлейль однозначно предпочитает «простоту и силу» скандинавских богов «грациозности и уму» античных богов, как и языческую «отвагу» христианскому «добру»;
2) Герой-пророк — это человек, открывающий волю Провидения людям; в качестве примера Карлейль приводит Мухаммеда, впервые в истории европейёкой мысли дав положительную оценку жизни и деятельности основателя ислама, который, по его мнению, уничтожил идолопоклонство арабов, невежество безграмотного «дтетантизма» и рациональных «спекуляций»;
3) Герои-поэты — это Данте и Шекспир, открывшие моральные ценности «дела и долга» и воплотившие их в эстетике «любви и красоты»; по мнению Карлейля, Данте создал «душу» Европы, а Шекспир — ее «тело»;
4) Герой-пастырь — это человек, который, как М. Лютер, спасает религию от деградации, т. е. от распада на индивидуальные мнения, от избыточного плюрализма и от потери людьми духовных и нравственных авторитетов;
5) Герой-писатель в отличие от Героя-поэта появляется после изобретения книгопечатания, и поэтому его воздействие на умы современников становится всеохватывающим; для Карлейля это Р. Берне и Ж.-Ж. Руссо;
6) Герой-вождь по воле Провидения возглавляет людей в периоды революций и тем самым развенчивает «шарлатанство» попыток революционеров легитимировать свою власть «общественным договором»; Карлейль видит основу власти Героев-вождей в их ответственности перед Богом и людьми и в сочетании юридических и этических инструментов властвования; О. Кромвель для него выше Наполеона, т. к. он стремится к власти не ради славы и почестей, а ощущая себя «орудием Бога», защитником «истинной» пуританской веры индепендентов от формализованного и поверхностного англиканства.
Карлейль критикует результаты промышленного переворота и распространения демократии в Великобритании, используя критерий нравственной оценки общественных изменений. Результаты экономического развития он оценивает как создание «заколдованного богатства», которым его обладатели не могут распоряжаться и которое не приносит им счастья. Карлейль критикует как чрезмерный либерализм или «неуправляемый» фритред, так и чрезмерный этатизм или «злоуправляемую» государственную регламентацию общественной и частной жизни.
Карлейль видит в реформах середины XIX века в Великобритании пе реход власти не к Героям, а к буржуа-плутократам Маммоны (это символическое выражение, обозначающее кошелек в Ветхом Завете), или к праздной землевладельческой аристократии (к Дилетантизму). По его мнению, буржуа не являются Героями, т. к. преследуют не духовные, а материальные цели. Их трудолюбие бессмысленно, т. к. направлено исключительно на материальное обогащение, а не на то, чтобы оставить след в Вечности.В то же время и лендлорды, хотя и не обременены корыстными мотивами, но полностьюшерестали выполнять свои общественные обязанности, и превратились в паразитическую прослойку. По мнению Карлейля, лорды XIX века в отличие от своих средневековых предшественников совершенно не заботятся о благосостоянии своих подданных, и в этом он видит главную причину всех социальных проблем буржуазного общества. Он считает необходимым восстановить органическое единство общества, моральный характер взаимосвязи между управляющими и управляемыми и патерналистскую социальную политику.
Любопытно, что Карлейль, выступая с методологических позиций, противоположных Миллю, приходит к идентичным выводам о необходимости ликвидации крайностей «дикого капитализма» и формирования «государства всеобщего благоденствия».
Демократию Карлейль определяет как «временную путаницу» свободы и равенства или как «сумерки богов», когда масса утрачивает связь со своими Героями, теряя авторитеты и ориентиры развития. Для Карлейля это временное состояние «хаоса», которое должно смениться выдвижением новых Героев.
Политико-правовая концепция Т. Карлейля в целом сохранила смысл консервативной традиции, основанной Э. Берком, и одновременно обогатила ее, приспособив к современным реалиям. Карлейль допускает общественное развитие при условии, что за него не придется платить чрезмерную цену в виде моральной деградации, взаимной вражды и вырождения культуры.